7 мин.

Испанскую фигуристку забанили на 6 лет за клостебол. ВАДА объяснило: 3 месяца Синнеру – это другое

Всемирное антидопинговое агентство (WADA) снова отбивается от подозрений в двойных стандартах.

Испанская фигуристка Лаура Баркеро на днях сообщила о 6-летнем дисквале за клостебол. И все бы ничего, но первая ракетка мира Янник Синнер получил лишь 3 месяца – за тот же самый стероид.

Заметны параллели: по два положительных допинг-теста, низкая концентрация вещества и похожие оправдания (случайный контакт с препаратом «Трофодермин»).

Почему же сроки такие разные? И действительно ли «это другое»?

Баркеро оправдывалась мазью. Но не хватило доказательств, как и Валиевой

Вот свежее объяснение WADA:

«Основное отличие между двумя случаями (Синнера и Барекеро) в том, что версия Баркеро о попадании вещества в организм была неубедительной в плане доказательств – для WADA они остались неизвестными.

В деле Синнера, напротив, доказательства явно подтверждали объяснения спортсмена, изложенные в решении первой инстанции. Если Баркеро не согласна с предложенной санкцией, она не была обязана подписывать соглашение о разрешении дела и могла передать его на рассмотрение в CAS».

Похожим образом WADA описывало разницу между допингом Синнера и российской фигуристки Камилы Валиевой: «Эти два дела несопоставимы из-за двух совершенно разных обстоятельств и подтверждающих доказательств».

У Баркеро, как и у Валиевой, процесс начался в феврале 2022-го на Олимпийских играх в Пекине. Там испанка заняла 11-е место в паре с Марко Цандроном, но попалась на клостеболе и результат аннулировали. Немногим ранее дуэт стал 9-м на чемпионате Европы – прокаты достойные, но не выдающиеся, без призов на крупных стартах.

«Я не знала, что это за вещество (клостебол) и как оно могло попасть в организм. Мир для меня словно рухнул, я была опустошена, до смерти напугана и не знала, что делать, – вспоминает Баркеро. – С появлением этих новостей, мое имя оказалось во всех газетах и новостных программах. И хотя семья пыталась уберечь меня от просмотра, это было невозможно.

Меня стали оскорблять в соцсетях и говорили, что такие люди, как я, сильно вредят спорту, что я позорю страну».

Баркеро представила такую версию: клостебол попал в организм через случайный контакт с мазью «Трофодермин», которую ей дал один из коллег – на случай лечения ран. Интересно, что Баркеро так и не воспользовалась мазью, а лишь положила тюбик в ящик с другими кремами и лекарствами. И со временем вообще забыла о нем.

«К сожалению, как мы позже выяснили, на внешней стороне тюбика были остатки средства – они в итоге испачкали другие продукты, которые я положила в косметичку и взяла с собой на Игры. – оправдывается Баркеро. – Таким образом, я постоянно подвергалась трансдермальному загрязнению этим веществом».

Ее версию подтверждала и низкая концентрация клостебола в пробе, и другие исследования. Баркеро посоветовали сделать анализ волос и взятых ею в Пекин вещей, которые хранились в ящике с «Трофодермином». Тест волос дал отрицательный результат, а вот на вещах и правда нашлись следы вещества.

Как итог, в действиях Баркеро не увидели умысла, и трибунал CAS дисквалифицировал ее всего на год – с 22 февраля 2022-го по 21 февраля 2023-го.

WADA обжаловало решение по Баркеро, а та снова попалась на клостеболе. С Синнером пошли на мировую

Однако WADA не согласилось с санкцией для испанской фигуристки. Антидопинговое агентство подало апелляцию, посчитав, что аспекты дела недостаточно изучены: кто предоставил крем, где и как он приобретен.

Несмотря на это, к концу допинг-бана испанка уже готовилась к чемпионату мира-2023 вместе с Цандроном, так как новый приговор еще не был вынесен. Но в дело вмешался новый допинг-тест: спустя несколько дней проба фигуристки вновь показала наличие клостебола! А Баркеро, как и в прошлый раз, объяснила это случайным загрязнением. По ее словам, это подтверждали и новые анализы.

«Я не могу предоставить больше информации о втором положительном тесте, потому что у меня ее нет. Я принимала все меры предосторожности, изменила распорядок дня, чтобы избежать рисков загрязнения», – утверждает Баркеро, чей дуэт с Цандроном в итоге распался.

За повторное нарушение ее дисквалифицировали уже на 6 лет – с 22 февраля 2022-го по 21 февраля 2028-го. А если бы WADA посчитало допинг намеренным, срок могли увеличить и до 12.

Синнер на этом фоне отделался легким испугом. В марте 2024-го он сдал две положительные пробы – тоже на клостебол и тоже с низкой концентрацией. Но в обоих случаях он оспорил временное отстранение и продолжил соревноваться.

По версии теннисиста, клостебол попал к нему через спрей «Трофодермин». Причем использовал его не сам Синнер, а физиотерапевт, который наносил спрей на кожу для лечения раны. А потом проводил различные процедуры, в том числе делал Синнеру массаж без перчаток.

Международное агентство по обеспечению честности в теннисе (ITIA) поверило итальянцу, признав отсутствие вины и халатности стороны. Команду Синнера при этом отметили за полноценное сотрудничество в ходе процесса.

Однако в сентябре 2024-го WADA не согласилось и с этим решением. Агентство подало апелляцию в CAS, запросив для Синнера срок от одного до двух лет.

При этом Синнера по-прежнему не обвиняли в намеренном нарушении, а только в халатности со стороны персонала (за который спортсмен по правилам несет ответственность). В итоге стороны пошли на мировое соглашение: теннисист принял трехмесячный бан, а WADA, сославшись на уникальность дела, так и не довело апелляцию до суда.

Ключевая разница сводится к тому, что команда Синнера убедила своей доказательной базой, а Баркеро это не удалось. Тем более что у нее между двумя положительными допинг-тестами прошел еще и большой срок, в отличие от Синнера.

Теннисист сможет вернуться к соревнованиям в мае, а вот фигуристка уже объявила об уходе. Но в душе так и не согласилась с наказанием.

«Мыслей много, но я действительно не знаю, что произошло. Иногда я думаю о том, насколько несправедлива эта ситуация.

Известно, что источником загрязнения стала мазь, которая не влияет на спортивные результаты, и я смогла доказать, что не использовала ее, – убеждает Баркеро. – Но, похоже, эти факторы не имеют значения. Вам приходится принять последствия, соблюдать действующие правила и столкнуться с санкциями, которые иногда несправедливы и несоразмерны. Без особых шансов у вас повлиять на реальное положение дел.

Я верю в чистый спорт и борьбу с допингом. Но также считаю, что правила должны быть достаточно гибкими, чтобы применяться пропорционально серьезности возможных нарушений.

В моем случае или в случаях со многими другими спортсменами этого не произошло. Моя жизнь – это спорт, и я надеюсь, что он всегда будет со мной. И хотя мне пришлось кардинально поменять свою жизнь, я очень горжусь всем, чего достигла, а фигурное катание навсегда останется в моем сердце».

Верите объяснениям WADA?

Бан Синнера – возмутительный и стыдный договорняк

В тексте использованы цитаты Hielo Espanol, Assosiated Press, Р-Спорт.

Фото: Gettyimages/Justin Setterfield / Staff Elsa / Staff, Kelly Defina / Stringer; Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press; East News/AP Photo/David J. Phillip