А Настя Губанова еще любит фигурное катание? О провале на чемпионате мира
Чуть больше двух лет прошло с первого чемпионата Европы по фигурному катанию, где не было сборной России.
По иронии судьбы, выиграла российская фигуристка Анастасия Губанова под руководством российского тренера Евгения Рукавицына.
Та легкая, летящая, куражная Настя, у которой все получается, была будто упреком всем, кто когда-то ее отверг.

Возведенное в абсолют (пусть и технически простоватое) чистое, лирическое катание громко заявляло миру: российское фигурное катание нельзя просто запретить. Вот оно – светится, трогает, очаровывает. Даже несмотря на то, что и в самой России Настя, по юниорам катавшаяся на равных с лучшими, в какой-то момент оказалась лишней.
Всего два года назад Губанова была сильной историей, фигурным катанием, которое мы потеряли. Сегодня Губанова выглядит фигуристкой, которая потеряла сама себя.
Короткая программа на чемпионате мира в Бостоне, которая стала единственной по причине непопадания в произвольную – ее худшая версия.
Бодрый, вдохновленный старт и заход на первый прыжок – дразнящее напоминание, трейлер Насти, которая может быть, оборвался падением (и потерей каскада). А затем случилось то, что невозможно объяснить.
Под кавер энергичной песни ABBA Money, Money, Money, замедленный всеми возможными обработками, Губанова просто бросила программу.
Темп катастрофически упал, второй прыжок получился с грубой ошибкой. Все элементы Настя выполняла так, что, кажется, с радостью убежала бы со льда (чуть позже она и попыталась убежать из КиКа, но остановил Рукавицын).

Наблюдая за фигурным катанием много лет, видишь самые разные реакции на ошибки. Из-за падения с прыжка, который стоял первым в каскаде, многие перестраивают программы на ходу – цепляют второй прыжок (хотя бы двойной) в другое место.
Канонический пример – Алина Загитова, в свое время жонглировавшая прыжками как мячиками и умевшая присоединить риттбергер к лутцу, кажется, когда угодно. Поломка изначальной, протокольной расстановки прыжков – вовсе не приговор. Как верно отметил в эфире Даниил Глейхенгауз, в конце концов можно сделать все другие элементы на дикие плюсы и удариться в компоненты.
С тем, как откровенно сдалась Настя, очень контрастирует, например, катание Каори Сакамото.
У которой уже три золота чемпионатов мира, которая проводит далеко не лучший сезон. Ее вращения, кажется, тяжелее вращения туриста в аэропорту с двумя чемоданами. Все еще сложная, уникальная пластика, которая почему-то больше не работает, не звенит, не гипнотизирует.
Но какой показательный микроэпизод демонстрирует ее программа: Каори раскрывается на тройном флипе, превращая его в некрасивый двойной, а затем с места цепляет к нему тройной прыжок.
Безусловно, этот хайлайт не сравнится с ее трюком двухлетней давности, когда она прицепила тройной к одинарному, и сама (вместе с нами) не поняла, как такое возможно. Но эпизод очень кричащий. О характере. О борьбе за каждую молекулу программы. С любыми титулами и погонами, при любой траектории сезона.

Когда мне было 18, изучая истории самых разных спортсменов и людей, я был свято убежден: нет ничего важнее таланта. Что талант, этот поцелуй вселенной, эта метка избранности – та самая волшебная палочка, которая позволяет завоевать мир. Тогда мне еще не открылось, что любой большой талант уравновешен знанием о нем.
И это знание о собственном таланте – это не преимущество вовсе, это плита, зачастую неподъемная, ограничивающая возможности роста. Что любой талант носит в себе семена саморазрушения. Может, он и волшебная палочка, способная на все, но не способная спасти человека от самого себя.
Когда Губанова после произвольной программы не бог весть какой фигуристки Нины Петрыкиной на чемпионате Европы признается, что сразу поняла: ей ничего не светит – это такой же страшный симптом отказа от борьбы, как и тот, что случился в Бостоне.
Когда Настя регулярно умирает на середине произвольной программы, а бороться ей не позволяет отсутствие конкуренции в сборной Грузии, это не может не оскорблять болельщиков. Губанова перестала расти из-за гарантированного места на всех международных турнирах. Знание об успехе еще тяжелее знания о таланте.
Если не конкуренция, то лишь большая любовь к делу может двигать человека вперед. Любит ли все еще Настя Губанова фигурное катание?

Я не знаю. Вероятно, ответит лишь ее карьера (если продолжится). Мне безумно больно, что мы, кажется, теряем удивительно одаренную фигуристку, способную попадать в сердца.
«Фигурное катание, которое мы потеряли» – заголовок моей колонки о Насте после ее победы на Евро-2023 теперь играет новыми, зловещими красками. Ведь потеряла Настю теперь даже первая разминка произвольной программы чемпионата мира.
Радует лишь одно: на каждую историю потери фигурное катание порой откликается историей обретения. Но о фантастической Алисе Лью мы поговорим в другой раз.
Чемпионат мира по фигурному катанию-2025
Бостон, США
Женщины
Короткая программа
1. Алиса Лью (США) – 74,58
2. Моне Чиба (Япония) – 73,44
3. Изабо Левито (США) – 73,33
4. Вакаба Хигучи (Япония) – 72,10
5. Каори Сакамото (Япония) – 71,03
6. Маделин Скизас (Канада) – 69,18...
28. Анастасия Губанова (Грузия) – 47,31
Фото: Raniero Corbelletti/Global Look Press
Какая лютая дичь! Эти качества были у Губановой во времена работы с Ангелиной Туренко. Плюс очень сложная работа коньком и прекрасная хореография. Но катать сложно - всегда чревато большим риском ошибок (как пример, ее частые падения с лутца в насыщенном отрезке в Лебеде). Потому и не было у нее особых результатов - падать с простых прыжков в условиях нашей конкуренции нельзя. Правда особо говорливая группа все время пытается списать на происки Москвы, наивно делая вид, что не помнят - когда Губанова каталась чисто, ее задвигали как раз под питерских фавориток.
Рукавицын как раз и выбрал этот стиль - проще, медленнее, как амеба, чтобы можно было отпрыгать. И то, результат это приносит только в Европе в силу слабой конкуренции и влияния грузинской Федры. Как только случаются соревнования, где появляются азиатки и североамериканки - судьи перестают моргать недокруты, ставят адекватные уровни и ГОЕ - тут Губанова и сама начинает плыть. Плюсом - очень сложный и истеричный характер мешает ей мыслить критически
Никогда Губанова не была сильной историей. Обычная средняя фигуристка, коих тьма. Российское ЖО тем более не потеряло от её ухода. Вообще не знаю зачем она продолжает, если ей как будто лень и в тягость кататься. Всегда видно когда фигурист борется, даже если он все прыжки завалит, тут же.. Я думала после акселя она вообще поедет к бортику на выход со льда.
Заменит неудавшийся прыжок на другой.
Вот такие бойцы завоевывают золото мира и ОИ.
1) выносливость, она во 2 половине еле дышит, но справедливости ради эта проблема есть почти у всех ребят из штаба Рукавицына
2) психология. Настя выходит на прокаты как на публичную порку, очень легко сдается и не борется. Первый флип, с которого она упала, был вполне рабочим и его можно было спасти, но Настя просто с каменным лицом развалила программу
Это показатель того, что Настя не борец, та же Каори даже к бабочке цепляет 3т, также вспоминаю NHK-2017 года: там Медведева выступала уже с больной ногой, первые 2 прыжка завалила, все тогда думали, что все, минус программа, а она во второй половине все с каскадами 3-3 откатала (а у Жени было всего лишь 2 прыжка в 1 половине, во 2 половине 5 прыжковых элементов, но она все сделала). Сколько раз Алина, срывая лутц-ритт, пыталась присоединить ритт к флипу, и даже, если не получалось - это показатель борьбы, что человек хотя бы борется за программу, но у Насти такого нет