В параллельной вселенной. Как оценили бы программу «Зима» Алексея Ягудина при новой системе судейства
В короткой программе на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити Алексею Ягудину было присуждено первое место решением всех девяти судей. За технику он получил все оценки 5,8, кроме одной 5,7 от американского судьи и 5,9 от украинского. За «артистизм» Алексею поставили четыре оценки 5,9. Блог Контратака пытается предположить, какие оценки получил бы Ягудин за свою легендарную «Зиму» при новой системе судейства.
Количество судей осталось прежним: девять человек. Их задача – оценивание качества исполнения элементов, к базовой стоимости которых в итоге добавляется от -3 до +3 баллов. Самая высокая и низкая надбавки отбрасываются, остальные округлятся. Все элементы фиксируются техническим специалистом, который заносит в протокол падения и недокруты, а также выставляет уровни сложности: от первого до четвёртого. Базовая стоимость элементов зависит от этих уровней. Оценки за компоненты (от 0 до 10) состоят из пяти критериев: владение коньком, связующие элементы, непосредственно артистизм, хореография и интерпретация программы. Как и в случае с технической оценкой, высший и низший балл в каждом критерии отбрасываются, остальные усредняются.
Итак, первым элементом у Алексея Ягудина в короткой программе был каскад 4Т-3Т. Его базовая стоимость на сегодня – 14,40 балла. Каскад был исполнен на хорошей скорости, с чистым выездом, был высоким и полностью докрученным, значит, надбавки от судей составляли бы в среднем +2 балла. Два каких-нибудь особо впечатлённых рефери наверняка поставили +3. Ещё один судья придрался бы к слишком близкому к бортику исполнению и дал бы +1. Таким образом, на выходе получилось бы шесть надбавок +2 и одна +3. Итоговая оценка за каскад составляла бы около 16,54 балла.
Следующий элемент у Ягудина – тройной аксель. Его базовая стоимость – 8,50 балла. Высочайший прыжок с таким очень уверенным выездом и можно смело ставить +2/+3. Допустим, за подобное исполнение судьи поставили бы Ягудину пять надбавок +2 и четыре +3. На выходе имеем GOE около 2,42 и итоговую стоимость акселя в 10,92 балла.
Далее у Ягудина следовал прыжок в волчок (FSSp). Базовая стоимость этого элемента при четвёртом уровне сложности (больше восьми оборотов и без потери центровки) – 3,00 балла. Однако вращение было исполнено не на самой высокой скорости и не в самой низкой позиции, а значит, судейские надбавки колебались бы от 1 до +2. Предположим, один судья поставил бы 0, четыре - +1 и четыре - +2. Надбавка с учётом всех вычислений составила бы 0,71, и на выходе за это вращение Ягудин получил бы 3,71 балла.
При старой системе судейства в короткой программе обязательным было исполнение двух дорожек – по кругу и по прямой. Сегодня же осталась только одна дорожка, её базовая стоимость при четвёртом уровне сложности составляет 3,90 балла. Дорожки Алексея Ягудина – это его фирменный знак, «фишка». Постановщик его программ Николай Морозов отмечал не самую высокую их сложность, но безусловную музыкальность и соответствие образам. Ягудин, как и требовалось, исполнил две дорожки, но оценивалась бы только одна, по кругу (StSq4). Она была исполнена на очень высокой скорости, с потрясающей работой ног, владением коньком и хорошим продвижением по льду, так что сомнений в именно четвёртом уровне быть не должно. Судьи вряд ли поскупились бы, и эта дорожка получила бы около пяти надбавок +3 и ещё четырёх +2. GOE составило бы 1,80 балла и в итоге за дорожку Ягудин бы получил 5,70 балла.
После дорожки, то есть уже во второй половине программы, Ягудин исполнил прыжок тройной лутц, который при заходе с правильного ребра, полном докруте и надбавке в 10% от стоимости дал бы чистых 6,60 балла. Высота и пролёт у Ягудина, вне всяких сомнений, принесли бы ему ещё теоретических три надбавки +3 и шесть - +2. GOE составило бы 2,28 балла, и в конечном счёте лутц стоил бы 8,88 балла.
После не засчитанной дорожки по прямой Ягудин исполнил комбинированное вращение со сменой ноги (CCoSp). Небольшое количество оборотов даёт ему только третий уровень, значит, базовая стоимость элемента равнялась бы 3,00. Неплохая скорость и выдержанная центровка обеспечили бы ему приблизительные шесть надбавок +1 и три +2. С учётом GOE (1,07) это вращение принесло бы Ягудину 4,07 балла.
Далее следовало ещё одно вращение со сменой ноги в позиции волчок (CSSp). Базовая стоимость этого элемента четвёртого уровня сложности (в обеих позициях не менее восьми оборотов) составляет 3,00 балла. Не самая высокая скорость при хорошей центровке принесли бы также два нуля, четыре надбавки +1 и три +2, а значит, на выходе это вращение, как и предыдущее, стоило бы 3,57 балла.
Не учитываемая дорожка по прямой могла бы повлиять на оценку за владение коньком. Предположим, что рейтинг Ягудина был бы достаточно хорош для того, что судьи в компонентах не скупились. Значит, по первому критерию он получил бы две оценки 9,00, три 9,25 и четыре 9,50. Средний балл был бы равен 9,32 балла.
Связки между элементами - часто самый низко оцениваемый компонент. Вполне вероятными здесь были бы две оценки 8,75, пять 9,00, одна 9,25 и одна 9,50. На выходе Ягудин получил бы здесь ровно 9 баллов.
Нет никаких сомнений, что оценки за представление в случае с «Зимой» были бы самыми высокими. Нельзя исключить здесь двух десяток, одной оценки 9,75, четырёх 9,50 и двух 9,25. Непосредственная красота исполнения этой программы проверена временем. Если уж эта программа сумела войти в историю, то средний балл в 9,57 не стал бы удивительным.
То же касается и хореографии. Плавные руки, выверенные позиции корпуса и органичность на льду обещают в теории две оценки 9,75, две 9,50 и пять оценок 9,25. На выходе этот компонент был бы оценен в 9,39 балла.
Интерпретация Алексеем Ягудиным музыки группы Bond до сих пор считается эталоном создания образа в мужском одиночном катании. Николай Морозов провёл не один вечер в размышлениях над каждым движением, каждым жестом для этой постановки. Безусловно, судьи расщедрились бы ещё на две десятки, две оценки 9,75, четыре 9,50 и одну 9,25. Этот критерий принёс бы Ягудину 9,64 балла.
Эти приблизительные расчёты можно свести в единую таблицу, подобную сегодняшним протоколам выступлений:
В сумме получилась какая-то совсем уж невероятная оценка: 100,31 балла. В современном мужском катании всё, что выше 90 баллов – прекрасный результат, а то, что выше 95, оставляет шансы на победу практически в любом турнире. Если сравнивать эту фантазию с недавними оценками одиночников на Олимпиаде в Сочи, то техническая оценка меньше, чем у выигравшего короткую программу Юзуру Ханю, но больше, чем у Патрика Чана. Оценка за компоненты тоже находится в середине: меньше, чем у Чана, но чуть больше, чем у Ханю.
Конечно, эти результаты ни о чём не могут говорить. Уровень сложности дорожек вырос, как и качество связок между элементами. Усложнились подходы к прыжкам, возросли многократно требования к вращениям. В конце концов, сама длительность программ увеличилась. К тому же, неизвестно, был бы Алексей Ягудин так же любим у судей в плане компонентов, как был он ими любим в старой оценке за артистизм. Но то, что программа Николая Морозова в чём-то опередила своё время, даже предугадала будущие веяния, - несомненно. Как и то, что чистота и красота катания как имели, так и имеют первоочередное значение, несмотря на изменяющиеся системы оценивания.
И вообще: это прекрасная программа, не надо ее считать, неблагодарное это дело.
Его олимпийские программы - обе - гениальные шедевры, а еще Гладиатор, Гонки (последний блестящий выход на лед) - все их знают, все ими восхищаются.
А напомните, у Дурковского есть проги, которые весь мир готов пересматривать?
(Показательные не в счет, сами понимаете - это шоу).
"Зима" - это шедевр, программа своего времени. Вроде за 12 лет много воды утекло, все меняется, все совершенствуется, но те программы Алексея Ягудина для меня так никто превзойти не смог ( я про мужское одиночное катание, конечно ). Как можно забыть эти дорожки?)))) Можно сколько угодно рассуждать о человеческих качествах Ягудина, но его заслуги фигуриста неоспоримы. Когда смотришь такие программы просто наслаждаешься.