9 мин.

«Верните мой 1939-й!» Как теория заговора не смогла испортить впечатления от Чемпионата России

О том, почему все сошли с ума, - а выиграло всё равно фигурное катание

Какова стоимость двух ошибок в произвольной программе? Какова стоимость двух ошибок в произвольной программе при условии двух ошибок основного соперника в ней же? Если бы они могли взаимосократиться, чиркнул ручкой раз, два – недочёты устранены, сравниваем дальше. Но на деле цены этих ошибок выливаются в теории заговоров, подлогов и подлостей. Когда большой, пышушщий здоровьем, но всё ещё неуверенный в себе Максим Ковтун пускает бабочку, он автоматически получает от болельщиков комментарии «косячник», «опять прыжки все сорвал», «буратино». Незаметными сразу становятся лучший четверной тулуп года, исполненный несколькими секундами позже, великолепный каскад тройной аксель – тройной тулуп, мощь программы, её цельность.

Однако, чтобы прыгнуть с третьего места на первое, нужно кататься больше, чем «хорошо», нужно кататься великолепно. И при всей зажигательности и вдохновлённости смазанного каскада 3,5-2 может не хватить. Четверного тулупа на две ноги тоже может не хватить. Сергей Воронов прибавил по всем фронтам – не боится тройных лутцев, быстро вращается, стабильно выдает каскад 4-3. В Федерации ему сказали чётко: «Фигурист Воронов нам нужен». Стали бы его компоненты на Европе лучше, будь он первым номером сборной? Нет, не стали бы. Сможет ли он бороться за медали в Стокгольме? Разумеется, сможет.

Катался ли Ковтун достаточно хорошо, чтобы обойти Воронова в Сочи по сумме двух программ? Да, катался. И когда британские комментаторы с Евроспорта в финале Гран-при говорили, что не видят десятибалльного преимущества у Воронова над Ковтуном – они ведь не врали, это была точка зрения, свободная от груза противостояния «ЦСКА – Самбо 70». Некоторым из нас тоже неплохо бы сбросить его пелену.

В остальном в мужском турнире Чемпионата России всё чуть печальнее, чем в других видах. Питкеев хорош, но сосредоточен на прыжках, его катание пока однообразно, и Сарабанда в его исполнении – просто набор элементов. На Чемпионате Европы он может и должен попадать в пятёрку, и это говорит не об уровне участников, а о его собственном уровне. У этого парня всё будет в порядке. Меньшов, Лазукин, Петров, Гачинский – все хуже, чем могут, нестабильно, нечисто, без лоска. Каждый из них может собраться на отдельный прокат, но выдавать результат – это к парням с первых двух мест.

Как прекрасно нам жилось в мире, где пары сборной России заметно уступали немцам и китайцам! Как, должно быть, приятно было не знать прекрасных постановок Волосожар-Транькова, не восхищаться Ксенией Столбовой и Фёдором Климовым, чья прекрасная база нуждалась в стабилизации. Уже и успех двукратных олимпийских чемпионов не был зависим от тренерского таланта Нины Мозер, и прогресс Столбовой-Климова остановился, катание их стало пресным, а уж более молодые пары системы Мозер и вовсе обезличились и не стоят ни компонентов, ни мест в сборной.

Проецирование слов и личности человека на его спортивную деятельность – хобби излюбленное и массовое. Существуют две противоположные точки зрения. Первая - спортсмен должен быть белоручкой, то есть человеком исключительных качеств, морально выше обывателей с их недостатками в характере. А ещё возможно, что спортсмен (или тренер) может быть какой угодно сволочью, но, если он даёт результат, – он любим. Золотую середину искать не принято, но одно можно утверждать точно – человек может думать что и как угодно, но в его словах важно отделять мнение тренера/спортсмена и мнение человека. Точка зрения тренера – олимпийские чемпионы имеют право на льготы и привилегии, допустим, Волосожар - Траньков находятся в такой же ситуации. Точка зрения человека – неважна.

Можно разводить холивары праведные, а можно посмотреть не в интервью, а на лёд. Столбова-Климов – лучшие. Их компоненты обоснованы, продиктованы мощью, широтой катания, чистотой, сохранением скорости после каждого элемента. Они словно едут без зубцов вообще, пусть хоть дворец вокруг обрушится - они не опустят головы и ни разу не посмотрят под ноги.

Юко Кавагути и Александр Смирнов прекрасны в той своей манере, что уже давно перешла в только им присущий стиль. Они не всегда чисто выходят из элементов и бывают скованны, но их катание – это искусство, требующее, правда, чистоты. В третий раз подряд заваленная произвольная программа теряет в наполнении и в задумке. Поэтому нисколько не удивительно преимущество Евгении Тарасовой – Владимира Морозова, безупречно катящих, с великолепными линиями и таким же потенциалом. Такая плавность и широта скольжения достойны европейских медалей как минимум. Кто в здравом рассудке присудит безупречным и статным Тарасовой – Морозову третье место вслед за балетными, но ошибающимися учениками Тамары Москвиной?

Общей теории заговора поддалась и Вера Базарова, которая никак не научится заново прыгать. Нина Мозер её прыгать разучила, и Вера всё не придёт в норму. А пока с такими параллельными (автор усиленно показывает пальцами кавычки) прыжками Базаровой – Депутату не светят международные турниры, пусть хоть трижды катят они как по маслу. Постулат «как важна прыгающая девочка» успешно подтверждает и Кристина Астахова, которая перепрыгает самого чёрта. Их пара с Алексеем Рогоновым опровергает стенания о монополии парного катания в России. Вычистив катание, они могут заставить подвинуться кого угодно. Кристина, напоминающая экспрессией Яну Хохлову, не производит впечатление девушки, которая позволит кому-то себя "закопать".

Самый субъективный вид фигурного катания, на удивление, был наименее подвержен теории «продал мозги/совесть – купил медаль». Наблюдались скорее частные всплески: Синицына – Кацалапов были лучше всех в произвольном танце, Монько – Халявину недодали, Степановой – Букину передали. Последним, кстати, едва ли не на пользу пойдёт восстановление Екатерины Бобровой – Дмитрия Соловьёва. Что может быть обиднее, чем, приехав на Чемпионат Европы, проиграть в итоге баллов 15 французам, у которых по юниорам столько же выигрывали?

Жила была девочка. Красивая, талантливая, успешная. Но, как это бывает в сказках, что-то в определённый момент у неё по пошло по кривой. И вот она, такая прекрасная и титулованная, приходит в группу тренеров, где всё так по-простому, без присущего ей шика. Так девочка, носившая на шее золото Олимпийских игр, оказывается в очень тёплой, но очень незвёздной обстановке, где она – самая титулованная из когда-либо тренировавшихся, главная звезда и надежда. И партнёр у неё – трепетно относящийся, но только ленивый его ещё не пнул.

А девочка впервые в жизни выиграла Чемпионат России.

В группе Александра Жулина всё явнее чувствуется отсутствие женской руки. Как в квартире холостяка – прибрано, зачастую даже аккуратно, но вот это не сюда, а это ну совсем не отсюда. Первый наряд Ксении Монько – как НЕ надо одевать красивую девушек, второй наряд Ксении Монько – как НЕ надо шить костюмы для Сарабанды. Овердрама обязывает к лаконичности, отсутствию бантов и лохмотьев.

У Александры Степановой и Ивана Букина костюмы в произвольном танце более чем лакончиные, но они ничего не подчёркивают, не показывают, не усиливают. Они (ребята, не костюмы) по-прежнему буксуют, и восторги их тренеров пока кажутся преждевременными. Как и восторги Марины Зуевой, чья пара была похожа на пару, на красивую пару, но всё же говорить о соперничестве с Ильиных - Жиганшиным пока рано. Пропасть между Русланом и Никитой гораздо меньше пропасти между Викторией и Леной.

Квинтэссенцией медленного и очень верного маразма на Чемпионате России стал, конечно, женский вид. Самое зрелищное и мощное действие пытались угробить склоками и нытьём, но фигурное катание всё же победило. Количество прекрасного на квадратный метр зашкаливало. Великолепная Маша Сотскова, которой травма помешала подготовиться к финалу юниорского Гран-при. Как она изысканна на льду, как органично существует в собственном стиле. Её тренер – Светлана Панова – не имеет авторитета в Федерации фигурного катания, но как же не хочется, чтобы с переходом куда-либо Маша потеряла своё непередаваемое очарование и оригинальность. Как потеряла, например, его Серафима Саханович, чьи проблемы с приземлениями решились не до конца, а в катании вылезла непонятно откуда взявшаяся ненужная атлетичность.

Кого нельзя обвинить в атлетичности точно – так это Марию Артемьеву. Её костюм для произвольной программы – маленький шедевр, и она сама словно создана для льда, вот только с прыжками по-прежнему драма.

Юлия Липницкая, по мнению её болельщиков, провалила произвольную программу по вине «валивших» её чиновников. Неизвестно доселе, что мешает «болельщикам» открыть правила и ютуб и посмотреть, чем прыжки с внешнего ребра отличаются от прыжков с внутреннего. Самая талантливая спортсменка может оказаться неготовой к свалившемуся на неё вниманию – и это не её вина, и не тех, кто говорит о ней, но тех, кто её окружает. Хотя нельзя исключать варианта, что поздно вечером созывается тайный исполком ФФКР, где детально обсуждается план по «закапыванию» и «гноблению» таланта Юли.

Да господи боже, нашей Федерации лень лишний каток построить, что уж говорить о какой-то иной мозговой деятельности.

Идиотами почему-то выставляется и тренерский штаб ЦСКА, хотя из семи миллиардов жителей Земли именно Елене Буяновой наименее выгодна поездка Аделины Сотниковой в Стокгольм ради поездки. В случае неготовности она первая утянет свою спортсменку от глаз наблюдателей из Федерации и будет готовиться к Чемпионату мира. Ни тренеру, ни самой Аделине не хочется очередного потока экспертных мнений о своих способностях.

Думалось уж на кого-кого, а Лизу Туктамышеву в этом сезоне широта и прогрессивность теории заговора не коснётся. Количество сил и труда, затраченных ею в этом сезоне для восстановления былой формы, сложно подогнать под обычный тренировочный график. Но и в случае с Елизаветой нельзя быть ни в чём уверенным – серебряную медаль ей подарили, а Евгению Медведеву и вовсе лишили заслуженного золота. Не то чтобы действительно существовали адекватные люди, сомневающиеся в победе Лены Радионовой, просто теория заговора – она такая. Коварная. Такая парадигма может объяснить любые, даже самые бредовые домыслы.

Женя Медведева – ребёнок, не по-детски уверенно и плавно скользящий, с красивыми выездами и линиями, но – ребёнок. Для неё хочется лучшего будущего из возможного, но разговоры вокруг неё и её тренера этому никак не способствуют. А Радионова – главный фаворит предстоящего Чемпионата Европы, и при прочих равных её там не обыграть. Ни божественно прыгающей Лизе, ни самой красивой одиночнице мира прямо сегодня Ане Погорилой, которой в срочном порядке нужно что-то делать с нервами.

Впрочем, не ей одной.