3 мин.

Правило Веспасиана

Жил-был римский император Тит Флавий Веспасиан-старший. Правил себе и правил. Как подобает императорам, возводил некие значительные сооружения. Так, при нем заново отстроили Капитолий, начали строить Амфитеатрум Флавиум, позже названный Колизеем. Может, размах творений был бы и шире, кабы не экономические сложности, накрывшие Римскую империю в годы его правления.

И вот, для того, чтобы улучшить состояние казны, император сей додумался обложить налогами общественные сортиры. А когда ему намекнули на стремление снять пенку с дерьма, он – достаточно ведь остроумный был мужик – ответил: «Деньги не пахнут».

На этом, собственно, и хватит про Веспасиана.

Перенесемся обратно в наше время, на нашу территорию и констатируем разгул криминала, коррупции и проституции. Творится он не просто так, есть определенные к нему предпосылки. В этом месте полагается сослаться на власть имущего с приложением сочных эпитетов – и этим умериться: от простого люда, дескать, все равно ничего не зависит.  

Между тем, короткие извилистые пути к обогащению естественным образом ищутся, когда не работает толком система, по которой достойное материальное вознаграждение причитается взамен затрачиваемых времени, усердия и умения. А для того, чтобы она заработала, необходимо, чтобы не только умный, чуткий и либеральный режим был установлен сверху, но и позитивная энергия исходила снизу.

В новейшей российской истории не было пока ни того, ни другого, а тем более их совпадения. И если первое еще пытаются изобразить, то со вторым дело оказывается куда печальнее, чем представлялось. В сути, потребительско-рваческий подход к окружению характерен для общества либо недоразвитого, в котором каждый за себя, либо деградирующего, в котором всем на всех нас*ать. Мысль «к чему это приведет в конце концов», если и возникает в мозгу среднестатистического гражданина, то быстренько перебивается мыслью «от меня все равно ничего не зависит». Удобной такой всеоправдывающей мыслью.

И если в самооценке человека фигурирует это самое «недо-», то для того, чтобы унять сей когнитивный диссонанс, любые средства хороши. Под это дело можно урвать себе бабла любым путем, отмахать многоэтажные хоромы с видом на окрестные трущобы, смотреть на них и любоваться: как я над этими маромоями возвысился! В этом деле важно, чтобы постоянно был кто-то ниже. Отсюда и нетерпимость, отсюда и обилие понтов – тоже существенные признаки эпохи.

А как же вписываться в эту мораль простому работяге? Для бандоса он не слишком гоношист; чтобы стать чиновником, не хватает ума и подвязок; на панели же он, слава богу, еще не востребован. Но понтоваться-то чем-нибудь хочется… Ну так, нынешний российский футбол ему в утешение! – точнее сказать, нынешний российский футбольный антураж.

Вот уж где массовая психотерапия, с массовым психозом совмещенная! Раньше эту миссию исполняли Кашпировский с Чумаком, нынче же граждане стали как-то прагматичнее – поэтому для убедительности задействуются крепкие блоки твердой валюты. Так вот и осуществляются «установки на добро».

А чем, спросите, забугорный антураж от российского отличается? Да тем, что в нем дают свои плоды годы планомерных усилий, квалификация и тщательность, в нем грамотное управление встречается с выраженным в финансовых потоках пониманием масс. Громадная и при этом отлаженная такая система – не с бухты-барахты придуманная, а из образа мыслей выросшая, с самых начал.

Но такой вид удовлетворения, от основательности и исправности систем, от вознаграждения за многолетние труды – не для нас. Наш человек получает кайф от того, что, ничего не делая, можно получать все и сразу. Ведь деньги – не пахнут. Особенно когда не проявляешь брезгливости ко всяким зловонным вещам…