Злой дух. Почему «Спартак» обречен
Фаворит чемпионата, победа 4:0, вылет из Лиги Европы, отставка – на этот раз очередной спартаковский цикл замкнулся всего за пару недель. Пока страна ругает владельца, хвалит Дмитрия Аленичева и обсуждает нового тренера, корреспондент еженедельника «Футбол» уверен: дело в другом. Главная проблема «Спартака» – в самом «Спартаке».
Алениторе
Увольнять тренера после первого тура – как минимум странно. Но увольнять его позже – опасно. Гол македонца Тричковски добавил «Спартаку» проблем, но одновременно с этим избавил от беспорядка крупнее. Если бы Дмитрий Аленичев проработал в клубе еще месяц-два, сезон можно было бы выбрасывать на помойку. Даже самый усердный красно-белый патриот интуитивно чувствовал: этот тренер не для «Спартака». Во всяком случае не сейчас.
В ноябре Аленичев установил рекорд – выдержал в красно-белом аду без скандалов полгода. Затем случилась непонятная история с бойкотом Романа Широкова, несколько проигранных матчей и далее – закрытый совет директоров, где впервые заговорили об отставке. Тогда Аленичев спасся. Ему дали еще полгода, за которые «Спартак» проиграл ЦСКА, «Ростову» и «Зениту» (2:5).
Хуже результатов (те же 50 очков, за которые в 2014-м увольняли Карпина) – общий фон. Аленичев постоянно разбирал/собирал оборону, но традиционный страх от ее возможных провалов никуда не делся. В его команде вообще было только 3–4 человека, которые чувствовали себя спокойно. Даже Артем Ребров – самый приятный капитан «Спартака» в XXI веке – провел концовку чемпионата на лавке, став крайним за питерский разгром. Вроде как поиск чего-то идеального – хорошо. Но от действий Аленичева все равно несло грустной уверенностью, что с каждым месяцем будет только хуже.
Давайте честно. Наиболее сочная причина звать тренера, чей единственный сезон в РФПЛ кончился вылетом, и несколько раз всей страной прикрывать его невнятные результаты, бросая в воздух порции оптимизма, – не футбол, а идеология. Главный козырь Дмитрия Аленичева — спартаковский дух. Он [дух] совершенно не гарантирует качества, но он переборол любые другие аргументы. И от этого жутко.
Курбанистика
«Я сделал ему предложение в сборную страны, слышал, что ему сделал предложение «Спартак», и ему надо будет сделать выбор, и этот выбор, думаю, надо будет сделать уже завтра [8 августа]. Курбан Бекиевич его сделает» – вероятно, самый четкий и откровенный комментарий Виталия Мутко за последнее время. Слухи об авантюрном возвращении Капелло, приезд Роберто Манчини или подъем и.о. Массимо Карреры – как версии. Курбан Бердыев уже давно основная цель красно-белых. Самое парадоксальное тут, что причины, по которым «Спартак» так хочет его к себе, точно равны причинам, почему у него с клубом ничего не получится.
Бердыев – король сенсаций. В 2008-м и 2009-м он сделал из в общем-то середнячковой команды чемпиона, параллельно разбросав по «Камп Ноу» «Барселону». В 2016-м – чуть не сделал чемпионом «Ростов» и красиво убрал «Андерлехт». Несмотря на то что «Рубин» и «Ростов» – разные уровни и изначально разные условия, обе истории об одном и том же. О том, как Курбан Бердыев приходил в региональный проект, брал там все под свой контроль и делал результат. Организовывал трансферы, лепил прагматичную игру, настраивал психологию. Когда возникали трения с начальством – уходил.
Теперь риторический вопрос. Кто в «Спартаке» даст Бердыеву привычную свободу? Чтобы покупать и выгонять тех, кого надо. Чтобы делать любую результативную игру – хоть от обороны, хоть от лавочки. Чтобы тихо работать и не психовать из-за ежедневного внимания. Спокойный замкнутый Бердыев с трудом ассоциируется с развернутым интервью – не то что с постоянным хэдлайнером самого популярного футбольного шоу страны. Шоу, в котором даже споры про звездочки над эмблемой собирают больше аудитории, чем матчи «Амкара» за год.
Черчесов, Лаудруп, Карпин (дважды), Эмери, Якин, Аленичев – над «Спартаком» колдовали люди разных характеров, способностей и талантов. Не получилось ни у кого. Почему вдруг должно получиться у Бердыева – непонятно. В последнее время говорят, что дело не в тренере. Новая шумная теория: на самом деле виновато руководство. Леонид Федун – долларовый миллиардер, и эти ряды стройных нулей уверенно орут, что в менеджменте и результатах он кое-что понимает. Тем не менее тоже семенит в ряду своих тренеров, у которых не идет. Каждый в нем думал, что управляет великим «Спартаком». На самом деле великий «Спартак» управляет ими.
Вперед в прошлое
«Спартак» – действительно народная команда. Но в этой народности сейчас и давно все ее зло. Национальный статус мутировал в жуткую истерию. Как так получилось, непонятно. Кто так начал – тоже. Независимо от имени тренера, игроков, года, места в таблице «Спартак» адски швыряет по бессознательному круговороту общественного мнения. Если все нормально – его громко хвалят. Если все отвратительно – с размахом мочат. Второе даже лучше, потому что всегда дает намного больше выброса коллективной энергии. Иногда кажется, что тут какое-то извращенное удовольствие: по тысячному разу обсуждать, из-за чего у великого клуба снова не идет. «Спартак» – явление. Футбольная проекция вечных бытовых разговоров, которые никогда ни к чему не приводят. Почему чиновники воруют, кто нагадил в лифте, откуда столько плохих дорог и когда мы начнем жить, как они.
«Спартаку» нельзя быть скучным. Иначе в российском футболе сразу образуется пустота, которую не заполнит ни один проект. Поэтому «Спартак» время от времени тыкают, чтоб не залеживался. Шутки, аналитика, инсайды – что угодно. Под уродливую популярность красно-белых подпадают все. Унаи Эмери обзывали тренеришкой. Артема Дзюбу – предателем. Кариоку – двойкой. Валерия Карпина – символом веры. Леонида Федуна – всеми словами русского языка. Неважно, хороший пиар или нет. Он в любом случае давит своим гипертрофированным дьявольским вниманием и навсегда отбивает человека от нормальной жизни в клубе.
В проблемах «Спартака» виноваты мы сами. Тем, что каждый год набрасываем в топку абсурда пустые разговоры. Тем, что превратили центральный клуб России в шоу-террариум. Тем, что около магического ромба теряем разум и ведем споры ради споров. Тем, что убили деловую победную атмосферу девяти чемпионств и, как кусты репейника, высадили вместо нее придуманные комплексы. Тем, что фантомно цепляем клуб за какое-то давнее величие и не даем ему выбирать самому. Тем, что все дружно посылаем четкий сигнал: бурный непричесанный «Спартак» мы любим больше, чем его толковую версию.
Ключ пожирающей философии – в спартаковском прошлом. Точнее, в том, как сутуло его переворачивает настоящее. Чтить историю – здорово. Ограничивать ее рамками сегодняшнюю жизнь – глупо и опасно. «Спартак» не просто чувствует ответственность. Его прессуют грузом жестяных трофеев и душат музейной пылью, свято веря, что так правильно. А так неправильно. Чемпион 20-го века станет чемпионом 21-го, если поймет механизмы нового времени и будет ментально свободен для их восприятия.
Назад в будущее
В каждой стране есть свой «Спартак». Легендарный клуб, который потерял чувство толка и теперь любая его реформа обречена на позорный треск. В Италии – «Милан». Во Франции – «Марсель». В Англии – «Арсенал», скоро, возможно, «МЮ» и/или «Ливерпуль». Но нигде процесс самоуничтожения не запущен так глубоко и так сложно, как в России.
Последний выход – делать новый «Спартак». Оставить гигантскую фанбазу, лучший стадион в стране, основу, академию, сытый бюджет и убрать остальную шелуху. Не реагировать на вакуумные разговоры. Забить на советы о том, как надо. Троллить за кислые шутки про стеночки и забегания. Штрафовать за словосочетание «спартаковский дух». Ни в коем случае не прислушиваться к репликам вроде «Да вот при Бескове бы вас даже в дубль не взяли». И аккуратно воспитывать к себе новое отношение.
России необходим здоровый «Спартак». Он должен вызывать радость и волнение (у своих) или страх и ненависть (у чужих). Единственная эмоция, которая от «Спартака» непозволительна, – жалость. В данном случае, если полезный урок от истории существует, он где-то здесь.