11 мин.

Все дело в юбке. История шестая

1960-е. Время, по которому мы ностальгируем сейчас или узнаем о нем (в зависимости от возраста), смотря сериал «Безумцы» или «Оттепель». Оно начинается чинно и благородно, и дамы на старте десятилетия еще одевают цветастые платья с широкой юбкой, как напоминание о New Look Диора. Но чем дальше, тем больше мир накрывает дух свингующего Лондона. Мэри Квант в столице Великобритании и Андре Куреж – во Франции почти одновременно придумывают мини-юбки. Но фигуристки уже давно катаются в мини, а по меркам обывательниц в мини-мини.

(Габи Зейферт, Пегги Флеминг, Хана Машкова. ОИ-1968)

Отражением фигурной моды 1960-х становится чемпионка и любимица публики Пегги Флеминг. Победительница первенства планеты 1966-1968 гг. прозвана журналом «Life» «олимпийской очаровашкой» не только за свои успехи и прекрасное умение кататься, но и за невероятное чувство стиля и моды. Многие наряды мисс Флеминг подражают моде времени, взрывающего устои, и отражают ее.

Тезка копирайтера из сериала о людях с Мэдисон-авеню похожа не на Пегги Олсон, а на Меган Дрейпер. Та, будучи секретарем главного героя, укладывает волосы наподобие шиньона и точно исполняет требования своего босса.

Но Дон Дрейпер ценит не только профессиональные качества Меган, но и не остается равнодушен к ее женским чарам. Лишенная вульгарности будущая, а затем настоящая миссис Дрейпер с присущим ей благодаря франко-канадским корням очарованием устраивает нам показ супер-стильных нарядов 1960-х. Платья А-силуэта, пальто из лакированной кожи, длинные цепочки и серьги, каре – девушка с глазами олененка Бемби пленяет всех мужчин сериала и не только мужчин, а вместе с ними и нас – зрителей. Такого же гипнотического эффекта без усилия добивается на льду Пегги Флеминг.

Конечно, не стоит забывать, что свои медали американка получает не за красивые глаза. Своим выразительным катанием она устанавливает новые стандарты экстра-класса. А ее костюмы уже становятся ориентиром для фигуристок.

В простых и функциональных платьях яркого цвета с манжетами на рукавах и воротником-стойкой или воротником Питер Пэн Пегги напоминает и Одри Хепберн времен "Римских каникул" (снятых в 1950-е) – ту, кто и по сей день волнует сердца модниц и дизайнеров. 

В платье цвета ликера шартрез Флеминг выигрывает «золото» Игр в Гренобле. Что это за цвет такой? Зеленый с оттенком желтого или лаймовый очень похож на цвет ликера, который уже более 400 лет изготавливается из 130 трав монахами во французском департаменте Изер. Центром департамента является Гренобль. Да-да, столица Игр-1968. Поговаривают, что мама, являвшаяся автором костюмов Пегги, специально выбрала для ее олимпийского наряда ткань стратегически важного цвета – того, который хорошо известен, любим и является своим в той местности, где ковались все успехи олимпийцев в конце 1960-х. Как бы то ни было – платье запомнили, оценили, восхитились им также, как и достижением Флеминг, а затем придумали шутку, которая сопровождает прославленную фигуристку уже не один десяток лет. Пегги уже сама рассказывает ее на ТВ: «Кто это в зеленом и катается на льду? – Конечно, Пегги Флеминг».

Мамы, кстати, главные дизайнеры в фигурном катании и 1940-е, 50-е, 60-е, да и в 70-е. Иногда даже папы конструируют костюмы для своих дочек и шьют платья или короткие юбки. Зачастую девочки на льду надевают трико с длинными рукавами, а поверх розовый, красный или голубой джемпер из хлопка. «Фигурные семьи» проторяют себе дорогу в магазины товаров для занятий балетом или танцами. Помимо балетных трико спросом пользуются танцевальные юбки «живых» расцветок. Но такие костюмы совсем не тянутся. Как раз в 60-е фигурный мир, как и весь остальной, узнает о тянущихся тканях. Синтетика входит в обиход. И теперь не только швы и вытачки помогают сделать одежду удобной и не стесняющей движений, но и прорезиненные стретч-материалы дают больше свободы и маневра при скольжении на льду.

В отличие от «не льда», где Мэри Квант активно пропагандирует цветные колготки в качестве подходящего ансамбля к мини-юбкам и мини-платьям, фигуристкам надевать розовые, белые и даже черные колготы не разрешается. Во время тренировок по устоявшейся привычке они облачатся в плотные, толстые бежевые танцевальные колготки, а на выступления – в более дорогие пары цвета бронзы, которые также предназначаются танцорам. Сетчатые колготки фигуристки используют лишь в шоу.      

Фигурная мини-юбка уже не оставляет места для панталон или шорт. И таким образом да и с использованием новых тканей юбка и боди объединяются в один костюм. Платья очень простого кроя обращают на себя внимание или ярким (из новомодных психоделических) или, наоборот, спокойным пастельным цветом, а также воротником или манжетами и небольшим количеством страз, или другими деталями отделки.

 

Фасон юбки еще варьируется – то она остается расклешенной, как десятилетие назад, то сужается к бедрам.

(Набор выкроек 1960-е гг., Марика Килиус и Ганс-Юрген Боймлер. 1964г.)

Дух свободы 1960-х и искусственные катки освобождают фигуристок от перчаток.

Стретч позволяет платьям лучше сесть по фигуре. Меньше ткани - больше чистоты и простоты форм. Длинные рукава все еще в моде. Да-да, они не сдают позиций ни в 30-е, ни в 50-е, ни в 80-е. Простота вообще зачастую переходит в спортивность.

(Татьяна Жук и Александр Горелик, Диана Таулер и Бернард Форд)

Кэрол Хейсс в 1960-м щеголяет в нарядах заметной расцветки, в которых отлично выглядит ее фигура.

(Кэрол Хейсс. 1960г.)

Отсутствие воротника (помните Тенли Олбрайт в розовом платье в 1956-м) в 60-е приживается. И в 1964-м вырез платья как раз начинает двигаться вниз, а новые, легкие материалы все больше распространяются среди фигуристок.

(Сийкьо Дийкстра, 1964г. Чемпионы мира-1962 - Мария и Отто Джелинек, Сийкьо Дийкстра, Ева и Павел Романовы, Дональд Джексон).

Хотя 1968-м, как мы уже говорили, Пегги Флеминг выигрывает Игры в платье с высокой горловиной, сшитом ее мамой. К тому времени цельнокроеные костюмы уже пользуются наибольшей популярностью. А благодаря тому, что именно из Гренобля впервые олимпийские телевизионные трансляции идут в цвете, публика запоминает чемпионку и ее образ – темные волосы и патрицианский облик. Пегги становится медиа-сенсацией. Появившись на обложке журнала Life, она подписывает контракт на полмиллиона долларов с шоу Ice Follies и получает премию Emmy за свое ТВ-шоу. Кстати, в нем она блистает в нарядах известного американского дизайнера Боба Мэки, в чьих костюмах появляются Лайза Минелли, Дайана Росс, Тина Тернер, Бетт Мидлер.

С Пегги Флеминг связан и еще один известный американский дизайнер. Вера Вонг… Вера Вонг - ее подруга по команде. Да-да, но не отобравшись в сборную страны для участия в Играх-1968, переключается на моду. Через пару десятилетий Вонг вовзвращается в фигурное катание, создав костюмы для серебряного призера ОИ-1994 Нэнси Керриган.

(Вера Вонг. 1960-е)

А Флеминг, как и в 1960-е, носит мини. Только отмечает, что тогда под мини подразумевалась юбка выше колен на 15-20 см, а сейчас – на 5-10 см.

Благодаря цветной фотографии мы сейчас наслаждаемся и богатством красок костюмов наших парников 1960-х – тех, кто создал традиции парного катания. Людмила Белоусова и Олег Протопопов, Тамара Москвина и Алексей Мишин, Ирина Роднина и Алексей Уланов, Татьяна Жук и Александр Горелик. Несмотря на дефицит, отсутствие тканей в стране наши на пьедестале и на льду выглядят фантастически. Настоящие звезды. Коими они и являются. И тогда, и сейчас.

Татьяна Жук и Александр Горелик. 1966г., Тамара Москвина и Алексей Мишин 1960-е).

(пьедестал почета на чемпионате мира-1969г. Тамара Москвина и Алексей Мишин, Ирина Роднина и Алексей Уланов, Людмила Белоусова и Олег Протопопов).