И как теперь выбирать фигуристов на Олимпиаду?
Международный союз конькобежцев (ISU) допустил российских фигуристов в нейтральном статусе до олимпийского отбора – внезапная новость, которая в ближайшие месяцы загонит нашу фигурку в состояние дикого стресса.
«Обычно чемпионатом России сезон для наших ребят практически заканчивался, а теперь он только начинается. Думаю, мы обязательно обсудим с ребятами, тренерами внутри федерации и всем дадим знать, как будет проходить отбор, потому что новость свежая. Мы должны внимательно все изучить и принять совместное решение», – радостный глава ФФККР Антон Сихарулидзе пока обтекаемо отвечает на главный вопрос.
Нет, этот спин-офф (кого повезут на первый после допуска чемпионат Европы или мира) не покидал нашу фигурку все последние сезоны, но выглядело это обсуждение слишком абстрактно и футуристично.
И вот внезапная реальность: за два месяца нужно сделать финальный выбор. Или придумать рабочий механизм, при котором отбор будет хотя бы немного прозрачным.
Очевидно, при лимите на одного участника в каждом виде – это крайне трудная миссия. И при любых раскладах обиженных будет больше, чем довольных.
И все равно нашим чиновникам нужно постараться – чтобы их правила, умещенные в требования ISU, получились одновременно честными и полезными.
Вот почему это будет так трудно.
1. Одна квота на дисциплину – жесткий лимит для российской фигурки, которая и в три-то лицензии умещалась со слезами и скандалами.
Понятно, что сейчас выбор в парах и танцах очевиднее (по крайней мере, на данный момент), чем в мужском и женском катании, где переменных чуть больше.
Наверняка, функционерам захочется сделать взвешенный выбор – на каком-нибудь полумифическом тренерском совете или президиуме. Такой состав даже может выглядеть справедливым, но хочется, чтобы базовым фактором стали конкретные результаты, а не совокупность впечатлений, представлений и связей на вершинах ФФККР.
2. Протоколы текущего чемпионата России – безусловно важный критерий, который, впрочем, не должен становиться финальным, даже несмотря на то, что фигуристы всегда отбирались на международные старты именно здесь.
И дело не в том, что в последние годы этот рефлекс был утрачен, а чемпионаты России превратились в борьбу за попадание в списки сборной на следующий сезон – формальность, которая позволяет получать финансирование и спокойно тренироваться за счет государства.
Логика в том, что отбор – куда бы то ни было – мероприятие с понятными правилами, которые проговариваются заранее. Задним числом это не работает – узнав по ходу турнира о том, что впереди маячит Олимпиада, фигуристы и тренеры уже никак не могли изменить подготовку, выбор программ и набор элементов.
Тем более ISU оставил солидный временной коридор, чтобы такой отбор достойно провести.
3. Наверное, самое логичное решение – объявить отборочным турниром красноярский финал Гран-при. Он идеально подходит и по срокам (середина февраля – за пару недель до дедлайна по решению), и по составу (12 одиночников, 10 дуэтов в танцах и 8 в парах – сильнейшие по итогам Гран-при).
Конечно, один турнир – это всегда набор случайностей и обстоятельств, которые могут исказить объективность. Но это хоть какой-то симулятор справедливости – если это слово вообще может существовать в контексте фигурного катания и ФФККР.
4. Главная сложность для России в требованиях ISU – сроки и невозможность замен после квалификации.
Это требует от ФФККР точности на грани везения в определении состава за год до Олимпиады – срок для фигурки почти поколенческий. Да, небольшой люфт создает заявка запасных, которыми можно распоряжаться до квалификации (сентябрь), но следующие полгода до Олимпиады отобравшийся фигурист будет жить со знанием, что он единственная надежда сборной.
Больная точка, конечно, – женское катание.
Физиология и психология 17-летних девушек – пожалуй, самое непредсказуемое явление в фигурке, а за год здесь меняется так много, что никаких гарантий не даст даже Этери Тутберидзе. Яркая иллюстрация – Камила Валиева: вспомните ее 15-летнюю в Пекине-2022 и 16-летнюю спустя полгода на российских турнирах, чтобы понять перемены.
Как будут выглядеть через год сегодняшние (а тем более вчерашние) топ-фигуристки – Аделия Петросян, Алина Горбачева, Софья Муравьева, Софья Акатьева – лотерея с неопределенной вероятностью. И это даже не про травмы, риск которых при подготовке к Олимпиаде кратно вырастет по сравнению с домашними турнирами.
Идеального рецепта, наверное, нет и в мужском отборе, а в таких случаях работает только спортивный принцип – хотя насколько неспортивным он бывает в фигурке, показывает нынешний чемпионат России.
5. Отдельная история – фигуристы с карьерами на стопе, которые ставили свое возвращение в зависимость от международного допуска.
«Никто не знает, допустят ли нас до соревнований. Сейчас неизвестно, будет ли у нас хотя бы одна квота. Но если мне завтра скажут готовиться к Олимпиаде, то, конечно, я буду готовиться», – в ноябре слова Александры Трусовой казались чем-то виртуальным, но спустя месяц выяснилось, что условия ISU просто не оставляют времени для подготовки ни ей, ни, например, Лизе Туктамышевой.
Наверное, таким спортсменам (если их желание из слов вдруг превратится в дело) стоит дать шанс, пусть и реальность этих кейсов стремится к нулю.
6. Но действие, с которого нашим чиновникам придется начать этот путь – консультации с ISU и проверка спортсменов на соответствие всем требованиям, которые прописаны весьма расплывчато.
Вопросов много.
Является ли нарушением выступление за ЦСКА? А в чемпионских шоу с политической и военной символикой?
Как трактовать условие для спортсмена и персонала не быть связанным с лицом, отбывающим допинговую дисквалификацию?
Кто будет проверять соцсети фигуристов?
***
Прямо сейчас в трех видах из четырех выбор (по крайней мере, основных) выглядит очевидным, но нашим чиновникам придется крепко потрудиться, чтобы слова честность, адекватность и справедливость окончательно не оставили федерацию.
Наших фигуристов пустили на Олимпиаду! Но ограничений ой как много
«Так делать нельзя». Наша фигурка узнала о допуске на Олимпиаду – и растерялась
Фото: Mathias Bergeld/Keystone Press Agency, Maksim Konstantinov/Global Look Pres/Global Look Press; РИА Новости/Александр Вильф, Сергей Бобылев, Максим Богодвид; sport1tv.ru/скриншоты трансляции
Это будет задача посложнее.
С женским катанием самая проблема. В следующем сезоне Петросян, Акатьева, Горбачёва могут быть совершенно на другом уровне, чем в этом. А лучшей фигуристкой теоретически может стать Вероника Жилина, которая сейчас вообще не выступает.