6 мин.

Зал освистал фигурных судей – за казахстанца, который тренируется в Сочи и делает уникальный каскад

Казахстанские одиночники почти пропали из фигурной повестки с уходом Дениса Тена.

6 лет спустя эту сборную вновь обсуждают, поддерживают и ждут на пьедестале крупнейших турниров – ждут Михаила Шайдорова.

Еще год назад он с трудом пробивался в топ-15 чемпионата мира. Теперь выступает в финале Гран-при с элитным контентом и уникальным каскадом, а зрители освистывают судей, требуя для него оценок повыше.

Собрал одну из самых сложных программ в мире и историческое комбо из трикселя и четверного. Но этого пока мало

Этот финал Гран-при – дебютный для 20-летнего Шайдорова. Он попал туда как первый запасной, когда снялся Адам Сяо Хим Фа.

Подобраться так близко к шестерке помогли серебро в Китае и четвертое место во Франции.

В прошлом сезоне Шайдоров тоже заезжал в призы Cup of China, но нестабильное катание на первом этапе не оставило шансов на заключительный тур.

Михаил регулярно заявлял сложнейший четверной лутц, к нему в комплекте шли два квад-тулупа в произвольной и один в короткой. Однако чисто этот набор не получился ни на одном турнире. Судьи всякий раз находили неясные ребра и минимум по два-три недокрута, тяжелые приземления съедали надбавки еще больше.

К тому же подводили периодически проседающие уровни на вращениях и дорожках и компоненты на уровне 8-9 мест.

Перед сезоном-2024/25 Шайдоров существенно усложнил контент: заменил сольный четверной тулуп на более ценный флип и собрал уникальную секвенцию тройной аксель + четверной сальхов. Ее сложность в том, что четыре оборота, по сути, приходится скручивать на остатке хода от первого прыжка. Михаил – первый, кому удался каскад с квадом вторым элементом, и это не предел.

«У меня на примете есть еще один сумасшедший каскад, который я хочу сделать следующим, но пока оставлю это в секрете», – удивил он после выступления на французском этапе.

Вкупе с надбавками от арбитров этот элемент принес почти 19 баллов, но все же не компенсировал ошибки на других прыжках. Недокруты и степ-ауты, из-за которых прокаты выглядят небрежно, по-прежнему портят результаты. Шайдоров эту проблему видит и уже пообещал поработать над катанием и второй оценкой.

В этом году он следует трендам и в короткой катается под саундтреки ко второй части «Дюны». В произвольной у него необычное комбо из «Лунной сонаты» Бетховена и кавера на Take On Me группы A-ha. В финале Гран-при в Гренобле с этими постановками он уже продвинулся в презентации.

Пустыня вместо льда: в фигурке помешательство на «Дюне»

Был близок к медали финала, но упустил ее из-за ошибок. Судьи сняли почти 10 баллов после пересмотра

Шайдоров начал финал здорово: чисто исполнил короткую (а она по сложности уступала только программе Ильи Малинина) и обновил персональный рекорд в компонентах.

Подвело лишь вращение в приседе, на котором поставили пару минусов, и первый уровень трудности, но и это не помешало войти в топ-3.

Заявка на произвольную при чистом исполнении принесла бы медаль. В нее включили четыре четверных, среди которых лутц, флип, сальхов вторым элементом после трикселя и каскад 4+3 из двух тулупов во второй половине. 

Однако без ошибок не обошлось. Михаил упал со стартового лутца, но все же сделал фирменный каскад и не упустил больше ни один элемент. И он, и хореограф Иван Ригини выглядели абсолютно счастливыми. В комментаторской за казахстанца радовалась Елизавета Туктамышева:

«Молодец, большая умничка сделал этот каскад, я его очень ждала. Достаточно рискованно это было после тройного акселя, который получился не самым удачным образом. Так хорошо поставить корпус, оставить его спереди, быстренько компактно скрутиться», – восхищалась она. За этот каскад болел даже Малинин.

Но в итоге в произвольной Шайдоров остался последним, потеряв от изначальной технической оценки почти 10 баллов. Техбригада нашла три недокрута больше четверти, из-за которых в сумме с базы срезали 2,74; комбинированное вращение в волчке вновь понизили до первого уровня; дорожка шагов вышла только на второй. Зал в ответ на оценки освистал арбитров.

«Я боролся и вчера, и сегодня. Отдал все, что мог, и теперь с нетерпением жду отдыха. Я ощутил, насколько тепло меня здесь приняли, это потрясающе, и меня очень радует, что я могу привлечь людей своим катанием», – поблагодарил болельщиков Шайдоров.

По сумме прокатов он пятый. Накала придавало и то, что о выступлении в финале Михаил узнал за неделю до старта. Он признался, что уже на Гран-при Китая Сяо Хим Фа намекнул ему на возможную замену в Гренобле, но серьезно к этим словам никто не отнесся.

Впрочем, шанс побороться за топ-6 на самом деле выпал раньше.

Тренируется в Сочи у Урманова и говорит, что относится к нему как отцу

Шайдоров должен был дебютировать на Гран-при в 2022-м, но снялся из-за вируса Эпштейна-Барр – он снижает иммунитет и в некоторых случаях дает серьезные осложнения.

Михаил из-за этого попал в больницу и восстанавливался вплоть до чемпионата четырех континентов. Тем не менее там попал в топ-5, а до этого остановился в шаге (и 0,26 балла) от пьедестала на Универсиаде в Лейк-Плэсиде. С подорванным здоровьем он еще и преодолевал не самый простой путь на соревнования – ведь тренируется в Сочи у Алексея Урманова.

«C Алексеем Евгеньевичем работаем вместе уже шесть лет, раньше приезжал к нему на сборы. Теперь с ним уже как отец с сыном.

Он как мой главный тренер делает все, чтобы я становился лучше, у нас очень хороший коннект, хорошо друг друга понимаем, хорошо коммуницируем, находим компромиссы, двигаемся вместе вперед, и я рад, что рядом со мной находится такой профессиональный и прекрасный тренер», – поделился Шайдоров. Он вообще часто использует сравнение «папа-сын», когда говорит о тренере.

Звучит трогательно, ведь до Урманова Михаил готовился под руководством родного отца Станислава и точно знает, что такое семейные отношения внутри команды.

Потом они переехали в Россию – в Алма-Ате подходящих для подготовки площадок тогда не было. Через год после переезда Шайдоров вывел на турниры тройной аксель и первый квад. А в конце олимпийского цикла взял первую для Казахстана медаль юниорского чемпионата мира.

Теперь к ней добавились две награды со взрослого Гран-при и первое в карьере золото челленджера. Символично, что его Шайдоров выиграл дома – на Мемориале Дениса Тена.

Цифра дня: исторические 7 квадов в прокате Малинина – судьям не понравился ни один

В тексте использованы фрагменты интервью Golden Skate и «Матч ТВ»

Фото: International Skating Union/Jurij Kodrun, Lintao Zhang; РИА Новости/Владимир Песня