8 мин.

«Это как с девушкой на улице – вы или оборачиваетесь к ней, или нет». Как работают скауты в футболе

Блог Sports.ru и K11 – о том, как искать и находить талантливых футболистов.

alt

Его тезка и однофамилец был капитаном «Лестера» и выводил команду в АПЛ в 1994-м, его брат Микки играл за «Порту» в финале Кубка УЕФА-1984, а сам он возился в любительских командах «Моркэмб», «Чорли» и «Лейланд Моторс», работая школьным учителем физкультуры. Зовут его Стив Уолш. Благодаря ему, «Лестер» потратил на дуэт Варди – Марез один миллион триста семьдесят пять тысяч фунтов.

В восьмидесятые Уолш помогал с просмотром соперников и игроков «Честеру» и «Бери», а в 1990-м Гвин Уильямс, главный скаут и второй тренер «Челси», позвал Стива в свой штаб. До пятницы Уолш работал в школе родного Чорли, потом ехал в аэропорт, просматривал команды и футболистов, которые интересовали «Челси», воскресным вечером возвращался домой и наутро шел в школу.

Во второй половине девяностых Уолш составил скаутский отчет на Джанфранко Дзолу и Туре-Андре Флу, забивших потом за «Челси» полторы сотни мячей, а в 2004 году, с приходом Моуринью, оставил школу и перешел на полную ставку в «Челси», где помогал Андре Виллаш-Боашу разбирать будущих соперников и просматривал потенциальных новичков – например, Дидье Дрогба и Майкла Эссьена.

Через два года Сэм Эллардайс позвал Уолша главным скаутом в «Ньюкасл». Вскоре Эллардайса сменил Найджел Пирсон, с которым Уолш ушел сначала в «Лестер», потом в «Халл», а потом вернулся в «Лестер». Подбирая состав «Лестеру», Уолш опирался на игроков с буксующей карьерой, которые росли, но не закрепились в топ-клубах (Дринкуотер, Симпсон, Хут) или были отвергнуты клубами попроще (Олбрайтон, Варди), а также на малоизученных талантов из небогатых клубов Франции, где у Уолша остались советники со времен работы на «Челси».

В 2012 году французские друзья посоветовали Уолшу посмотреть атакующего полузащитника «Гавра» Райана Мендеса из Кабо-Верде. Уолш, как обычно, начал с видео, а потом и сам приехал на «Стад Осеан», где ему больше понравился не Мендес, а более молодой алжирец Рияд Марез. Во второй французской лиге Уолш заметил и Н’Голо Канте, а год назад убедил нового тренера «Лестера» Раньери, с которым познакомился еще в «Челси», что 24-летний хавбек «Кана» – идеальный преемник Эстебана Камбьяссо.

alt

С этого лета Уолш работает футбольным директором «Эвертона».

Просматривая игроков, Уолш обращает внимание не только на их скорость, количество выигранных единоборств и успешных обводок, но и на выносливость, на скорость решения, на то, поднимают ли голову при передачах, не суетятся ли под прессингом, своевременно ли расстаются с мячом, по делу ли применяют дриблинг, грамотно ли открываются, как реагируют на стрессовые ситуации – сохраняют ли свои сильные качества, например, при разгромном счете и матчах на вылет, или их заслоняет нервозность.

При видеоанализе Уолш всегда делает акцент на матчи с лидерами чемпионата, где выступает футболист, и дерби. Если игрок нравится ему в матчах высокого накала, то он несколько раз просматривает его с трибуны – и уже с соперниками разного уровня, чтобы оценить стабильность футболиста.

«Откройте окно – я выпрыгну». Как на грани жизни и смерти стать лучшим футбольным скаутом мира

Скаут леверкузенского «Байера» Славомир Чарницки в интервью FourFourTwo поделился своими критериями: «Для вратаря важны – рост, ловкость и харизма. Для центрального защитника – скорость, игра головой, прыгучесть, храбрость, хладнокровие. Для крайнего защитника – выносливость, выбор позиции, скорость, дриблинг, владение мячом, умение отдать точную передачу в штрафную. Для опорника – отбор, пас, скорость, физические данные, видение поля, игра в пас. Для атакующего хавбека – сообразительность, чутье, контроль мяча, дриблинг, умение протащить мяч и завершить атаку. Для вингера – скорость, голевое чутье, дриблинг, способность сделать точный кросс в штрафную. Для нападающего – скорость, прыгучесть, завершение атак, дриблинг».

Главный скаут «Арсенала» Стив Роули (первая находка – одиннадцатилетний Тони Адамс) рассказывал в интервью Arsenal Magazine: «Кроме физической силы, искусства паса и игрового интеллекта, я слежу за характером игрока: например, начинает ли он стонать при потере мяча или сразу пытается вернуть его. Когда игрок молод, разглядеть в нем талант труднее – для этого и нужны опытные скауты. Я предпочитаю смотреть на игрока в выездном матче – там я получаю больше информации о его настрое и боевом духе».

В первой половине нулевых скаутская сеть «Арсенала» была одной из самых широких в мире, но Роули не всегда пользовался советами своих иностранных помощников. Весной 1999-го ему не спалось и в три часа ночи он включил телевизор – показывали игру «Коринтианс» – «Палмейрас». Роули рассчитывал, что это зрелище его усыпит, но вышло наоборот: он обратил внимание на левого защитника «Коринтианса» и забыл про сон.

У «Арсенала» тогда не было скаута в Бразилии, так что Роули видел этого 25-летнего парня впервые. Стиву понравилось, как аккуратно и безошибочно тот раздавал передачи. Наутро он запросил видео этого бразильца, показал их Венгеру, и через несколько часов Арсен велел лететь в Сан-Паулу – смотреть игрока живьем. Так в «Арсенале» появился Силвиньо, отыгравший потом пять лет и за «Барселону».

Cкаут миланского «Интера» в Южной Америке Пьерлуиджи Казираги – противник телепросмотра игроков: «Во многих странах, например, в Хорватии и Нигерии, рынок поделен агентами, которые делают нарезку удачных действий своих клиентов и выкладывают ее в YouTube. А я считаю – нет ничего лучше, чем увидеть игрока с трибуны. По телекартинке вы видите только игрока с мячом, но еще важнее, как он ведет себя без мяча, – говорил Казираги в интервью AIPS Young Reporters на ЧМ U-17 три года назад. – Самое важное: это первое впечатление, первая эмоция, которую вызывает игрок. Это как с девушкой на улице – вы или оборачиваетесь к ней, или нет. На юниорских турнирах мне интереснее всего первые матчи: когда игроки на пределе свежести и мотивации, легче рассмотреть их перспективу и потолок. К концу турнира они чаще всего устают и накапливают травмы».

Десять лет назад Казираги просматривал в бразильском «Интернасьонале» центрального защитника Сиднея, но его внимание отвлек нападающий Алешандре Пато. Пораженный его техникой и голевым чутьем, Казираги посоветовал руководству скорее провернуть трансфер, но агент Пато, Жилмар Велоз, поставил условие – Пато перейдет в «Интер» только с другим его клиентом, Эмерсоном, опорным полузащитником «Реала». «Это было слишком дорого – 35 миллионов долларов. К тому же у нас был Балотелли», – вспоминал Казираги в интервью fcinternews.it. А вот «Милан» условие Велоза устроило. В итоге Эмерсон помог «Милану» выиграть клубный чемпионат мира-2007, а Пато – чемпионат Италии-2010/11.

alt

Другой итальянец, Андреа Карневале играл в «Наполи» с Марадоной и в 1987 году его мяч в ворота «Фиорентины» принес клубу первый чемпионский титул. Сегодня Карневале возглавляет одну из самых эффективных скаутских систем мира – «Удинезе» (а заодно и английского «Уотфорда», который тоже принадлежит семье Поццо). «Мы отслеживаем все юниорские турниры в мире – от семнадцати до двадцати одного года, – говорил Карневале в интервью Guardian. – Наши скауты есть в Бразилии, Аргентине, Чили, Колумбии, Бельгии, Швеции, Сербии, Хорватии. Мы постоянно открываем не только новых игроков, но и новые рынки».

Одна из находок Карневале – восемнадцатилетний форвард чилийского «Кобрелоа» Алексис Санчес. Его купили за три миллиона евро, прокачали в арендах в «Коло-Коло» и «Ривер Плейте», а потом он выдал суперсезон в серии А и перешел в «Барсу» за двадцать шесть миллионов евро с бонусами. Другим претендентом на Алексиса был «Ман Сити». Его бывший скаут Барри Хантер (сейчас он в «Ливерпуле») собрал углубленное досье на Санчеса, которое год назад было опубликовано в FourFourTwo:

Дата: Май 2011 года.

Место: Удине, северо-восток Италии

Цель: Алексис Санчес

15:00. Последним покидает тренировочный центр. Уезжает на спортивном автомобиле – белая Audi R8. Шутит с сотрудником базы, появляется хорошее настроение.

15:20. После нескольких минут дома выходит на улицу с двумя собаками (обе – светлые лабрадоры) и бегает по городу. Все еще одет в тренировочную форму.

16:30. Играет в теннис с другом. Заслуженно побеждает.

17:50. Посещает ресторан в центре города с подругой. Заказывает лангустины и салат (без заправки). Пьет минеральную воду.

19:25. Заканчивает ужин кофе (без десерта). Счет оплачивает наличными. На выходе дает автографы и фотографируется с болельщиком.

20:15. Играет дома на пианино (мелодия неизвестна).

21:30. Гасит свет, ложится спать.

Через три года Алексис перешел в «Арсенал» и свой второй мяч забил в ворота «Ман Сити».

«На ужин были только яйца и молоко». 5 наследников Неймара

«Мне хотелось быть и Баджо, и Кобейном». 13 способов загубить свой талант

19 новейших европейских звезд

Чем зарабатывали футбольные звезды, когда их никто не знал

 

Nike запустил K11 – инновационную программу по поиску и отбору молодых футболистов по всей России при поддержке профессиональных клубов, игроков и тренеров.

Регистрируйся на nike.com/k11 – и тебя увидят лучшие российские скауты.

 

«В первую очередь мы обращаем внимание на технические характеристики участника: владение мячом, удар, финты, обводки, – говорит скаут программы K11 Варлам Джгаркава. – Смотрим, на то, как игрок видит поле и своих партнеров, какая у него скорость. У одних участников программы видна футбольная школа, у них есть некое преимущество, но есть и те, которые берут за счет уличной техники – такие нам тоже довольно интересны».

Фото: Gettyimages.ru/Michael Regan, Dino Panato (3)