7 мин.

Для меня Мэдисон Чок – последняя роковая женщина фигурного катания

Ноябрь 2016-го. В Москву пришла омерзительная погода, а я пришел на трибуны «Мегаспорта». В день произвольных программ на Кубке Ростелеком должны были случиться: 

● гениальный прокат Хавьера Фернандеса под нарезку Элвиса Пресли;

● последний выход на лед на сколько-нибудь значимом турнире Юлии Липницкой и ее драма в программе Kill Bill;

● Алена Савченко и Бруно Маccо.

Дух захватывает от масштаба фигур: где-то в колоде удовольствий нашлось место и совсем юному Шоме Уно, победе роскошной Анны Погорилой, а еще культовой песне Дэвида Боуи и группы Queen – Under Pressure. 

Осень 2016-го – это всего пара сезонов с момента, когда в фигурном катании грянула музыкальная революция: впервые за 100 с лишним лет в программах использовалась музыка со словами.

На территорию вековой традиции классической музыки, общепризнанных опер и саундтреков хлынул свежий воздух. Временами он заносил с собой и угарный газ (международную поп-безвкусицу с верхних строчек чартов), но это цена любой культурной трансформации. И вот я услышал, что кто-то принес на лед моего любимого Дэвида Боуи. 

Симпатичная брюнетка с высокими скулами, чем-то издалека похожая на молодую Тиа Каррере, катала с высоким кучерявым парнем что-то совсем уж необычное для того времени.

Их произвольный танец будто показательный номер: слишком много раскованности, party-style, атмосферы отчаянно-развлекательного танца, будто зашедшего из клипа. Очень контрастировало по тематике с катающими по соседству Бобровой/Соловьевым и их чистейшей жулинщиной (предсказуемо, ветхозаветно, ультраконсервативно).

Концовка, изумительно утонченное оформление последних слов песни Боуи, pressure… pressure – это всегда сводило слушателей с ума. Зал в восторге, пара сделала поклон.

В ноябре 2016-го я работал на сайте телеканала Eurosport и писал преимущественно про футбол, а потому фигурное катание смотрел не очень внимательно. Это была моя первая встреча с Мэдисон Чок.

На роль роковой женщины, la femme fatale того фигурного катания было слишком много претенденток – от Тессы Виртью и Эшли Вагнер до Ксении Столбовой и Валентины Маркеи. Такова любая эпоха суперзвезд: они оттеняют друг друга, а просто звезды и вовсе пропадают.

Возможно, Мэдисон Чок и Эвану Бейтсу не повезло со временем (попасть под праймовых Виртью/Мойр и Пападакис/Сизерона), а возможно, именно время и конкуренция с такими мастерами сделали их такими, какие они сегодня.  

За следующие несколько сезонов Мэдисон и Эван приносили в фигурное катание удивительный набор годной музыки: Pink Floyd, Daft Punk, Элвис Пресли, Джон Леннон, Билли Айлиш. Они катали смелые программы, фанатично избегали банальностей и клише.

Их страсть выглядеть особенными, выделиться из толпы похожих танцевальных пар, сформулировать новые танцы – почерк больших мастеров. И что самое важное, они поняли кое-что про себя. 

Что делает их такими запоминающимися. Что так гипнотизирует в их прокатах – порой начиная смотреть их танец, ты не можешь оторвать взгляд. Что заставляет забывать об ошибках и воспринимать программу как целое, не деконструируя ее на набор деталей. Что позволяет им обыгрывать в таком сложном виде (где нет прыжков и нет возможности обеспечить большое преимущество одним элементом) тех, кто катит лучше.

Почему это «кто», а не «что».

Каждая пара приходит в фигурное катание с тем, что на уровне символов отличает ее от остальных. Кто-то с атлетичными поддержками. Кто-то со скоростью. Кто-то с блестящей способностью войти в образ. Кто-то с красивыми дугами, мастерством конька. Кто-то с головокружительными твиззлами. Кто-то смотрит друг на друга невероятно печальными влюбленными глазами.

Той брюнетке уже 32, а тому кучерявому парню 35, на днях они выступят в финале Гран-при (и наверняка победят). И вообще, они летят к Олимпиаде в статусе главных претендентов на золото. И можно уверенно сказать: эта пара принесла в фигурное катание Мэдисон Чок.

Космическое обаяние этой девушки, ее способность захватывать взгляд, кадр, пространство на льду, способность отодвинуть в тень все, включая партнера – вот что они продают зрителю. 

Их ставка прекрасно иллюстрируется тем, что автор нашего подкаста «Чистый хвост» Настя Жаворонкова однажды назвала «костюмный слот». Стартовая поза в номерах Чок и Бейтса, несколько секунд до того, как из колонок прозвучат первые аккорды – давно полноценный элемент программы.

Произвольный танец прошлого сезона Time – невероятно постмодернистская смесь Дали и Pink Floyd, рефлексия на время выдающихся художников разных стран, эпох и жанров – начинается со знаменитой позы часов, отсылая к картине «Постоянство памяти» Сальвадора Дали.

Чок будто говорит: на этой великой картине, где пейзаж и все его детали несут бремя времени, не хватает женщины и ее персональной истории взаимоотношений со временем.

Меня. 

«Мы хотим показать, как важно не разбрасываться временем. Мы все время куда-то спешим, летим, забываем, что иногда надо остановиться и посмотреть вокруг. За этой вечной спешкой проходит жизнь, а мы хотим напомнить, как важно наслаждаться каждой минутой, которая нам дана. А то ведь глазом не успеешь моргнуть – и действительно пронеслось 10 лет», – без стеснения рассказывала пара в интервью Майе Багрянцевой. 

Что-то очень дерзкое (причем далеко за пределами фигурного катания) есть в этом желании взболтать сюрреализм и рок, живопись и музыку, Испанию 30-х и Великобританию 70-х, перекричать Дали и Pink Floyd, по сути, подавив их лишь для того, чтобы Мэдисон могла заняться саморефлексией на тему уходящего времени.

Великое лишь фон для Чок – и в этом неприкрытом нарциссизме, в этом очищенном от примесей эгоцентризме вся Мэдисон: не приняв в ней это, вы никогда не сможете ее понять.

Для демонстрации себя Мэдисон может использовать и знаменитый жест Фредди Меркьюри, и египетские танцы, и образ змеи, и 11 хитов из нескольких десятилетий. И, конечно, Эвана Бейтса – столь контрастного ей, порой незаметного творца ее успеха. Дающего скорость и полет. Поднимающего Мэдисон в воздух, словно трофей. 

Я не припомню такой отчаянной и при этом такой успешной ставки на вуайеризм в современных танцах.

Так не показывали ни Виртью, ни Пападакис, ни Мэрил Дэвис, ни Вику Синицину. Я даже не рискну выдвинуть версию, что когда-то Николай Морозов пытался слепить нечто похожее на Мэдисон из Елены Ильиных в паре с Никитой Кацалаповым (хотя думаю, что пытался). Потому что не было в Ильиных того, что есть в Чок: вызова, такой бешеной самоуверенности, революции. Иными словами, Елена Ильиных – не роковая женщина, а Мэдисон Чок ей родилась. 

Мэдисон будто сошла с фотографий Хельмута Ньютона: такие женщины необъяснимо привлекают, провоцируя. Магия таких женщин в том, что, как правило, в них нет ничего вульгарного. 

Если бы Чок оперировала лишь отчаянной сексуальностью, она бы не очаровывала так сильно.

Воззвание к животным инстинктам слишком низкий и слишком дешевый прием для нее. В их программах нет разговора о сексе. Нет сентиментальной прозы. Нет частой для танцев эксплуатации мелодрамы. Они про что-то куда более загадочное, невыпуклое, несформулированное, несказанное и непоказанное, а потому сильное. 

Иногда люди, которые западают нам в душу, намного больше, чем кажутся на первый взгляд. Есть соблазн сказать, что Мэдисон Чок всего лишь очаровательная танцорша, далеко не выдающаяся.

Очень много людей болеет за Гиньяр и Фаббри, Гиллес и Пуарье, Фир и Гибсона. Вероятно, все они в чем-то сильнее Чок и Бейтса. Но сравнение качеств с калькулятором у экрана – вовсе не территория Чок.

Территория Чок – космос как бесконечность, как трансцендентность, как непознаваемое органами чувств. Космос как место, куда устремляется история, как метафора преодоления земного. Космос как коллекционер выдающихся и выдающегося.

Из космоса был и Дэвид Боуи, тот самый человек, голос которого аккомпанировал Чок в тот вечер, когда я ее первый раз увидел. Я тогда не понял, что она имела в виду: что песни Дэвида Боуи лишь саундтрек к ее перфомансу на коньках.

Расписание финала Гран-при по фигурному катанию в Гренобле: Чок и Бейтс выйдет на лед с ритм-танцем вечером 5 декабря

thinkpiece – телеграм-канал автора о спорте, бизнесе и медиа

Фото: Raniero Corbelletti, ATSUSHI TAKETAZU/Global Look PressGettyimages.ru/Matthew Stockman