5 мин.

Тюрьма фигурного катания. Чем пугает прыжковый турнир как идея

Насколько же извращенная, если задуматься, сама идея прыжкового турнира в фигурном катании

В форматах вроде «Матча всех звезд» НХЛ или НБА присутствуют странные вещи в угоду зрелищу: шоу буллитов, конкурс по броскам сверху – элементы деконструированного, разорванного целого. Но целое все равно рядом: главное и самое большое событие любого такого шоу – полноценный матч.

Хоккей и баскетбол остаются хоккеем и баскетболом даже в этих скоморошеских вау-вау-форматах. 

Я не могу отделаться от ощущения, что в прыжковом турнире, изобретенном всего пару лет назад в нашем фигурном катании, есть что-то более странное, чем просто необычный ракурс соревновательного шоу. 

Обратный отсчет – лимитированное время, в которое можно ездить по кругу и собирать прыжки. 

Музыка, единственное назначение которой – быть фоном, заблюренной декорацией, не отвлекающей от главного (езды по кругу за прыжками). Это как музыка во «Вкусно и точка», бассейне, фитнесе или жанр Lo-Fi: ты не заметишь ее, пока тебе не скажут, что в помещении в принципе звучит музыка. 

Обороты и выезды – единственное, что важно. 

Ничто не мешает бросить наблюдение за героем – сразу после выполненных или невыполненных прыжков. 

Правила, порой выдуманные на ходу. И часто очень мутная, серая логика при оценивании.

Отсутствие протоколов. Еще в прошлом сезоне – смехотворные бонусные баллы.

Командные соревнования в качестве кульминации, этот ничем не прикрытый жест подавления индивидуальности – во имя одной большой фотографии, где побеждает дружба. Кто-то напишет: наконец-то у нас настоящая сборная. Есть люди, которым от спорта нужно лишь умиление. 

Пропавшая и счастливо найденная салфетница (ее уже собирались разыскивать с полицией) как финал двухдневной тусовки. Можно ли придумать более дешевую драму? 

У меня нет ответа на вопрос, интересен ли прыжковый турнир, хорош он или плох. Может, вас он захватил. Может, вы убеждены, что квад-аксели Дикиджи того стоили и теперь их можно завуалированно сравнивать с квад-акселями Малинина (в нашем ответе Голливуду ведь всегда есть некоторая неполноценность, правда?).

Я не могу прогнать мысль, что прыжковый турнир – это не просто шоу. Это тайная мечта фигурного катания. Это его фетиш, его слишком далеко зашедшая фантазия. 

На самом деле фигурное катание много лет превращается в прыжковый турнир. 

Когда Чен, бесконечно далекий от своего же идеала из Пекина-2022, заходит в элиту.

Когда Самарин едва не выигрывает Евро.

Когда Малинин становится главным современным фигуристом.

Когда Трусова искренне не понимает, почему проиграла Олимпиаду (ведь она выиграла то фигурное катание, которое должно было стать турниром прыжков).

Когда Тутберидзе после победы Петросян на чемпионате России имеет лишь одно пожелание: чтобы в российском фигурном катании побеждали ультра-си (тем самым вскрывая, что для нее главное в таком сложном, насыщенном и эмоциональном катании Аделии). 

Кто-то видит в прыжковом турнире отфильтрованный, дистиллированный «настоящий спорт», суть фигурного катания, которой наконец-то ничто не мешает себя проявить. 

Но я вижу скучное зрелище.

Как спортсмены, имеющие возможность рассказывать истории, взывать к чувству прекрасного, презентовать жанры, растворять свое эго в сюжете, надевать бесконечное количество масок – от Чарли Чаплина до Гладиатора, от Кармен до Эдит Пиаф, обладая визой для безграничного путешествия во времени, стилях и культурных кодах – собрались, чтобы заняться незамысловатой активностью вроде перетягивания каната. 

Прыжковый турнир в фигурном катании – такое же психоделическое безумие, как фестиваль угловых в футболе, соревнования пит-стопов в «Формуле-1» или шоу бэкхендов в теннисе. Ничего этого, кроме прыжкового турнира, не существует за пределами тренировочных процессов или больного воображения («у меня лучший в мире бэкхенд, как же я хорош»).

Как рилсы и шортсы сокращают 3-часовые интервью до 10-секундных приколов (которые все равно смотришь три часа – но «это другое»), как «Макдональдс» сокращает курицу до наггетсов – чтобы у аудитории быстрее произошел скачок дофамина – так прыжковый турнир сокращает фигурное катание.

Фактически делая его разновидностью информационного фастфуда – в данном случае это фастфуд от спорта (и неважно, что потреблять его полагается несколько часов – он канцерогенный по сути).

Фигурный чемпионат по прыжкам длился 6 часов. Я это смотрела и вот что поняла

Пугает то, какую циничную, пусть и развлекательную картину дает прыжковый турнир, где стили, идеи, смыслы убраны за ненадобностью, где культивируется лишь один из элементов.

Не был бы так страшен этот культ, если бы он настолько не отзывался в другом – если бы он не обнажал замаскированную суть современного фигурного катания, его ценности и мировоззрение, если бы он не был этим кошмаром наяву. 

«Диснейленд существует для того, чтобы скрыть, что Диснейлендом на самом деле является «реальная» страна – вся «реальная» Америка (примерно так, как тюрьмы служат для того, чтобы скрыть, что весь социум во всей своей полноте, во всей своей банальной вездесущности является местом заключения)», – писал французский философ Жан Бодрийяр в эссе «Симулякры и симуляция».

Пока есть тюрьма, у тебя есть иллюзия, что ты свободен за ее пределами. Гиперреальность частного скрывает гиперреальность целого.

В каком-то смысле я хочу, чтобы прыжковый турнир, каким бы скучным он ни был, существовал на карте фигурного катания: ведь он дарит иллюзию, что пока он есть, настоящее фигурное катание – это точно что-то другое. 

10 простых вещей, которые сделают прыжковый турнир фигуристов лучше

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Григорий Сысоев; Gettyimages.ru/Sean Gallup