9 мин.

Ну и ребус у фигуристов: чистый Дикиджи мимо топ-3, а лидер не надеется на Олимпиаду

Соревнования фигуристов в финале Гран-при России – самый ожидаемый и обсуждаемый вид.

1. Только в мужской сборной – как считают в федерации – нет несокрушимого лидера, однозначного претендента на олимпийскую квалификацию.

2. Снова впечатлили оценки, а к ним и спортсмены с тренерами, и болельщики присмотрятся внимательно. Причина в пункте выше.

Сразу трое переступили планку в 100 баллов – для сравнения, в финале Гран-при ISU это удалось лишь Илье Малинину. Наши парни, по мнению судей, к нему предельно близки.

Финал

Красноярск

Мужчины, короткая программа

1. Марк Кондратюк – 104,70

2. Петр Гуменник – 104,50

3. Евгений Семененко – 100,49

4. Владислав Дикиджи – 99,14

5. Глеб Лутфуллин – 97,34

6. Макар Игнатов – 95,94

Наверху пять привычных лидеров сезона-2024/25, каждый с чистым прокатом и шансами побороться за выход на международный уровень в сентябре. Вот только не все они в это верят.

Дикиджи, Семененко или...? Главная интрига в финале Гран-при

Семененко без риска, Кондратюк с максимальной сложностью, Гуменник с лучшим прокатом в карьере

Все пятеро на короткую программу заявили по два четверных и, несмотря на нестабильность по сезону, справились без проблем. Недочетов совсем мало, но в них в том числе кроется причина разрывов. О втором факторе чуть позже.

Первым среди фаворитов выступил Евгений Семененко. Поборолся за выезд с четверного тулупа в каскаде и с квад-сальхова, но удержал оба без касаний, недокрутов или степ-аутов. Упустил один уровень на дорожке шагов (получил 3 вместо привычных 4), остальное сделал без помарок. Из-за перестраховки не было четверного флипа, который пробовался на соревнованиях раньше.

Возможно, в произвольной Семененко тоже откажется от пяти четверных в пользу стабильности и компонентов.

Сейчас они вторые по величине, выше только у Кондратюка (+0,5 балла). Прошлогоднюю короткую (Le Clown), которую Евгений вернул за пару недель до финала, судьи явно приняли хорошо. А вот выбранная на этот сезон «Дюна» могла сыграть в минус, потому что сразу за Семененко на льду появился один из главных конкурентов – Петр Гуменник с программой под саундтреки к тому же фильму.

У Гуменника прокат вышел лучше. Все непрыжковые элементы оценили на высший уровень сложности, каждое приземление получилось уверенным и четким. К тому, же помогла чуть более высокая база: Петр на флип все же решился, хоть и недокручивал его в этом сезоне

В итоге есть рекорд карьеры на внутренних турнирах (формально всего на 0,03, но приятно после срывов осенью). Прогресс, по словам Гуменника, следствие выхода на пик формы.

Владислав Дикиджи начал с чистейшего четверного лутца, затем тяжело приземлился с квад-сальхова в каскаде и с тройного акселя во второй половине. Равновесие не потерял, но дал повод снять пару плюсов в оценке GOE. Еще по одному уровню слетело с дорожки и вращения в либеле, хотя в целом прокат удался.

Михаилу Коляде, который комментировал соревнования мужчин, показалось, что Дикиджи нервничал больше обычного. Сам Влад уверяет в обратном:

«Моя задача – катать для себя. Не соперничаю, а стараюсь прокатать так, чтобы мне было приятно. Нормально, все ровно. Волнение не появляется», – пояснил действующий чемпион России. Это важно, потому что на психологическую устойчивость федерация при отборе тоже обращает внимание.

Стойкости хватило и Марку Кондратюку с Глебом Лутфуллиным. Они появились на льду в самом конце дня, Глеб закрывал программу. Оба справились без заметных ошибок и сбавок в протоколах. Потеряли по уровню на дорожке, но взяли максимум за вращения.

Кондратюк заявил самый сложный прыжковый контент: четверной лутц, тройной аксель и каскад квад-сальхов + тройной тулуп во второй половине. Он вообще единственный, кто запланировал каскад в бонусной зоне.

Лутфуллин тоже рискнул, потому что (в отличие от Семененко, Дикиджи и Гуменника) убрал во вторую половину четверной сальхов, а не аксель. У Глеба такой набор всегда выглядел надежно, а вот Марка желание рискнуть подвело на одном из этапов серии.

Объективно, парни оставили сильное впечатление этой борьбой. Они явно настроились цепляться за каждый выезд, продумали, как сыграть на сильных качествах и скрыть недостатки. С произвольной физически справиться тяжелее, но психологически сложнее короткая: элементов меньше, любая ошибка отбрасывает. 

Впрочем, и сейчас разрывы непривычно большие с учетом того, как аккуратно катались лидеры.

Судьи допустили два существенных расхождения в оценках, но техника решила только половину дела

С технической точки зрения, борьба у парней в короткой шла почти на равных. 

Самая ценная программа у Кондратюка (47,79) за счет квад-лутца, каскада во второй половине и максимальных уровнях везде, кроме дорожки. Наименее дорогая в топ-5 – у Семененко (45,20), рядом Лутфуллин (45,37) из-за отсутствия старших четверных – флипа и лутца. Разрыв 2,59 балла понятен: 2 – это как раз разница в стоимости четверного лутца и тулупа.

С оценками за исполнение интереснее. Лучшие GOE у Петра (11,69), дальше Марк (10,82), Глеб (10,5), Евгений (9,7) и Владислав (8,6). В целом, арбитры друг другу не противоречили, но в паре случаев разошлись.

● Заключительное вращение у Гуменника получило +3 от Сергея Чемоданова и прошло по 0 у Татьяны Шаркиной и Натальи Богуш.

● Похожая история с дорожкой Дикиджи: +2 от Татьяны Рашевской и Регины Трусовой, по 0 от Чемоданова, Шаркиной, Богуш и Алексея Двойникова. Еще четыре нуля горят в протоколе за вращение в волчке, но тут плюсы, вероятно, упали из-за потери скорости и центровки.

● Зато единогласные +2 арбитры выставили Семененко за четверной сальхов с его привычным «клюющим» выездом. На турнирах ISU за такое ему обычно давали небольшой минус – очевидно, из-за «скоблежки» (этот термин есть в правилах). При этом Лутфуллину те же +2 (и еще одну тройку) в финале выставили за чистый триксель.

Вопросы здесь вовсе не к спортсменам. Тем более, что они с оценками не спорят (по крайней мере, публично).

Даже Дикиджи, которому меньше балла не хватило до сотни, спокойно кивнул в ответ на результат и сразу нашел причину: «С акселем больше было бы» (видимо, имел в виду тяжелое приземление).

К тому же, наибольшую и наименьшую оценки в любом случае отбрасывают при подсчете GOE. Да и не только они решают.

В таблице парней развели еще и компоненты. У Марка (46,09), у Евгения (45,59), у Петра (45,51), у Владислава (43,84) и у Глеба (42,42). Итого – 3,67 между первым и пятым местами. А в произвольной, судя по результатах прошлым турниров, разрывы увеличатся.

И проблема в том, что объективно измерить их нельзя, а они в итоге могут решить судьбу золота. На чемпионате России и не такие мелочи приводили к золоту.

В официальных правилах федерации (у ISU ровно те же) шкала оценивания компонентов выглядит так. Как ею пользоваться, не вполне понятно.

Экспертные комментарии тоже не вносят ясности. Отставание Дикиджи в презентации известно, его движения описывают так:

«В компонентах ему очень нужно добавлять, даже не как всем нашим. Серьезно. Хореография вот эта такая... регулировщика (показывает жестами – Спортс’’)», – слова постановщика Ильи Авербуха.

Влад еще год назад признавал, что над второй оценкой ему нужно работать – и с тех пор она выросла в среднем почти на 3 балла. Вопрос теперь в том, хватит ли этого, чтобы не отстать по итогам финала Гран-при.

Математически весь топ-5 претендует на первое место. А что у них по сезону?

Даже разница в 7 баллов для мужского катания не приговор: почти вся сильнейшая разминка с шансами на золото, только Макару Игнатову нужна оценка значительно выше season best.

Остальным для серьезной борьбы достаточно четырех чистых четверных и уровней больше второго на непрыжковых элементах. Чем сложнее, тем лучше, но все решат чистота исполнения и компоненты. 

Так было и на чемпионате России-2025. Дикиджи хватило произвольной с четырьмя квадами, чтобы отыграть отставание почти в 9 баллов после первого дня и забрать золото. А у Кондратюка в той произвольной случились два падения, и он остался 5-м.

Вот лучшие результаты сезона-2024/25 у парней из топ-6:

  • Кондратюк – произвольная 199,44 (личный рекорд, personal best) / сумма 289,74;

  • Гуменник – произвольная 183,44 / сумма 282,88;

  • Семененко – произвольная 194,86 / сумма 301,66;

  • Дикиджи – произвольная 200,82 (PB) / сумма 302,47 (PB);

  • Лутфуллин – произвольная 186,81 (PB) / сумма 303,28 (PB);

  • Игнатов – произвольная 177,49 / сумма 273,57.

Травмы сейчас никого не беспокоят. Программы накатаны, форма у каждого выглядит пиковой. При этом Гуменник, кажется, не верит в то, что поборется за путевку на ближайшую Олимпиаду.

«Не в следующем сезоне, а через четыре года. В основном рассчитываю на нее. Шансы на Олимпиаду‑2026 в Милане – 5%. На Олимпиаду‑2030? Все слишком неопределенно, слишком большая дисперсия.

Если сравнивать с чемпионатом России этого года, то я меньше волновался. Нет трагичности, что поезд уходит. С каждым годом улучшаю контент. Думаю, что к 2030 году наберу форму», – предположил он после выступления в Красноярске.

Глеб Лутфуллин куда оптимистичнее – заверил, что состояние у него боевое, но на вопрос про борьбу за Игры-2026 ответил аккуратно: «Я борюсь за свое катание». 

Осторожен и Марк Кондратюк: «Сдержанная радость. Радость от того, что получилось сегодня эмоционально и хорошо, сдержанная – потому что пытаюсь сохранить силы на завтра.

<...> Я знал все результаты, кто как выступил. Наверное, меня поразило начало турнира, когда катали Женя и Петя. Когда увидел, что там за сто баллов, то понял, что сегодня, похоже, придется стараться», – слова Марка в эфире Первого канала.

На самом деле стараться придется всем. Старт произвольных программ 15 февраля в 14:45 по московскому времени.

«Было обидно, когда поменяли правила посреди сезона». Фигуристы стерпели фокус федерации

В тексте использованы фрагменты интервью «Матч ТВ», «Первому каналу» и шоу «Каток»

Фото: РИА Новости/Александр Вильф