Психологическая подготовка пилота
Согласитесь человеку, зарабатывающему себе на жизнь управлением гоночным автомобилем на скорости за 300 км/ч, расстроенные нервы, снижение концентрации внимания и тому подобные вещи могут стоить жизни. Поэтому в последние годы большое внимание уделяется не только физической, но и психологической подготовке гонщиков. В первую очередь, психологическая подготовка пилота, конечно же, нацелена на профилактику на то, чтобы помочь спортсмену избежать ошибок, которые могут привести к аварии и, как следствие, к травме. Одна из главных составляющих подготовки гонщика это психологический тренинг. Психологи помогают спортсмену разобраться в себе самом, установить рациональные и правильные отношения с командой. Общение с психологом помогает пилоту, находящемуся в ситуации постоянного стресса, сохранить ясность ума, спокойствие и объективность, а значит повысить эффективность работы за рулем. Наработки спортивной психологии помогают пилоту научиться контролировать свое эмоциональное состояние с помощью рассудка, чтобы достигнуть внутреннего баланса. Зачастую гонщики зацикливаются на необходимости достижения победы во что бы то ни стало. Задача спортивного психолога донести до пилота, что подобные мысли самое последнее дело. Ведь в случае нескольких неудач это легко может привести к эмоциональному срыву! И психолог дает выезжающему на трассу гонщику совет лучше сконцентрироваться на деталях собственного пилотажа, оптимальном прохождении каждого конкретного круга, известных ему сложных местах или дефектах трассы это поможет сохранить концентрацию и выдержать эмоциональный прессинг гонки. Айртон Сенна говорил, что правильное дыхание один из секретов успеха в гонках. И был абсолютно прав! На занятиях по психотренингу пилотов учат дышать «по науке» ровно, спокойно, без судорожных глотательных движений и задержек. На вдохе мышцы должны быть расслаблены, на выдохе напряжены (кстати, тот же Сенна считал, что в идеале пилот должен жать на педаль газа на вдохе, а тормозить на выдохе). Ни в коем случае нельзя задерживать дыхание в поворотах! Когда гонщик научится контролировать свое дыхание, он сможет легче управлять собственными эмоциями и воспринимать картину происходящего более четко. Благодаря правильному дыханию и достигаемой через него внутренней сосредоточенности возможно даже снизить частоту пульса на старте с 190 ударов в минуту до 7580. В Формуле-1 широко применяются техники психотренинга, позволяющие разнообразить физические тренировки и эмоционально мотивировать пилота на эти занятия. Один из приемов, известный довольно давно, тренировки в собственном гоночном комбинезоне и шлеме. Этот прием помогает установить связь на подсознательном уровне между процессом тренировок и гонок. Также применение психотренинга способствует тому, чтобы на тренировках спортсмены чувствовали себя удобно и комфортно, а занятия не превращались в рутину, от которой, как известно, качество работы неизбежно снижается. Также спортивные психологи обучают гонщиков приемам, позволяющим во время уик-эндов оберегать свой внутренний покой и самоконтроль. Например, с помощью самовнушения пилот может отключаться от внешних раздражителей и создавать себе эмоциональный комфорт даже в изначально некомфортных условиях кочевой жизни и ситуации постоянного стресса. В целом же психологическая подготовка призвана, подготовив разум спортсмена к опасной работе, обеспечить ему безопасность во время гонок. Комментарии Ивана Самарина (Пилот Ф2):
Безусловно, подготовка головного мозга пилота к гонкам важна ни чуть не менее подготовки физической. За рулем гонщик должен быть всегда с холодной головой и принимать строго взвешенные решения за очень короткое время. От неправильного решения может зависеть не только время на круге, позиция и целостность машины, но и здоровье пилота, соперников и обслуживающего персонала трассы. У всех пилотов Ф1 есть свои психологи, которые, я уверен, составляют свои программы подготовки, и это не роскошь. В разговоре о гоночной психологии, мне вспоминаются времена группы Б в ралли. Когда пилоты неслись по «живому коридору» на безумной скорости на «ракетах». Тогда каждая ошибка пилота стоила нескольких (!) жизней зрителей. Как тут не сойти с ума? Профессиональные психологи готовили гонщиков к этому и разгружали голову, иначе не то что быстрым не будешь, вообще с ума сойти не сложно. Это, конечно, очень яркий пример. В наши дни нет такой психологической нагрузки нигде в автоспорте