Каким был футбол Аргентины до Марадоны и Месси
Подлинная история аргентинского футбола. Ранние годы.
Для многих история аргентинского футбола и его побед начинается где-то в 1978-м, а немалое количество людей по-прежнему считает бразильцев королями футбола – главным образом, на основании пяти завоеванных Кубков мира (больше, чем у любой другой страны). Однако же для более пристально следящих за футболом болельщиков не секрет, что не одними Кубками мира жив футбол. Есть еще чемпионат Европы, Кубок Америки, Кубок чемпионов, Кубок Либертадорес. И при более детальном рассмотрении вопроса в футбольной истории далеко не все так однозначно, как может казаться на первый взгляд. Об этом – сегодняшняя статья.
На заре футбола доминировал Уругвай (подробнее о нем в другой раз). Сначала доминировал в Южной Америке, а затем и в мире, когда начались всемирные соревнования и футбольные туры по миру. Логичным пиком доминирования Уругвая стало завоевание первого Кубка мира в 1930 году. Однако уже в 1920-е Аргентина начала составлять Уругваю достаточно жесткую конкуренцию и сумела отобрать у него пару Кубков Америки. К слову, Кубок Америки – старейший международный турнир среди сборных. Главные международные турниры (две Олимпиады, 1924 и 1928, которые ФИФА относительно недавно приравняла к Кубкам мира, и собственно ЧМ-1930) все же остались за Уругваем.
В 1931 году в аргентинском футболе произошел раскол. Наиболее могущественные клубы образовали свою профессиональную лигу, которая моментально начала процветать, а клубы послабее да победнее остались любительскими в составе официальной АФА (Аргентинской футбольной ассоциации) и разыгрывали свой чемпионат Аргентины. В результате гораздо более сильных профессионалов не отпустили на Кубок мира-1934, из-за чего Аргентина выступила там слабо. Кроме того, у АФА вызвало крайне сильное раздражение, что аргентинские игроки, выведшие страну в финал в 1930-м и вскоре перешедшие в итальянские клубы, очень сильно помогли Италии взять титул. Как итог, было решено бойкотировать все дальнейшие Кубки мира в знак протеста против подобной практики.
Вскоре, в 1935 году, АФА достигла соглашения с профессиональными клубами, приняла их в свой состав и безропотно признала победителей профессиональных чемпионатов прошлых лет чемпионами Аргентины. Соглашение прекратило сумятицу в аргентинском футболе и способствовало быстрому возобновлению Кубка Альдао – старейшего клубного турнира Южной Америки, в котором чемпионы Уругвая и Аргентины выявляли сильнейшего на континенте. Бразильцев, замечу, тогда никто не рассматривал в категории сильнейших. Конечно, тут можно сказать, что по разным сторонам Ла-Платы играть было удобнее всего, но и до ведущих футбольных бразильских штатов там недалеко. Просто такая диспозиция сил была в футболе в те времена.
С конца 30-х (момента возобновления Кубка Альдао) аргентинские клубы имели существенный перевес над уругвайскими грандами, «Пеньяролем» и «Насьоналем». Так, «Ривер Плейт» и «Индепендьенте» последовательно взяли четыре трофея. В сороковые «Ривер» взял еще три из четырех, в которых участвовал (еще один так и не поделили «Сан-Лоренсо» с «Насьоналем», а последний розыгрыш состоялся уже в 1955-м, «Ривер» взял верх над «Насьоналем»).
Тем временем, в Кубках Америки Аргентина стремительно настигала по количеству побед Уругвай и обогнала его после знаменитого трикампеонато 1945-1947. В сборной блистали такие игроки как «Эль Гран Капитан» Хосе Саломон, один из первых звездных аргентинских защитников, легендарный правый латераль «Боки» Карлос Соса, великие вингеры «Ривера» Хуан Карлос Муньос и Феликс Лусто, инсайд Норберто «Тучо» Мендес, знаменитый своей техникой, дриблингом, прицельным, пушечным ударом, легендарный голеадор «Сан-Лоренсо» Рене Понтони, великий инсайд Ринальдо Мартино оттуда же. Не менее легендарный голеадор «Боки» Марио Боже, которого отличали мощь, скорость, убийственный по силе удар и блестящая игра на втором этаже, ко всему прочему. Знаменитый инсайд «Индепендьенте» Висенте де ла Мата. Энганче «Ривера» Адольфо Педернера и голедор №1 в истории аргентинской Примеры Анхель Лабруна, о которых вы могли прочитать в моей статье про символическую сборную «Ривера» за всю историю.
Руководил сборной Аргентины в те времена бессменный Гильермо Стабиле, лучший бомбардир первого Кубка мира. То была машина, а не команда, обыгрывавшая всех подряд как правило с разницей в два мяча и более, в том числе бразильцев без вариантов – 3:1 и 2:0 соответственно по годам (в 1947-м бразильцы участия принимать не стали). Так Аргентина достигла числа в 9 Кубков Америки – на один больше, чем у Уругвая на тот момент. Для сравнения, в следующем розыгрыше (в 1949-м), который пропустила уже Аргентина, победила Бразилия, и это был лишь третий ее Кубок Америки (после уже стародавних кубков 1919 и 1922 годов).
Однако самоэмбарго на Кубки мира никто не отменял, и в 1950-м Бразилия и Уругвай разыграли трофей между собой (с известным исходом – Мараканасо, когда при почти двухстах тысячах зрителей Бразилия уступила «Селесте»). Надо ли говорить, что Аргентина вполне имела шансы побороться, если бы не самоустранение.
Еще с 1930-х у ведущих аргентинских клубов была традиция – отправляться в мировые турне хорошо заработать. Продолжилась эта традиция в конце 40-х-начале 50-х, когда в Европе более-менее отошли после Второй мировой войны. Процент побед над европейскими клубами колебался обычно от 70 до 80. Порой бывали и вовсе неприглядные для европейцев (и золотые для аргентинского футбола) страницы. Так, в 1953 году «Индепендьенте» разбомбил «Реал» Ди Стефано прямо у него на «Чамартине» со счетом 6:0. Мадридцы начали матч агрессивно, атаками, с чувством собственного превосходства и были очень жестко наказаны:
Старый хороший аргентинский футбол. Особенно хорош последний гол. Накрутить соперника в штрафной, разыграть до пустых ворот... Я иногда думаю, что, может, и прав был весьма Адольфо Педернера со своей знаменитой фразой: «Ничего нового в футболе я не вижу, а того, что было раньше, уже не вижу». Конечно, в футболе скорости выросли, подготовка вышла на новый уровень, но разве это мешает подобному комбинированию? Как здесь говорит комментатор, «Индепендьенте» все время защищался и атаковал в 7 человек как минимум, с постоянными взаимодействиями, вариантами под пас. Наоборот, больше скорости, «физики» – вроде бы легче должно быть успевать везде. Возможно, ушла былая техническая подготовка (все меньше думающих и мастеровитых игроков) и кураж играть подобным образом, как играла риверовская «Ля Макина», а затем и другие аргентинские клубы, как этот «Индепендьенте», – должно быть, именно это имел в виду Маэстро Педернера. Но ведь немцы устроили нечто подобное бразильцам в 2014-м – когда идет распас, оканчивающийся в штрафной соперника выводом уже на пустые/полупустые ворота. Так что все можно, если сильно захотеть.
Но мы несколько отошли от темы. Нападение того «Индепендьенте» (Мичели, Секконато, Бонелли, Грижо и Крус) целиком представляло сборную Аргентины. Которая, вслед за 1949-м, пропустила и следующий чемпионат Южной Америки в 1953-м («чемпионат» правильнее, так как тогда была круговая система), но вернулась на турнир в 1955-м, снова прошла его без поражений и выиграла, разумеется.
Из индепендьентевского нападения постепенно остался один Освальдо Крус, а остальных заменили футболисты другого гранда из Авежанеды – «Расинга»: правый вингер Омар Корбатта, «Боча» Маскио (номинально энганче, на самом деле играл по всему полю и при этом стал лучшим бомбардиром турнира с 9 голами в 6 матчах) и центральный нападающий Антонио Анжелилло, а также к ним добавился знаменитый Омар Сивори из «Ривера». На подмене был голеадор «Сан-Лоренсо» Хосе Санфилиппо. В центре поля правил Нестор Росси. Так образовались знаменитые «Лас Карассусиас де Лима», прозванные так за довольно устрашающий вид большинства из них, а также по названию города, где в 1957 году повергли почти все южноамериканские сборные и взяли очередной Кубок Америки, уже 11-й для Аргентины.
Бразильцы на том чемпионате отличались тем, что особенно жестко громили аутсайдеров, жестче всех. 7:1 с Эквадором, 9:0 с Колумбией... Но сначала их поставил на место Уругвай, победив 3:2. А затем, пока у них еще были шансы на победу в турнире, Аргентина их размазала 3:0. Бразильцы начали матч резво, но вскоре Аргентина обрела свою игру («Ля Нуэстра»), с контролем мяча, твердыми обороной и центром поля, и пасом, пасом и пасом в сочетании с ля гамбетой (финтами), и порвала бразильскую оборону как тузик грелку. «Забьем сколько захотим» с ведущими южноамериканскими сборными не прокатывало у будущих чемпионов мира-1958.
Та Аргентина проиграла лишь последний, ничего не значивший матч с хозяевами (Перу), так как до этого обыграла всех и тем самым обеспечила чемпионство. Бразильцам та взбучка определенно пошла на пользу, и они довели до ума свою сборную к 1958-му.
Аргентине же, касательно будущего чемпионата Мира, на который она наконец решила вернуться, та победа пошла во вред. Блистательная игра «Альбиселесте» привлекла внимание щедрых итальянских клубов, отваливших хорошие деньги за главных героев – Маскио, Анжелилло и Сивори, остался один Корбатта. В те годы такова была позиция руководства страны – уехавшие считались чуть ли не предателями и больше за сборную не играли.
На Кубке мира Аргентина шла в группе нормально. Проиграла действующему чемпиону, Германии, 1:3, затем уверенно обыграла Северную Ирландию 3:1... И тут случился малообъяснимый провал – 1:6 от Чехословакии. Чехословакия, к слову, в те времена была значимой силой – например, играла в финале следующего чемпионата мира. Но на том даже из группы не вышла, уступив в дополнительном матче Северной Ирландии. Такие вот странные футбольные кренделя. Не менее странным фактом является то, что даже при таком разгроме все отмечали невероятную техничность аргентинцев. Но скорости не хватало – взяли слишком много ветеранов.
Вот так вот, одни поколения великих сменялись другими, сборная выигрывала все подряд и у всех подряд, но из-за стечения ряда обстоятельств на Кубке мира случился такой провал. В первую очередь, конечно, это покупка итальянскими клубами ведущих игроков и позиция государства по данному вопросу. Оставшийся из главных героев среди «Карасусиас», «аргентинский Гарринша» Омар Корбатта во всех трех матчах забил по мячу и был чуть ли не единственным игроком, избежавшим жесткой критики от прессы и болельщиков. Легко можно представить, что он сделал бы вместе с остальными своими партнерами – одним из лучших игроков мира Омаром Сивори, феноменальным Маскио, Анжелилло на острие. А ведь теоретически еще был Король Европы тех лет – Альфредо Ди Стефано. Все бы они были, если бы не аргентинская политика тех лет. И это была бы лучшая команда мира, а не Бразилия.
Были и индивидуальные промахи. Так, в первом голе Амадео Каррисо отбил мяч перед собой и не успел накрыть, в результате чего случилось добивание. Центральный защитник Федерико Вайро из Ривера непосредственно привез несколько голов. К слову, Вайро впоследствии искупился сполна: карьера его продолжалась еще десять лет, до 38 лет играл, а потом вернулся в «Ривер», чтобы работать тренером в юношеской академии клуба, где подготовил ряд замечательных мастеров: Рейнальдо Мерло, Пассареллу, Хуана Хосе Лопеса, Рамона Диаса, Каниджу, Ортегу, Марсело Гашардо, Альмейду и Креспо, в числе прочих.
Сказалась, конечно, и самоуверенность после многих лет побед. Конечно, Расинг, где была основная часть «Карассусиас», был лидером аргентинского футбола тех лет, но можно было подумать, что остальные справятся не особо хуже. В связи с этим было и давление на Стабиле со стороны функционеров с просьбой включить того игрока, включить этого. Так, например, был взят Лабруна, впервые побеждавший с «Альбисилесте» еще добрую дюжину лет назад. Оказалось, уже не тот. Не случайно за год до этого Стабиле ставил на совсем других игроков.
Но ненадолго сгустились тучи над аргентинским футболом. Всего через год Викторио Спинетто, сменивший Гишермо Стабиле, правившего сборной невероятные и беспрецедентные 19 лет подряд, железной рукой собрал практически новую команду. Аргентина прошла весь чемпионат Южной Америки с одними победами к последнему туру. Бразилия выступала сильнейшим составом: с Пеле, Загалло, Диди, Вава, Нилтоном Сантосом, Зито, Беллини и другими звездами-чемпионами мира. Не хватало только Гарринши. Бразильцы потеряли очки в первом туре с Перу (2:2), но больше осечек не допускали и имели шанс стать чемпионами – для этого надо было обыгрывать Аргентину. Но все, на что их хватило – это ответный мяч Пеле на гол Хосе Пиццути.
К слову, и разница мячей у Аргентины была лучше: «+14» против «+10» у Бразилии. Та аргентинская сборная не была выдающейся, как команда 57-го года или, если углубляться дальше в историю, команды 45-47, но она вернула престиж аргентинскому футболу, опередив действующих чемпионов мира.
Какой вывод? Аргентина – возможно, ведущая футбольная страна первых 45-50 лет активной футбольной истории (не местечкового мячепинания XIX-начала XX века). Да, тут много скидок. И на войну в Европе – но что было, то было, это не проблемы Аргентины. И на самоустранение с мундиалей. И на провал, когда вернулась. И на долгое отсутствие у европейцев значимых собственных турниров (что не позволяет их как следует оценить). И на более удачное выступление извечных соперников, Уругвая и Бразилии, на мундиалях (Уругвай – дважды чемпион, 1930 и 1950, и еще четвертый в 1954-м, Бразилия – чемпион-1958 и вице-1950). Однако этих самых чемпионов мира из Бразилии и Уругвая (тех, кто побеждал всех в мире) Аргентина Стабильно (с большой буквы – в честь великого Стабиле) била на чемпионатах Южной Америки во второй половине 40-х и 1950-х годах. Что о многом говорит.
Фото: wikipedia.org/Editorial Atlántida; Gettyimages.ru/Keystone
В книге Вита и Владимирова "Золотой кубок футбола", например, это описывается.
Так же там описывается то, что Аргентина по всем прогнозам была чуть ли не главным фаворитом.
А её провал объясняется тем, что они не учли современные тактические нововведения того времени, не изучили соперников. То есть, грубо говоря, аргентинцы на тот момент были уверены, что кроме них в футбол в мире сейчас играть лучше никто не умеет.
Самое смешное, что это очень похоже на поведение британцев до 50-х годов, пока не получили по шее от венгров.
Ди Стефано наверное был всё же лучшим игроком мира 50-х, ведь он играл великолепно что в ЮА, что в Европе.
Да и судя по нарезкам я так и не увидел никого с такими сумасшедшеми техникой, ударом и дриблингом (Диди может быть был близок?). Он играл по всему полю, брал мяч чуть ли не со своей половины и мог протащить его до чужих ворот обыграв пол команды соперника, отдать шикарный пас, а сколько забивал...
Вообще сложно понять как играли до 54-ого года, так как не смог найти хотя бы длинных обзоров матчей того времени. Но после уже намного больше ясности. Хотя матчи ЮА сложнее всего найти. Если есть архивчик, поделись пожалуйста!
Сложилось ощущение, что лучше всех в футбол 50-х играли венгры и аргентинцы, а следом уже уругвайцы и бразильцы. Если бы и у тех и других не было такого массового отъезда игроков из страны, возможно бразильцы и не взяли кубок мира 58 года.
Ещё, кстати можно упомянуть о Спенсере, такой себе Ди Стефано ЮА рубежа 50-60хх.
Спасибо за этот пост тебе, как всегда новенького много для себя подчерпнул.
На поведение британцев похоже, но разница всё же существенная. Если британцы в основном трусливо прятались у себя на острове и сами себя били в грудь, мол какие мы великие и якобы непобедимые, что нам даже нефиг с кем-то там играть ещё, то аргентинцы регулярно доказывали своё превосходство на деле на Чемпионатах Южной Америки и в тех же турне по Европе.
Ди Стефано пропагандировал тот футбол, что культивировался в Ривере, а затем и в других аргентинских клубах. Играл по всему полю, отходил глубоко, получал мяч и в стенки + обводки при удачном раскладе проходил всю оборону совместно с партнёрами. Действительно, он был лучшим в 50-х. У Диди не было такой скорости, он был очень хорош в своём - распасовке из центра поля. Но Ди Стефано ещё много забивал и последних пасов отдавал, чего также не было у Диди, действовавшего преимущественно из глубины. Ди Стефано, в отличие от него, играл по всему полю.
Архивчик как таковой не собираю, по крупицам да под настроение отсматриваю то, что попадается. Что-то скачивал, что-то на ютубе, но в основном всё можно найти на последнем.
Согласен. Уругвайцы тоже были очень хороши. Матч с Венгрией в 54-м - один из лучших в истории Мундиалей. Надо ли говорить, что уругвайцы тогда играли отнюдь не в табаресовщину. Играли на равных с венграми. И, кстати, победу Уругвая в 50-м принято преподносить как какое-то чудо - видимо, опять же из-за всех дальнейших титулов ЧМ Бразилии, но ничего подобного, на самом деле.
Спенсер, возможно, калибра Ди Стефано (или близко), но у него функция была другая. По отсмотренному, он был девяткой - матчи Пеньяроля можно найти. Со скоростью, дриблингом скоростным, отменным ударом и игрой "на втором этаже" на уровне Ивана Саморано (то есть, на самом высоком), его даже так и звали - "Кабеса Махика" ("Магическая Голова"). Но он не был организатором игры, в отличие от Ди Стефано.