Загадка из семи букв. Что Аленичев делает со «Спартаком» в этом сезоне
Каждый год к началу чемпионата России «Спартак» подходит одной из главных загадок будущего сезона. Никто не знает, чего ждать от красно-белых. Это межсезонье прошло для «Спартака» удивительно спокойно: не было ни смены главного тренера, ни перетряски состава. Но Аленичев уже успел удивить, использовав в двух стартовых матчах две принципиально разные стратегии и добавив неопределенности. Еженедельник «Футбол» разобрался, как будут выглядеть красно-белые в наступающем сезоне и какие проблемы и загадки предстоит решить их тренерскому штабу.
Загадка первая. Фланги обороны
Защита спартаковцев давно не блистала надежностью, и место в нижней части турнирной таблицы по пропущенным мячам стало для них привычным. Для налаживания обороны из Италии был выписан Массимо Каррера, давний соратник Антонио Конте, отвечавший у него в штабе как раз за защиту. Произошли изменения и в составе этой линии — на трансфер были выставлены Гранат и Паршивлюк, а на фланг обороны был подписан Андрей Ещенко. Однако первый матч сезона против АЕКа показал, что, даже несмотря на стабильную четверку оборонцев и предсезонку с новым тренером, защита красно-белых продолжает временами чудить. Если игра идет в центральной зоне, то защитники действуют грамотно: располагаются компактно, сужаются и страхуют партнера, выходящего поджимать опорную зону. Но стоит мячу уйти на фланг, как в обороне возникают просто не объяснимые никакой тренерской задумкой свободные пространства.
Московское время. Андрей Вдовин – о шансе «Спартака»
Крайний защитник уходит к самой бровке, если там оказывается игрок с мячом, и действует довольно агрессивно, пытаясь сыграть в отборе. Естественно, что такая манера игры крайних защитников должна подразумевать страховку со стороны центра обороны и опорников. Однако на деле в большинстве случаев такая подстраховка отсутствует. Оборона не перестраивается в такт за уходящим на фланг игроком, центральные защитники предпочитают не оставлять своих позиций и не выдергиваются к бровке, а опорники располагаются слишком высоко, чтобы закрыть возникающую в полуфланге дыру. В матче с «Арсеналом» эта проблема была решена довольно просто: за счет лишнего защитника не создавалось таких разрывов между центром и флангом обороны.
Тем не менее даже в схеме с тремя центральными защитниками все небезоблачно. Наличие страховки само по себе не является решением проблемы флангов: и Ещенко, и Комбаров будут временами проваливаться и упускать игроков, и выходящих на подстраховку партнеров грамотные оппоненты тоже смогут отыграть. Возможно, решением станет более осторожный стиль игры фланговых игроков, которые не будут бросаться в отбор при первой возможности. Также у «Спартака» нет прямой равноценной замены бровочникам. Закрыть эти позиции могут Макеев или Зуев, но уровень сразу снизится. Зато из-за трех защитников в старте на скамейке окажется кто-то из игроков группы атаки, что увеличит нагрузку на центр поля, где игра еще в зачаточном состоянии.
Загадка вторая. Центр поля
В межсезонье «Спартак» поработал на трансферном рынке в первую очередь над центром полузащиты. Красно-белые сделали два хороших приобретения — у «Динамо» был куплен молодой, но уже поигравший в РФПЛ Зобнин, а из «Сампдории» за рекордную для Леонида Федуна сумму был приобретен бразилец Фернандо. С Ромуло и получившим капитанскую повязку Глушаковым красно-белые получили весьма неплохой подбор игроков в центре, но над его оптимальным использованием еще предстоит поработать.
Каждый из игроков претендует на место в стартовом составе, но учитывая капитанство Глушакова и трансферную стоимость Фернандо, трудно представить кого-то из них на лавке в важном матче. Фернандо — очень качественный и, что важно, разносторонний игрок. С одной стороны, он прекрасный диспетчер: держит мяч, владеет передачей на любую дистанцию, видит поле, успевает поддерживать атаку из глубины, исполняет стандарты. С другой — очень хороший разрушитель. Точный выбор позиции и чтение игры позволяют ему компенсировать неидеальные подвижность и скорость, а мощный корпус помогает в единоборствах с более рослыми соперниками. Его уровень сомнений не вызывает. Глушаков подходит бразильцу по типажу: Денис – двужильный игрок и способен выполнять очень большой объем работы. Проблема только в качестве этой работы: зачастую новоиспеченный капитан спартаковцев вместо правильной позиционной игры пытается успеть везде и действует весьма агрессивно. Такая манера игры хороша, когда рядом есть партнер, готовый подстраховать в случае ошибки.
А расстановка центральных полузащитников «Спартака» не подразумевает взаимную страховку: они располагаются горизонтально, и в случае провала одного из них второй просто не успеет прийти на помощь.
Схема с тремя центральными защитниками частично снимает эту проблему. Во-первых, добавляется один игрок в центр полузащиты — и пусть это даже ориентированный на атаку Жано, но его присутствие позволяет перекрыть часть направлений и не выбрасываться, оголяя опорную зону. Во-вторых, один из центральных защитников сможет выходить на подстраховку, не опасаясь провала, — сзади останется еще достаточно игроков для защиты ворот.
Таким образом, переход на схему с тремя центральными защитниками позволяет Аленичеву отчасти решить проблемы с обороной и безбоязненно использовать всего двух центральных полузащитников. Однако это сказывается на качестве построения атаки: нападение теряет одного игрока в пользу обороны, а само построение атакующих игроков становится более стандартным.
Загадка третья. Построение атаки
Найдя в концовке прошлого сезона работающее сочетание в нападении, Аленичев активно наигрывал его на сборах. Трио атакующих полузащитников Попов—Жано—Промес при поддержке выдвинутого вперед Зе Луиша способно доставить проблем любой обороне. Строится игра атакующей группы москвичей на сильных сторонах ее игроков. Все они обладают неплохой скоростью и техникой, поэтому «Спартак» предпочитает форсировать нападение, при первой же возможности отправляя мяч вперед. Здесь вариантов начала атаки два. Первый из них, чаще применяемый при прессинге соперника, заключается в вертикальной передаче на Зе Луиша. Пас на него идет чуть в недодачу, и африканец отскакивает ближе к полузащите. При этом как минимум два атакующих полузащитника подстраиваются под своего нападающего, чтобы у его скидки всегда был адресат. Один из них занимает позицию в нападении, создавая глубину атаки и давая возможность партнерам после скидки Зе Луиша сыграть вперед.
Ивелин Попов: «Фанаты имеют право нас прессовать»
Есть и другой вариант: когда соперник не прессингует, спартаковцы пытаются доставить мяч в нападение розыгрышем во фланговых и полуфланговых зонах. За счет смещения к бровке одного из опорников, а также двух-трех игроков атаки «Спартак» насыщает эту зону и ищет вариант для передачи в пространство между линиями. Атакующие полузащитники прекрасно умеют находить это пространство, а с появлением в составе Фернандо получать мяч там они станут еще чаще. Узкое расположение игроков «Спартака» вроде должно быть на руку их оппонентам, но получается как раз наоборот. Быстрые и техничные игроки легко разворачиваются даже на небольшом свободном пространстве, заставляя соперника отступать к своим воротам.
Спартаковцы активно меняются местами в атаке, запутывая противника. Ширину атаки при этом обеспечивает дальний крайний защитник, и в этом кроется первая атакующая проблема. Пока розыгрыш идет на одном из флангов, дальний крайний защитник располагается ближе к обороне, страхуя партнеров. Однако при переходе мяча в атакующую треть он должен практически сразу оказать поддержку партнерам. От него требуется не только скорость и выносливость, но и умение хорошо читать игру. Если относительно физических качеств к Ещенко и Комбарову вопросов нет, то их понимание игры все-таки оставляет желать лучшего. И уже в матче с АЕКом возникали ситуации, когда скученные в центре игроки атаки «Спартака» не могли пробиться через плотную оборону, а поддержки на фланге не было.
Улыбка в двадцать три. Почему Квинси Промес – cамая крутая покупка «Спартака» последних лет
Расстановка с тремя центральными защитниками решает и эту проблему: высокое расположение крайних игроков позволяет им активно участвовать в атаках. И команда этим пользуется, часто меняя фланги атаки и активно задействуя своих латералей в построении нападения. Но если в плане ширины атаки баланс таким образом создается, то теряется баланс в зоне мяча. При схеме с Промесом и Зе Луишем в атаке и Жано чуть ниже действия этого трио становятся более предсказуемыми, и им становится труднее насытить зону розыгрыша. Для этого требуется подключение из глубины одного из центральных полузащитников, что сказывается на качестве атакующих действий и создает больше пространства в обороне при возможной потере.
Еще одной проблемой может стать контратакующая направленность красно-белых. При любой расстановке команда предпочитает атаковать быстро, не задерживая мяч и не ища подолгу возможностей для передачи вперед. В РФПЛ хватает команд, которые не позволят атаковать с наскока, и спартаковцам придется раскачивать плотную оборону соперника, а этого они пока делать не умеют. Кроме того, форсирование нападения влечет за собой большое количество потерь, а попытки контрпрессинга, часто применяемые красно-белыми, создают большие пустоты в их оборонительных построениях.
Первые матчи «Спартака» дали пищу для размышлений. Решит ли Каррера проблемы красно-белых в обороне, и если да, то не ценой ли атаки? Найдет ли «Спартак» баланс в центре поля? Сумеет ли Аленичев выстроить позиционное нападение? Сезон даст ответ на эти вопросы. Пока с каждой игрой количество загадок только увеличивается, и болельщикам «Спартака» остается надеяться, что тренерский штаб их команды знает, где искать разгадки. Потому что еще одного сезона экспериментов в поисках работающей модели игры Аленичеву они не простят.
Текст: Григорий Ефимов
Фото: Сергей Дроняев
Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!
App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru
Единственная надежда что может Каррера научит играть в обороне и если ГТ Аленичев сможет найти баланс между атакой и обороной тогда может и получится что-то, но судя по предсезонке и первым играм по моему мнению ничего не поменялось. Опять же хочу отметить что скорее всего надежда одна и то не на Аленичева а на Карреру.
Если по конкретике. Добавляет ли третий защитник подстраховки крайним защитникам? Наверное, ведь играя в 2 цз спартаковский центр защиты не решался идти страховать крайков и вдимо делал это лишь тогда, когда один конкретный игрок получал указание на это. Меняет ли коренным образом это последствие провалов крайков в защите? К сожалению, но так не кажется, если судить по матчу с Арсеналом, где Ещенко и Комбаров в первом тайме все-таки привозили свои моменты, ведь и цз не очень готовы снимать весь верх после провалов крайков и сужения вариантов действия для соперника, после подстраховки Таски. Сложно принять мысль, что Спартак сможет справляться спокойно с чужим давлением на свои ворота, не прибегая к своему прессингу. Годы проходят, тренеры меняются, а играть как Ростов Бердыева в защите все равно не может. К чему это? Лишний цз все-таки съедает в составе место игрока для давления на соперника, довольно противоречиво добавляя при этом стабильности у своих ворот.
На этом можно перейти к следующему пункту, к более высокой позиции крайков, которая сработала продуктивно с Арсеналом и фактически помогла создать два гола. Как раз высокий отбор от Ещенко и проход в штрафную от Комбарова. Я бы может быть и посчитал это однозначным плюсом и показателем успешности тактики, если бы верил, что это не единичный случай в матче с аутсайдером, и если бы параллельно я не видел массу неудачных действий в атаке от этих же игроков(и не только в матче, а глобально), если бы я не видел локальные обрезы от них, если бы я не видел, что они часто мчатся "домой" за соперником, когда у соперника гандикап в метров 5-10. Может быть меня это не пугало бы, будь у Спартак в опорке цепной пес с идеальным выбором позиции, который мог бы качественно и регулярно страховать латералей, которые зачастую оказывается в ловушке высокой позиции. Но, как понимаете, игрока такого в Спартаке нет и покупать после Фернандо его не будут, так что это скорее пугает. Нужно помнить, что в схемах с 3 цз и без вингеров позиция латераля крайне важна, тренер должен быть уверен в их состоятельности. В Спартаке же Аленичев получается идет от противного. Он ставит на самые важные позиции самых противоречивых, да что уж там, самых опасных для команды игроков. Это просто абсурд.
Я могу еще очень долго продолжать, напомнить и о том, что без цельных вингеров Спартак выглядит довольно убого в атаке(да это любому здравомыслящему человеку должно быть понятно еще по концовке прошлого сезона, начало этого только еще больше намекает на это), в любом случае я пока четко уверен, что игра в 3 цз это тактический провал, который Алень вполне может держать до первого провала, как часто с ним случалось в прошлом году. Надеюсь, что это будет не так. А так же надеюсь, что он придет к довольно очевидному базовому варианту 4-2-3-1/4-3-3(тут уж в зависимости от инструкций) Фернандо-Зобнин-Глушаков Зуев-Зе Луиш-Промес с подстройкой только под матчи с фаворитами.