В чем правда, братья?
История фотографии, гуляющей сейчас в Сети в качестве чуть ли не вещдока, – какой бы она была, не перейди братья Комбаровы в «Спартак»?
Вы ведь видели эту фотографию, конечно. Там два парня спортивного вида, им лет по двенадцать (могу ошибаться), и они с весьма довольным видом стоят на фоне спартаковского автобуса, а между ними знаменитая перечеркнутая буква «С».
Сейчас эта фотография для изрядной части спартаковских болельщиков – бальзам на сердце и облегчение. Она удостоверяет, что Дмитрий и Кирилл Комбаровы, в отрочестве запечатленные на фоне упомянутого транспортного средства, – «наши», мясные. Исторически – наши.
А никакие не «динамики».
Ну, а чувства динамовских болельщиков – примерно симметричной их части – никакой фотографией не исправишь. Потому, что Комбаровы предатели, да и все тут. Были «наши», а теперь мясные.
Эх!
Интересно вот, а если бы переход Комбаровых не состоялся, сыграла бы детская фотография роль компромата? Когда-нибудь? С последующим свистом, баннерами, размышлениями на тему «не лги, ещё чего-то там не делай, не предавай»?
Для кого-то точно.
Так рассуждают люди, которые и сына в футбольную школу отдают не для того, чтобы он стал футболистом, а чтоб стал спартаковцем (динамовцем, конём). Они всерьез думают, что этому учат в футбольной школе.
На самом-то деле за пивом учат. Сперва у телевизора, когда краснолицый папа подразумевает, что сынишка обязан разделить его колористический восторг перед символами любимой команды, потом во дворе ровесники, и не подумайте, что пиво в данном контексте должно олицетворить собой зло. Нет, конечно.
А в футбольной школе, если она, конечно, хорошая, учат играть в футбол. А потом, как и в любой другой профессии, ты пробиваешь себе путь наверх, и это на самом деле бесконечный процесс.
Интересно, что теперь будет, если найдутся младенческие фото Комбаровых на фоне паровоза?
Публика хочет от футболистов, чтобы они оставались символами. Радуясь бронзовому успеху «Динамо» два года назад, все болельщики – и цветоманы, и нормальное большинство – все равно выделяли братьев Комбаровых, потому что они свои. Воспитанники. Бог с ней, со спартаковской фотографией – главное, что шаг от дубля к основе они сделали здесь. Шунин вот не смог удержаться, Свежов – когда еще будет, имя Кокорина только начинало мелькать в газетах, а братья, простые, как правда, и похожие друг на друга, словно милиционеры-близнецы – вот они.
Символы.
Юрий Сёмин в свои драматические полгода в «Динамо» тоже видел символ. Только тогда еще в одном брате – в Дмитрии. Придя в команду и вписав первого Комбарова в стартовый состав, Сёмин приговаривал, что в этом и есть задача тренера – ставить на воспитанников, и уподоблял Дмитрия Динияру Билялетдинову. Это тоже был символ.
Теперь забавно констатировать, что, пожалуй, ничего не сближает и не роднит этих игроков, кроме способности сыграть на левом фланге. Природный талант, технарь Билялетдинов – и угловатый, коленками водящий мяч, но бесконечно отдающийся игре боец Комбаров.
Дмитрий Иванов, генеральный директор «Динамо» тех лет, которого сейчас, кажется, сильно клубу не хватает (Бог уже весть, в каком качестве), любил повторять в тесном кругу, что лично ему страшно хотелось бы увидеть, как в защите сборной России на матч выходят братья Березуцкие и братья Комбаровы.
Это тоже был полушутливый, но символ.
И мы, журналисты, символы любим, потому и хватаемся за них, потому и запоминаются они как нельзя прочнее. Я вот помню совсем уж смешную историю про «Рубин», один властный поклонник которого на заре братской карьеры всерьез интересовался – не татары ли они. Ну, чтобы символически усилить ими клуб, лицо столицы Татарстана.
А за всеми этими словесными, и не более чем словесными конструкциями два молодых парня ищут себя в жизни, в не самой простой профессии, которая годится единицам, работают изо дня в день, пашут и мечтают добиться как можно большего.
Так они именно с этим чувством и выросли из тех пацанов у спартаковского автобуса.
Преданность цветам и символам, как правило, приводит к пиву. А верность избранному делу, стремление вычерпать свой талант, каким бы он ни был – безмерным или небольшим – приводит к успеху.
Правда, не всех.
P.S. Этот текст – моя пятничная колонка в газете Советский Спорт. Читайте каждую неделю.
Быть патриотом Милана Реала и Юве конечно хорошо, но что делать другим игрокам, которым не посчастливилось начать там карьеру? Неужели для того чтобы их любмили им нужно десятилетиями отказываться от выгодных перспективных контрактов и сильных клубов, исидеть в какой нибудь Астон-Вилле или Дженоа?