Подкасты
15 мин.

Закат Тутберидзе, судейство с ИИ, Малинин против Дикиджи. Какой будет фигурка через 5 лет?

Всем привет!

Подкасту «Чистый хвост» 5 лет! И в честь этого Павел Копачев, Полина Крутихина, Иван Кузнецов и Анастасия Жаворонкова собрались вспомнить, с чего все начиналось.

И, конечно, сделать прогнозы на следующие 5 лет. Что ждет Плющенко и Тутберидзе? Какие форматы появятся в международном календаре?

Вот немного из праздничного выпуска.

Вспоминаем первый выпуск: предсказания о квадах Трусовой и допинг-скандалах

Жаворонкова: Я преданный слушатель, слушала с первого выпуска. Со второго выпуска уже репостила к себе в телеграм-канал: слушайте обязательно, классный подкаст. Первый выпуск меня настолько впечатлил, что я даже попыталась записать свой подкаст, который начинала с фразы, что если даже Ваня Кузнецов может позволить себе подкаст, то я-то уж точно смогу.

Я уже тогда понимала, что лучше всего в фигурном катании разбирается Полина. Более того, в подводке к рекламе этого подкаста я писала, что Полина разбирается, а Ваня что-то наболтал прекрасным голосом.

Прошел всего один год, и я к вам присоединилась.

Копачев: Настя, ты слушала первый выпуск и даже переслушала его как раз перед эфиром. Можешь рассказать, что мы там напрогнозировали, что там было такого, за что, может быть, нам сейчас будет стыдно?

Жаворонкова: Стыдно не будет. Я ностальгически его послушала, очень приятно было вспомнить ваши предсказания на чемпионат Европы-2020. Потому что, конечно, слушая спустя пять лет, понимаешь, как сильно изменился мир фигурного катания, сколько всего мы встретили на этом пути от пандемии до отстранения. Наивно звучат некоторые вещи.

Из такого, что вы очевидно не угадали, это танцы на льду – что тот чемпионат Европы должны были выиграть Пападакис и Сизерон, а у мужчин – Кевин Аймоз. И сейчас, и даже тогда после чемпионата Европы все это звучало несколько смешно.

Из таких вещей, которые не совпали еще, Паша озвучил, что впереди нас ждет чемпионат мира. Вот на этом моменте я сразу: ха-ха. Кто же знал, что чемпионат мира могут отменить?

У Вани было нелепое предсказание о том, что Косторная выиграет следующий чемпионат России. Как мы знаем, это не сбылось, к сожалению. Алена действительно была достойна выиграть чемпионат России, но ее карьера сложилась совершенно другим образом.

Из интересных моментов, которые имеет смысл отметить: у Паши было несколько пророческих предсказаний.

Одно из них касалось того, зачем Александре Трусовой столько квадов? Паша заходил на этот вопрос не единожды. Он долбил идею, что нужно найти баланс между чистотой и красотой. На тот момент это звучало неожиданно, потому что все верили в гений четверных прыжков и что именно техника все решит в борьбе за победу, а не баланс.

А второе удачное предсказание – что пары будут в арьергарде. Отстранение российских пар сыграло злую шутку с фигурным катанием. Действительно, пары сейчас в арьергарде. Не могу сказать даже, что я с большим интересом смотрю какие-то международные турниры. Без наших дуэтов там вообще смотреть бывает нечего.

Было у Паши и неудачное предсказание, что фигурное катание уже достигло такой популярности и раскрученности, что этому спорту как будто «нужны» допинговые скандалы. Паша, кто же знал, что это коснется в первую очередь наших?!

И еще было несколько пророческих фраз. Во-первых, была произнесена фраза, что прыгать с высоким ростом четверные практически невозможно. При этом смотрим на нашу мужскую одиночку: у нас там великанов, пацанов, которые прыгают квады, причем очень разнообразные, полно.

И была еще одна фраза, она немножко вырвана из контекста, но навевает на мысли. «Россия может остаться без медалей», – тоже сказал Паша. Он говорил про чемпионат Европы, касалось это, естественно, только золотых медалей. Но сейчас фраза «остаться без медалей» в контексте всего-всего тоже звучит горьким пророчеством.

«Спустя 5 лет не верю не только в Плющенко-тренера, но и в Тутберидзе не верю»

Копачев: В телеграм-канале «Голубь мира» Яна Рудковская прокомментировала новости. Александр Плющенко выиграл соревнование, где был единственным участником. И Яна Рудковская выступила со срочным включением: «На дворе 2025 год. А Саша до сих пор не дает многим покоя. Хочется сказать: дорогие, живите уже наконец-то свои жизни и поучайте лучше ваших получат, а с нашими мы сами разберемся. Сегодня оборвали бесцеремонно все телефоны, пришлось даже в воскресенье давать интервью, немного о Саше и жизни. И почему он так сильно волнует всех даже по воскресеньям? Выставлю его вчерашний прокат тоже здесь. Молодец, Саша! Собаки лают, а караван идет. Весь в папу и в маму. Наша школа».

И хочется сразу включить еще одну аудиодорожку из первых наших выпусков, где Иван прогнозировал большое будущее как раз одному из людей семейства Плющенко.

Кузнецов *из прошлого*: Я обрадовался, когда Трусова перешла к Плющенко, моя первая мысль была: ух ты, у Бэтмена появился Джокер. Понимаю, что я, возможно, накручиваю, но я почему-то верю в Плющенко как в возможную большую альтернативу Тутберидзе. Мне кажется, у него есть связи, возможности, большая фигура, амбиции – такие, чтобы аудиторию раздражали на пять тысяч комментариев.

Мне кажется, что он вполне может стать противовесом, что будет в целом благо для русской фигурки.

Копачев *из прошлого*: Плющенко – довольно сомнительный выбор, как кажется. Все-таки какой тренер Плющенко, не знает даже сам Плющенко.

Кузнецов: Какой-то очень странный ракурс. Мы оцениваем свои предыдущие высказывания или рефлексируем, с точки зрения того, насколько это было близко или далеко от реальности.

В тот момент верить в Плющенко было интересно. Это единственное, что важно. Я думаю, что тогда фиксировались такие тренды, когда к нему переходили большие фигуристки. У Плющенко была первая большая частная школа фигурного катания в России. И это был интересный поворот нашего фигурного катания.

Копачев: Спустя 5 лет ты веришь в Плющенко?

Кузнецов: Наверное, уже нет. Но спустя 5 лет я и в Тутберидзе не верю. Спустя 5 лет я вообще в наше фигурное катание не очень верю.

Копачев: Полина, веришь, что ближайшие 5 лет – это будет эра Плющенко?

Крутихина: Что это будет эра Плющенко? Александра Плющенко? Извините, если он будет продолжать ездить на соревнования с одним участником, безусловно, это будет эра Александра Плющенко, да.

Копачев: Хорошо, Евгений Плющенко.

Крутихина: Прямо эра? Нет, не верю. То, что у него может появиться кто-то еще из классных учеников, или что у него, например, выстрелит, наконец, Муравьева, или что кто-то из его юниоров выстрелит, например, та же Жилина, в это я могу поверить. То, что Плющенко будет доминировать, как 5 лет назад доминировала Тутберидзе, конечно, нет. У него просто сейчас нет такой базы, чтобы через 5 лет всех этих людей приводить к золоту на каждом турнире.

Копачев: Настя, Александр или Евгений Плющенко? Или Арсений? Может быть, Арсений зажжет в ближайшие 5 лет?

Жаворонкова: Мне кажется, больше шансов у Евгения. Потому что быть тренером надо научиться. И, к сожалению, каждая статистическая единица в момент твоего обучения – это живой ученик, живой спортсмен, у которого может не сложиться карьера, но опыт нарабатывается.

Получится что-то или нет? Вот тут вопрос. Больше шансов, мне кажется, все-таки у Евгения Плющенко. Он выбрал эту стезю, он по ней идет. Пока не очень успешно, но он пытается. Я не вижу пока, чтобы он прекратил.

Предсказания на ближайшие 5 лет: закат эпохи Тутберидзе, реформы судейства

Кузнецов: Идей у меня много, но я не думаю, что они воплотятся в жизнь. Есть большая разница между тем, как я думаю, что будет, и как мне хотелось бы. Допустим, я думаю, что все будет не очень радужно. Что российское фигурное катание будет деградировать. Будет еще больше разбиваться на кланы, на конфликты, на всякие хейт-спичи в духе заявлений Худайбердиевой. И вот эти Багин, Базин, Букин с Нарижиным поругались – вот что-то такое.

Думаю, что будет окончательный закат эпохи Тутберидзе. В какой-то момент она исчерпает возможности производить лидеров, в том числе в женском катании.

Я думаю, что болельщики будут еще более ожесточенными, еще более карикатурно злыми. Даже когда какая-то аудитория отмирает… Фанаты Загитовой и Медведевой сейчас, наверное, не являются определяющими. И они больше не пишут плохие комментарии Транькову, как это было в 2019-м.

Но появляются фанаты новых фигуристок: Валиевой, Трусовой, сейчас – Петросян или Муравьевой. И они повторяют все те же паттерны, которые были у других болельщиков. Это такая социальная группа людей, которая будет и дальше отравлять медийное пространство в российском фигурном катании.

Из хорошего, мне кажется, будет чуть больше взрослых фигуристов – наподобие Эмбер Гленн, в первую очередь в мировой фигурке. Мне хотелось бы, чтобы и в российской тоже. И фигурное катание сделает шаг к возвращению в свое нормальное взрослое состояние.

В российском медиаполе и среди российских функционеров будет бесконечное нытье по поводу того, как все откатилось назад, как мы все потеряли, они прыгают каскад 3 плюс 3, какой ужас!

Мне хотелось бы, безусловно, какой-то реформы судейства. Я не верю в принципиальный пересмотр, внедрение технологий, датчики, которые отслеживают недокруты или преротейшены. Да, этого хотелось бы, но я не верю в то, что это будет.

Из реального – хочется, чтобы судейство международного фигурного катания возглавил какой-то человек, чтобы появилась должность, где есть специалист, который вещает за судей, и чтобы он был абсолютным революционером в этой истории.

Копачев: Мы обсуждали это до подкаста, что такой вариант возможен, если судейский корпус возглавит бывший фигурист, какой-то авторитетный человек, который бы дал направление, и, возможно, неожиданное направление.

Кузнецов: Он бы мог перезагрузить вообще все, он мог бы общаться с прессой, с болельщиками, тренерами, федерациями и так далее. Внедрять принципиально новые подходы. Самое главное – обозначить, что судейство – это главная проблема сегодняшнего фигурного катания, которая его разрушает, его душит и превращает в конкурс федераций и различных заносов.

Крутихина: Мне нравятся твоя идея. Я пока не очень понимаю, кто бы это мог быть из недавно закончивших. Интуитивно кажется, что это должен быть кто-то, кто, может быть, сам пострадал от подобного судейства, например, обладал классной техникой прыжков, а впереди него все время ставили людей, которые прыгали одинаково лутц и флип.

Но я вот с ужасом поняла, что пока самая очевидная кандидатура – Меган Дюамель. Потому что она активная, у нее много друзей в фигурнокатательной тусовке, она англоязычная. Я хорошо вижу, что она приходит на эту роль.

Жаворонкова: А мне кажется, что здесь одного человека было бы мало. Я, смотря конгрессы ISU, понимаю, что им надо сильно понизить как раз у них возрастной ценз, потому что слишком много этих консервативных престарелых людей – и именно это мешает ISU двигаться вперед.

Мне очень нравится идея с революцией в судействе. Я больше верю в приход технологий, что искусственный интеллект появится и примет участие в судействе. Возможно, они найдут способ, как разделить судейскую бригаду, которая выставляет надбавки и оценки за компоненты, с помощью того же ИИ. Эти технологии очень быстро развиваются, и условно года может хватить на то, чтобы появилось что-то революционное, что позволит решить проблему быстро и недорого.

Но, мне кажется, фигурное катание за счет своего консерватизма не сдвинется вперед, скорее появятся новые форматы. Возможно, какой-то прыжковый турнир или шоу-программ.

Мне кажется, за следующие 5 лет мы увидим что-нибудь такое. В фигурном катании станет больше медалей, больше титулов. Идея лежит на поверхности. А вот правила перестраивать, к старым форматам возвращаться, – это слишком сложно, потому что почти всегда это должно быть построено на честности, прозрачности. В общем, на том, что не любят функционеры.

Кузнецов: Чего мне больше всего бы хотелось – это больше фигурного катания. Я не хотел бы увеличения бесконечных этих фричных турниров, где пытаются изобрести новый вид спорта. Все эти конкурсы тамады на свадьбе: там – попади карандашом в бутылку, там – лучший прыжок, лучшее вращение, лучший паттерн, там – прыжки с шестом.

Это все может быть как шоу, но для этого должно быть много основного вида, а его очень мало. Это не фигурное катание, это что-то уже другое.

Мечты о международных турнирах по прыжкам и шоу-программам

Копачев: Если говорить о том, куда будет развиваться фигурное катание в ближайшие 5 лет, то должны эволюционировать все эти шоу: «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Жаба-гадюка» и прочее.

Я верю, что они эволюционируют. Когда полтора года назад я был в Сочи, то видел, что билеты на такие шоу не раскуплены, а они идут каждый день. Людям  не всегда хочется смотреть на жабу, гадюку и царевну-лягушку. Шоу должны быть чем-то уникальными. И формат, который уже столько лет эксплуатируется, себя изживает.

В какой-то момент ребята поймут, что болельщик уже этим сыт. Представляете, сколько раз фигуристы могли бы выступить на соревнованиях, но не выступили даже шести раз в году.

Здесь большой простор для того, чтобы сделать нормальный календарь – с сентября хотя бы по май. Это уже будет что-то.

Крутихина: Я согласна, что прыжковый турнир и шоу-турниры будут развиваться, что они точно за ближайшие 5 лет появятся в международной сетке. Потому что я все-таки надеюсь, что когда мы будем отмечать десятилетие подкаста, Россия уже будет участвовать в соревнованиях, и как только мы вернемся, все форматы, которые мы развивали в эти годы, придут в международку. И это даст свежий ветер, потому что я не очень верю в идею, что фигуристам сделают календарь, позволяющим выступать по 500 раз в год. Они сами пока к этому не готовы, даже нынешнее поколение.

Я думаю, что направление развития должно быть не в том, чтобы увеличить им календарь и чтобы ты на Луну Хендрикс смотрел по 20 раз. А сила как раз должна быть в необычных форматах, где может выстрелить даже тот, кто сейчас болтается условно на 10-м месте рейтинга или претендует на попадание в произвольный танец. Чтобы люди могли искать себе новых звезд в новых форматах.

Фигурное катание, может быть, пойдет в ближайшие 5 лет по пути развития тех же самых соло-танцев или тренда, который сейчас пытаются продвинуть Пападакис и Хаббелл с танцами, где могут кататься фигуристы одного пола.

Я не хочу смотреть эти однополые танцы, где там Хаббелл пытается поднять Пападакис. Это будет неэстетично, при всем уважении к бицухе Мэдисон. А вот параллельные дорожки, шаги, прыжки, могут выглядеть интересно и там вообще без разницы, одного ты пола или нет.

Меня устроит такой же календарь, который есть сейчас, в котором появляется международный прыжковый турнир, международный турнир по шоу-программам. Я мечтаю, чтобы мы могли через 5 лет обсудить прыжковый турнир, где Малинин соревновался с Дикиджи, или турнир по шоу-программам, где в финал вышли Аймоз и Ветлугин. Вот мне хочется такого – необычных форматов, которые станут не только внутрироссийскими, а международными.

***

Что обсудили еще? Слушаем!

Таймкоды:

0:00 «Чистому хвосту» – пять лет! Но сначала – о позорном решении федерации поменять регламент

4:27 11 лет назад федерация отправила Плющенко на Олимпиаду в обход Ковтуна – кажется, ничего не изменилось

8:06 «они заврались, не готовы признавать ошибки и слышать аудиторию»: три главные проблемы федерации

13:40 кому выгодны изменения в регламенте? Полина разбирает самые популярные теории

18:18 главная беда федерации – она не отвечает ни за одно принятое решение

26:46 дарим дефицитного Омчика за победу в классном конкурсе! 

30:07 Настя переслушала премьерный выпуск «Чистого хвоста»: кто сделал самые точные предсказания?

35:56 слушаем вместе первый эпизод подкаста – Даниелян у Тутберидзе, Эймоз – чемпион Европы, водяной насос у парусной лодки

44:27 Плющенко 5 лет назад и сейчас – что изменилось?

49:18 что больше всего поразило в трансляции чемпионата США? Спойлер – даже не прокат Малинина

53:50 каким фигурное катание будет в 2030-м? У Вани есть идея, как сделать судейство честнее

59:54 турниры по прыжкам и шоу-программам – мы за или против?

1:05:26 революционная идея о том, как отбирать фигуристов на Евро и ЧМ

1:10:59 предложение Паши, которое точно понравилось бы Малинину

1:15:40 почему у фигуристов такие большие перерывы между стартами? И сколько месяцев нужно, чтобы поставить классную программу?

1:23:45 еще несколько предсказаний: соло-танцы, параллельные прыжки и Ветлугин против Эймоза в шоу-турнире

Изменение правил – плевок федерации не в конкретных людей, а в наше фигурное катание

Нашей фигурке легче соврать, чем признать ошибку? Вот что не так с извинениями Сихарулидзе

Слушайте нас и на других платформах

Apple Podcasts

Яндекс Музыка

VK

Телеграм-канал «Чистого хвоста»

P.S. Если вы с нами впервые и по каким-то причинам не знаете, почему подкаст называется «Чистый хвост», вам сюда.

Фото: Raniero Corbelletti/AFLO, Mathias Bergeld/Keystone Press Agency/Global Look Press; East News/AP Photo/Sergei Grits; РИА Новости/Максим Блинов, Сергей Бобылев, Илья Наймушин; instagram.com/meaganduhamel