7 мин.

Танцевальные позиции

Признаюсь: люблю хоккей в начале мая, но устоять перед открывшейся возможностью порассуждать об «искусстве со вкусом спорта», доставив удовольствие себе и, надеюсь, читателям, – оказалось невозможно. А если при этом собственные умозаключения еще не просеяны сквозь сито многочисленных комментариев «профессиональных болельщиков», получаешь драйв сродни выдаче уличным автоматом газировки с двойным сиропом.

Однако шутки в сторону. Не за горами Олимпиада – престижнейшее соревнование, где медаль любого достоинства – особая гордость. Вот я и попытаюсь предположить, кто из спортсменов порадует себя и своих болельщиков в условно предсказуемом виде фигурного катания – танцах. 

В 70-80 г.г. доминировали пары, чьё превосходство никто даже не пытался ставить под сомнение. В 90-е сложилась печально знаменитая рейтинговая система. И только когда ситуация дошла до того, что можно было раздавать медали, не проводя соревнований, критическая масса поглотила старые правила. В фигурное катание пришла новая эра. Однако парадокс в том, что новая система, призванная возродить интригу и доказать, что танцы на льду прежде всего спорт, своими математическими критериями (разницей в баллах) подчеркнула «цивилизационный разрыв» между воспитанниками Зуевой – Шпильбанда и остальным фигурнокатательным миром. Таким образом, можно смело утверждать, что ситуация в ближайший год кардинально не изменится и борьбу за первое место в Сочи будут вести два североамериканских дуэта: Тесса Виртью – Скотт Моир и Мерил Дэвис – Чарли Уайт. Интрига лишь в том, какая из этих пар возьмет «золото». Но об этом подробнее ниже, а пока окинем ретроспективным взглядом дуэты, претендующие на попадание в первую десятку, и рискнём предположить, что им необходимо предпринять, чтобы подняться на единственно свободную ступень пьедестала.

Начну, пожалуй, с двух дуэтов из США, где уровень танцев сейчас необычайно высок.

Мэдисон Чок и  Эван Бейтс. Открытие прошлого сезона. Любовь и надежда Игоря Шпильбанда. Очень техничное и рёберное катание. Безупречные поддержки. Интересные находки. Яркая партнерша. Однако бытует мнение, что партнеру не хватает харизмы. Рискну предположить: чтобы доказать обратное, неплохо бы позволить Эвану хотя бы эпизодически выходить в танце на первый план. Опаснейшие конкуренты для наших пар, и все равно хочется пожелать Игорю удачи. 

Майя и Алекс Шибутани.  Претензии к этой паре базируются на постулате, что, будучи братом и сестрой, им никогда не выразить отношения между мужчиной и женщиной и не сыграть на иных чувствах, подобно французам Дюшене или англичанам Керрам, поскольку американцы лишены артистического дара. Но какое мягкое кошачье скольжение они демонстрируют! В плане сцепления конька со льдом им нет равных. То есть они могут предъявить технику и еще раз технику. Психологический надлом, кажется, они уже пережили, поэтому не стоит сбрасывать их со счетов.  

Анна Каппеллини и Лука Ланотте. Люблю эту пару. У неё самые чистые линии. К сожалению, в правилах как компонент они не прописаны. Конечно, фигуристы прибавили в мастерстве, сотрудничая с Шпильбандом, но, мне кажется, Игорь не «болен» этой парой. В своей спортивной карьере Анна и Лука не раз меняли наставников, и, на мой взгляд, в олимпийский год они должны как можно больше сотрудничать с итальянскими специалистами. Только тогда у них появится шанс из «маленьких» итальянцев превратиться в «больших».

Каким бы роком ни пыталась объяснить неудачи своих пар Анжелика Крылова, фигуристы в её волшебных ручках нынешний сезон провалили. Не спасли и рафинированные постановки ее супруга Паскуале Камерленго. Да простят меня поклонники пары Натали Пешала – Фабьян Бурза, но в Ницце, на чемпионате мира прошлого года, французы незаслуженно получили свою заслуженную медаль. И прошедший сезон доказал: лимит исчерпан. Уж очень заметно, что Фабьян устал от фигурного катания. А вот другой дуэт, тренирующийся у Крыловой, – Кейтлин Уивер и Эндрю Поже – наоборот, неудержимо рвётся в бой, и в борьбе за медаль спортсменам может помешать только статус второй пары Канады. Высокая культура катания, именные поддержки, напоминающие скульптурные композиции, эмоции Кейтлин. Благодаря всему перечисленному пара импонирует многим болельщикам и судьям. Обычно Кейтлин и Эндрю раскатываются к концу сезона. Страстно желаю, чтобы пик их формы пришелся на Олимпиаду.

Россия усилиями команды Александра Жулина успела вcкочить в уходящий поезд: Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев увезли с чемпионата мира бронзовую медаль. Драматургия их произвольного танца заставила капитулировать и судей, и соперников. Но проигрыш в технической составляющей почти всем основным конкурентам не может не настораживать. Выход? Сложность и еще раз сложность. Широкое катание с использованием всей площадки катка, акцентированные музыкой поддержки, твизлы, вращения. И сама программа должна, по меньшей мере, претендовать на элегантность. Возможно, Мастер позволит Екатерине в танце выразить её сущность вне льда, которую фанаты ФК определили кратко – леди. И, на мой вкус, Катя должна кататься в платье выше колен. 

Другая наша пара, Елена Ильиных и Никита Кацалапов, конечно, существенно усложнила свою задачу противоречивым сезоном, но не будем забывать: все решают конкретные прокаты. Мягкое скольжение, виртуозный конек, легкость – это у них было всегда. Кроме того, в прошедшем сезоне они прибавили в скорости исполнения твизлов, разнообразили поддержки. Однако оба танца вызвали много вопросов. Кто-то даже пустил слух, что Морозов специально приберегает интересные идеи для олимпийского сезона. Не думаю. Никому не дано предугадать, какой танец отзовется на вибрирующее в воздухе ожидание, объединив в экстазе исполнителей, музыку и зрителей. Мне кажется, что Морозову в постановках необходимо усилить акцент на сумасшедшем, на грани фола, обаянии Лены.

И наконец - о главной интриге сочинского фигурнокатательного бала. Канадцам ли суждено стать двукратными чемпионами Игр, или олимпийскому «золоту» в танцах – впервые уехать в США?

 

Кто-то тешит себя иллюзиями, что арбитры намеренно чередуют пары, чтобы к Олимпиаде подошла очередь Тессы и Скотта, и искренне верит, что химия их отношений на льду будет оценена золотой медалью. Мне больно писать об этом, но если пара останется тренироваться у Зуевой, её ждёт провал, ибо только первое место является высшей и безусловной справедливостью для этих выдающихся фигуристов.

Попробую объяснить своё смелое заявление. 

Уже на чемпионате мира психологическое преимущество пары Дэвис – Уайт над своими основными соперниками стало более чем очевидным. Если раньше Мерил и Чарли лишь позволялось оттенять божественный дар Тессы и Скотта, то теперь они окончательно утвердились на позиции лидеров. И это осязаемое превосходство привнесло некую умиротворённость в их катание. Ещё в недавнем прошлом Чарли на льду могли захлестнуть эмоции, а теперь он позволяет себе кататься с холодной головой. Пара супертехнична, у неё нет слабых мест. Напротив, Скотт, мне кажется, очень тяжело переносит проигрыш своим товарищам по группе. А раненое сердце Скотта угнетает Тессу. Отсюда, возможно, и «модные остановки»,ставшие в этом сезоне притчей во языцех. Кроме того, Марина Зуева никогда не скрывала, что самый чистый бриллиант в её короне – канадская пара, а в сложившейся ситуации все авансы и надежды тренера – дополнительный груз для Тессы со Скоттом. И пусть Зуева гениальный постановщик и менеджер, канадцы должны уйти от неё, чтобы в олимпийском сезоне не оставаться в тени основных конкурентов, превзойти которых в этом году не позволила даже креативная и сексуальная «Кармен». 

Риск? Определённо. Но второе место от них не убежит при любом раскладе. А вот вызвать замешательство в «неприятельских» кругах, удивить неожиданным поступком судей и поклонников, и в конечном итоге взглянуть на своё катание глазами нового специалиста – несомненный шанс. Вот только вряд ли они им воспользуются. 

После прошедшего чемпионата мира можно с полным основанием утверждать, что новые правила в танцах уже не являются сдерживающим фактором творчества на льду. Зрители и судьи увидели много качественных, сильных постановок, поэтому на Олимпиаде всё будет зависеть только от конкретного проката программы и уровня продемонстрированной техники. Так кому же в итоге посчастливится подняться на пьедестал и, самое главное – услышать гимн своей страны под сводами гостеприимного «Айсберга»? Время покажет…