Шоу в фигурном катании умирают? Разбор с продюсером
Привет!
Что происходит с ледовыми шоу – в России, Северной Америке, Японии? Сколько стоит их организация? И реально ли отбить эти деньги без грантов? В «Чистом хвосте» гость, который погружен в эту индустрию десятки лет – продюсер Ари Закарян (он же агент Ильи Малинина).
Павел Копачев, Полина Крутихина и Майя Багрянцева спросили у Ари самое важное.
Слушаем!

Вот кое-что из реплик Закаряна (и вообще из выпуска, где многое обсудили и без него).
О кризисе японских шоу
«Все японские шоу не могут конкурировать с главным – шоу Юдзуру Ханю.
Он такой айсберг, который находится отдельно от всех и который хотят все. И с появлением Ханю любое шоу – сразу солд-аут.
Начнем с того, в чем проблема, почему сейчас шоу отменяются. Дело в том, что Юдзуру стал настолько популярен в Японии, его фан-база такая огромная, мощная и преданная, что с уходом Ханю от главных шоу он создал свое шоу. И они проходят с колоссальным успехом, практически сразу продаются. И зритель, который ходил на тот же самый Fantasy on Ice, – он (Ханю) с собой унес всех этих зрителей.

И оказывается, что японский зритель в основном был заточен на Ханю. Поэтому все остальные шоу сейчас имеют серьезные проблемы».
О Северной Америке
«Такого интереса к шоу в Северной Америке, как было в 90-х, конечно, нет. Фигурное катание – один из самых интересных, лучших и прекрасных видов спорта, который абсолютно недооценен именно в зоне маркетинга, в отличие от России.
Шоу прошли, ну, более-менее нормально, но чтобы сказать, что вау… Имея трех чемпионов мира из четырех категорий, результат должен быть намного лучше.
В свое время Майкл Джордан сделал баскетбол очень узнаваемым. Майкл Фелпс в плавании вынес этот вид спорта, дал толчок. Я не к тому говорю, что намекаю на Илью (Малинина), но хочу сказать, что по ходу маркетинга это очень важный момент.
Например, ты живешь в Новой Зеландии или в Шотландии и никогда не слышал, что такое фигурное катание. Но когда ты услышал, что вчера на каких-то соревнованиях какой-то фигурист побил рекорд, цифра такая-то, то у тебя автоматически начинает мышление работать в направлении: так, а что это там такое было, что за мероприятие? Потому что если в новостях выйдет: «Побил рекорд», – ты не знаешь, что это такое, но это уже информационное поле, которое тебя может заинтересовать.
Я понимаю, что очень много негатива сейчас может быть: опять толкает то-то, то-то. Но если существуют неординарные вещи, когда человек прыгает четыре с половиной оборота, и это выглядит как будто «ну да, произошло, кто-то там что-то сделал»… Тут надо бить в колокола, использовать это информационное поле, чтобы сделать хороший пиар-ход.

И если на соревнованиях есть возможность, чтобы фигуристы побеждали с рекордами, чтобы был побит хотя бы на одну сотую, тогда это автоматически во всем мире может быть как-то сказано. И люди будут понимать, что что-то такое происходит».
О расширении географии шоу и бездействии ISU
«Я всегда говорил: нельзя зацикливаться только на одном маркете и пытаться выживать благодаря одному маркету. Например, в свое время Ю-На Ким подняла до сумасшедшей популярности корейский маркет.
Он был очень сильный, мощный, и шоу с Ю-На Ким проходили под сумасшедший гул зрителя – и довольно-таки качественные шоу были. Ушла она – и сразу этот маркет рухнул, и ничего не происходит.

Нужно развивать это со стороны организаций, которые занимаются фигурным катанием, и развивать этот спорт в направлении, чтобы он стал мейнстримом не только в Японии или в России, а и в Бразилии, Аргентине, Европе и везде. Для этого должна быть серьезная маркетинговая команда, которая может правильно разработать эту структуру и формулу. Которая на самом деле не сложная, но этим надо заниматься.
К сожалению, этим не занимается, можно сказать, никто. Создается какая-то звезда – у нее фан-клуб, народ, который ее любит. И благодаря такому спортсмену выстраиваются все эти ледовые шоу. Здесь очень много вещей, которые ISU должна брать и работать. Которые они, к сожалению, не видят. Не то что не видят – они не знают, как это делать».
Кто из российских фигуристов интересен в шоу
«У России с фигурным катанием, с шоу-бизнесом такой ренессанс. Супердвижуха, я сказал бы так.
Здесь порядка 6-7 человек – они в любом случае считаются топовыми спортсменами. Понятно, что популярны Валиева, Загитова, Медведева, Щербакова, Трусова – в принципе, это главные действующие лица.
Народ идет на результаты. Чтобы объявляли: чемпион мира, олимпийский чемпион или как-то так. Всегда титул имеет большое значение».
О переизбытке шоу в России – и к чему это ведет
«Я всегда с удивлением наблюдал именно за этой динамикой, потому что мне казалось, что в какой-то момент народ перестанет ходить. Но народ идет и, к моему большому удивлению, все больше и больше шоу появляется.

Смотрите, сколько уже: Авербух, Навка, Плющенко, Слуцкая, Медведева, Загитова, Чернышев. Всякие «Щелкунчик» со льдом, «Щелкунчик» безо льда, «Щелкунчик» с оркестром, «Щелкунчик» с барабаном, «Щелкунчик» с шапкой, без шапки… Ну, что угодно. Огромное количество. Если я не ошибаюсь, если все посчитать по мелочи, порядка 2 тысяч ледовых шоу в год у России.
В Америке что произошло? Переизбыток появился, это раз. Второе: одни и те же ребята выступали в разных шоу, выступали каждую неделю практически. В принципе, в России то же самое.
Но в Америке еще – помимо индустрии фигурного катания – есть разные развлечения, спортивные тоже. В отличие от России сейчас.
На мой взгляд, в России фигурное катание – вы можете мне подсказать – чуть ли не как спорт номер один, хотя в Америке есть много разных видов».
Идея Закаряна – как продлевать карьеры фигуристов
«На мой взгляд, командный чемпионат мира должен быть как в художественной гимнастике – это команда спортсменов, представляющая определенную страну, которая делает хореографическую спортивную композицию и которая соревнуется с другой командой.
Можно использовать прыжки, вращения, параллельную дорожку, сложнейшие элементы. Это будет давать очень интересный зрительский импульс. И фигуристы уровня Ханю, Нэтана Чена – у них получится возможность вернуться в спорт и выигрывать Олимпийские игры как командники тоже. Это приведет очень много спонсоров».
О чем поговорили еще? Слушаем!
Таймкоды:
0:00 почему в России столько ледовых шоу? Они действительно так популярны?
7:13 Загитовой пришлось помириться с Медведевой ради продажи билетов на свое шоу?
11:39 гид по российским ледовым шоу: чем подход Навки отличается от Рудковской?
19:00 олимпийские чемпионы в шоу переоценены?
24:35 иностранные шоу в кризисе, но на Ханю невозможно достать билеты. В чем секрет?
29:25 кого из российских фигуристов первыми позовут в иностранные шоу после разбана?
37:58 Ари Закарян – агент Ильи Малинина. Что это за роль?
42:00 Щербакова и Загитова для японцев предпочтительнее Петросян?
47:20 почему четверной аксель – лучший инструмент для продвижения фигурного катания?
55:38 что больше всего удивляет Ари в российских ледовых шоу?
1:03:32 реалити-шоу про костюмеров и промо для хореографов: как продать фигурное катание аудитории?
1:07:24 выступит ли когда-то Малинин в российских шоу?
1:13:02 резюмируем: что будет дальше с рынком ледовых шоу?
«Это неокупаемо по билетам». Авербух раскрыл экономику ледовых шоу
Слушайте нас и на других платформах
Телеграм-канал «Чистого хвоста»
P. S. Если вы с нами впервые и по каким-то причинам не знаете, почему подкаст называется «Чистый хвост», вам сюда.
Фото: Gettyimages/David J. Phillip, Maddie Meyer / Staff; Yohei Osada/AFLO/Global Look Press; instagram.com
Беда ледовых шоу, в шаблонном мышлении и продюсеров, и журналистов и фигуристов.
Журналисты и Ари до сих пор молятся на титулы. Это уже даже не смешно.
Т. е. стала Каори трёхкратной чемпионкой мира, значит народ должен валом валить на её шоу.
Или на Алису Лью. Она же титулованная спортсменка.
Они обе действительно обаятельные девушки, но этого мало чтобы собирать залы вообще-то.
Ханю увел зрителей. Здесь можно только посмеяться.
Может он просто уважает себя и своих зрителей? Держит форму. Заморачивается интересными идеями.
И чувствуется, у него очень сильная команда. Кто его так поддерживает - не знаю, но результат налицо.
Мне правда безразлична ситуация с шоу, что в Японии, что в Северной Америке. Разберутся без нас.
Но к разбану, хотелось бы иметь у нас продюсера уровня Дягилева, который однажды покорил Европу Русскими сезонами.
Звёзды? Какие звёзды? Дягилев их создавал. Он привозил спектакли Московского и Питерского театров. Знакомил публику с русской культурой.
Когда произойдёт разбан, показывать наших звёзд придётся заново. На загимеде далеко не уедешь. Да и на олимпиаду глупо надеяться.
У наших сегодняшних топов нет титулов. И пусть они (титулы) горят синим пламенем. Наши выше классом многих титулованных.
Нужны новые Русские сезоны, чтобы показать всю россыпь бриллиантов. Показать, что мир потерял от своего расчетливого снобизма.
К примеру у Кондратюка нет титулов. ЧЕ - не бог весть какой титул. Но если бы японцы увидели в живую номер Дирижёра с балериной в красной пачке, интересно было бы посмотреть на реакцию.
По результатам Русского вызова можно было бы собрать крутое шоу в стиле Русских сезонов фк. Ту же Царевну Лебедь включить с Фроловой и другие отличные номера.
В РФ же уже давно все эти ледовые шоу умерли, если б не вливания бюджетных денег.
ps кому это вообще может быть интересно? Это ж даже детям скучно, а о взрослых и говорить нечего.
Причем никто об этом не будет даже сожалеть, кроме прикормленных участников и «успешных продюсеров», не способных создать действительно востребованный публикой продукт