15 мин.

Сказочная Сказка. Руслан и Людмила

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит… А.С.Пушкин

Далеко –далёко, в глубоком безвременье, в волшебном лукоморье, среди зарослей густых лесов все так же стоит зачарованный дуб зеленый и златая цепь на нем бережно хранит сказку, неспешно сказываемую устами кота Баюна. Коту всегда было всё равно, кто и куда заберёт его сказ, но он явно благоволил необыкновенной фигуристке Алине Загитовой, которая однажды волею судьбы вдруг осталась вне соревновательного льда с огромным нереализованным творческим потенциалом, открытым миру сердцем и трепетной душой, ещё не потерявшей доверие к людям. Сказки всегда чувствительны к тем,чья душа чиста и непосредственна и знают, что именно через них можно донести настоящее волшебство в сердца. Кот Баюн был безмерно рад, что, наконец, дождался той самой пушкинской Людмилы, с которой сказка будет звучать по-настоящему сказочно..

Были времена, когда шоу в фигурном катании не было таким престижным местом, куда бы все стремились, но участие в шоу давало возможность продолжать заниматься любимым делом для закончивших спортивную карьеру фигуристов. Однако вне спортивной занятости спортсмен выпадал с поля зрения и постепенно уходил в тень. Но и здесь пламенному сердцу и виртуозному мастерству Алины удалось совершить настоящее чудо - её неординарный талант, природный артистизм, красота, харизма, богатое внутреннее содержание, душа, щедро вложенная в любимые с детства сказки засияли таким ярким светом, что вывели интерес публики к шоу на льду на небывалый уровень.

Блестяще исполненные Алиной сказочные образы заявили о себе так громко, что порой затмевали соревновательные турниры. Свои нерастраченные эмоции она без остатка вкладывала в свои роли, проживая каждую так, как если бы это была её собственная жизнь. В шоу случился настоящий бум, туда устремились практически все фигуристы, даже не дожидаясь окончания спортивной карьеры. Сказки на льду появлялись одна за другой, радуя детей и взрослых необычайно красочным представлением и волшебством.

Несмотря на паузу и отсутствие регулярных тренировок, мастерство и талант Алины позволили ей сохранить красоту катания со всеми сложными элементами, которыми она владела: изящные вращения с отличной центровкой, со сменой позиций, эффектный кантилевер, роскошный бауэр, красивая, длинная спираль в сложной позиции, кораблик, высокий шпагат в воздухе, филигранные дорожки- она показывала такой превосходный набор техники , какой не увидишь порой даже на соревновательном льду. В её арсенале оставались и старшие зубцовые прыжки: великолепный тройной лутц и флип, двойной аксель со сложных заходов и выходов.

Алина практически единственная, кто после ОИ не упростила свои программы, несмотря на уже начавшиеся проблемы взросления организма. Она только прибавляла в мастерстве, продолжая оттачивать технику через боль и неудачи, выполняла свой самый сложный в мире каскад в самый разгар пубертата и выиграла ЧМ, блестяще исполнив обе программы чисто и без единого падения. В шоу программах она добавила в свое катание еще больше сложности, освоив невероятно эффектные, высокие поддержки в паре.

А самое главное-она принесла свою неповторимую, завораживающую магию в сказочные представления. Благодаря её мастерству на льду все образы словно оживают и ни у кого не остается сомнений, что вот в эту минуту перед ними самые настоящие сказочные герои. Сказка сказкой, да в ней намек всегда точный и жизненный. Сейчас лето, а значит, в ледовых дворцах идёт время сказок и мы поучили возможность вновь окунуться в полюбившееся и взрослым, и детям ледовое шоу Татьяны Навки «Руслан и Людмила» с Алиной Загитовой в главной роли.

Для того, чтобы ощущения от представления были полными, не лишним будет немного отступить от ФК и вспомнить некоторые детали уникальной пушкинской поэмы, настоящей литературной сокровищницы, продолжающей восхищать и вдохновлять нас мудростью и волшебством. Несмотря на то, что фигурное катание имеет свою специфику, приятно, когда по подаче ледовых артистов считываются образы, близкие к повествованию автора.

«Руслан и Людмила» - первая завершенная и напечатанная Александром Сергеевичем Пушкиным поэма, где его гений достиг совершенства, поставив его на первое место среди русских поэтов. Именно с этого великолепного творения началась его общероссийская слава.Как известно, Александр Сергеевич с детства воспитывался няней, которая была настоящим носителем кладези сказаний и с детства привила ему любовь к устному народному творчеству. Поэтому неудивительно, что он написал великолепную поэму, сюжет которой не имеет аналогий в русском фольклоре, где тесно переплелись народные сказки и былины, элементы античной мифологии, переработанные творческой фантазией великого поэта. Пушкин весело перемешал разные традиции, жанры, стили, чтобы завладеть вниманием читателя, изумляя молодостью и свежестью восприятия мира, сложностью построения своего произведения, обилием действующих лиц, сочетанием эпического и лирического, героики и юмора, шутки, озорства, бурлеска и пародии.

На его творчество повлияла только что вышедшая книга Н.М. Карамзина «История государства Российского», откуда он заимствовал некоторые детали, в том числе и имена соперников главного героя – Рогдая, Ратмира и Фарлафа. «Илья Муромец» Карамзина, «Алеша Попович» Радищева тоже оказали свое влияние на героический сказ Пушкина. Поэма содержит элементы пародии и к балладе В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин, которому к тому времени было всего 20 лет, намеренно придавал иронические оттенки его возвышенным образам, насыщая сюжет шуточными эротическими элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой), употребляя «простонародную» лексику. Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил ему свой портрет с надписью -»Победителю-ученику от побеждённого учителя».

Впервые произведение частично было опубликовано в журналах «Сын Отечества» и «Невский зритель» весной 1820 года.А вот знаменитый пролог «У лукоморья дуб зелёный...» появился лишь спустя 8 лет после создания первого варианта. Причиной тому стало то, что первое издание поэмы «Руслан и Людмила» вызвало бурную полемику. Критики с разными взглядами вдруг проявили завидную солидарность, единодушно увидев народность поэмы Пушкина в её «грубом», «площадном» демократизме, который вступил в противоречие с прекрасным. Не случайно возникло сравнение «Руслана и Людмилы» с бородатым гостем в армяке и лаптях, который «втёрся»в Московское благородное собрание. Пушкин решил ответить на споры, написав пролог, утверждающий, что и простонародное может быть прекрасным, при этом не упустив возможности иронизировать по поводу советов от критиков:»Мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания»(любопытно, не правда ли, что сарказм Пушкина в сторону критиков резонируют с некоторыми сценами из современной жизни в ФК, «хейт» талантов жив во все времена)

А слушать и правда, было что, весь сказочный мир няне был известен.Не сходили с языка поговорки, пословицы, присказки:«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»И далее:«Записал я сказку» : «У моря лукоморья стоитъ дуб Та на томъ дубу золотые цепи, И по темъ цепямъ ходит котъ: Въ верх идетъ - сказки сказываетъ, Внизъ идетъ - песни поетъ.» «Чем не пролог к моему Руслану?»- вопрошал поэт и тут же обработал в своей изысканной языковой манере. Вышедшее в 1828 году второе издание поэмы было значительно переработано и именно с этого года в поэме появляется знаменитый пролог, открывающийся словами «У лукоморья дуб зелёный...» Идейно и тематически он оказался значительно шире поэмы и в дальнейшем его рассматривали как самостоятельную единицу. Сама поэма была объявлена теперь как одна из сказок чудесного кота : «...и кот учёный Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету..»

Поэма, признанная настоящей жемчужиной слова, поражает не только языковой виртуозностью и увлекательным повествованием, но и имеет глубокий символический код. Под видом сказочных событий здесь скрываются универсальные истины о любви, борьбе, добре и зле. Руслан, Людмила, Черномор и другие персонажи становятся воплощением различных аспектов человеческой души, а сюжетные повороты позволяют нам заглянуть в самые глубины человеческой природы.

«Дуб зеленый» - живое воплощение идеи центра мира и одновременно его границы, связывающей земной мир с миром тонким. Пушкин абсолютно гениально выстроил образы от лукоморья: лукоморье – дуб – цепь – кот – песнь, сказка) Добро находится в центре сказочной красоты, со злом связаны представления народа о безобразном. Поэтому такой гордости исполнен авторский голос в главной строчке пролога, венчающей его центральную часть. «Там русский дух…там Русью пахнет!» У поэта «русский дух» - это кульминация второго периода, это духовный мир народа, понимание народом прекрасного прежде всего как доброго, нравственного.Третий период самый короткий, в котором слова «и мёд я пил» следует понимать, конечно, в переносном значении: «наслаждался прелестью сказки».

Впервые мы увидели Алину в роли прекрасной Людмилы в паре с Петром Чернышенко. Далее её партнёрами были Павел Дрозд, Дмитрий Соловьев и недавно состоялась премьера спектакля с Александром Энбертом. Все они великолепные, опытные партнеры и каждый из них в сказке представлял свою интерпретацию образа русского богатыря Руслана. Но самым удивительным и приятным было то, что они так легко и гармонично вливались в волшебную атмосферу сказки, которую неизменно создавала вокруг себя Алина. Есть у Алины поразительное свойство - при всем ярчайшем сиянии собственной харизмы не подавлять партнера, а напротив, подсвечивать его, усиливая сильные стороны, позволяя проявить внутренние эмоции и чувства, которые ранее скрывались где-то глубоко внутри. Как это у неё получается - нам неведомо, но такие метаморфозы случаются каждый раз, когда на льду Алина. Исключительно все партнеры начинают сиять ярче, чем обычно, вдохновляясь чувствами, идущими из глубины души и со настроившись на одну волну с необычайной искренностью, начинают звучать на льду по- особенному глубоко, благородно.

Самая первая премьера Алины с этой сказкой в дуэте с Петром Чернышовым заиграла сразу, эффектно поразив невероятной чувственностью, музыкальностью, красотой, единством в катании в паре. Здесь все сошлось: и колоритные фактуры исполнителей, красота, мощная харизма, музыкальность, артистизм, чувствование друг друга на уровне интуиции. Такая завораживающая гармония обволакивала зрителей энергетикой невероятной силы, полностью захватывающей внимание зрителей.

Они с ходу вовлекают зрителей в настоящую сказку, заставляя проживать вместе с героями сказки полный спектр чувств, окунувшись с головой в увлекательную историю. В их движениях нет ничего лишнего, нет фальши, суеты, они плавно перетекают друг в друга, протанцовывая каждый такт музыки и искусно управляя острым лезвием конька передают звучание внутреннего мира своих героев.

Так они создают неуловимые ощущения у зрителя - то ли они плывут по льду под музыку, то ли музыка играет, подстраиваясь под язык их танца, это очень редкое явление - полная гармония. А захватывающие дух поддержки невероятной красоты, мастерски исполненные ими, заслуживают отдельного внимания.

Небольшие выдержки из первых репетиций уже показывали, что с ними у Алины нет никаких проблем, ее спортивный характер не терпит поблажек к себе, когда дело касается профессии. С Петром они выполняли сложные, поразительной красоты поддержки, которые вместе с прекрасным скоростным скольжением,чувственной интерпретацией хореографии и музыки давали волшебные ощущения причастности каждого к сказочной истории.

Ими можно любоваться вечно, настолько они хороши на льду- блестящее воплощение образов с долгим послевкусием причастности к волшебству заставляет верить им безоговорочно . Самые глубокие образы получаются, когда в искусстве встречаются люди с оголенными по разным причинам чувствами. Всем рекомендую посмотреть прокат этой пары и насладиться искренностью и чистотой, идущими к зрителям от сердца к сердцу.

С Дмитрием Соловьевым также сложился прекрасный тандем со своей невероятной творческой магией, когда артисты понимают друг друга без слов, полностью погружаясь в свои роли. Когда они катаются вместе, появляется ощущение, что музыкальные композиции начинают звучать иначе, проникновеннее, отдельные моменты настолько прекрасны, что зрителю ничего не остается как вместе с ними вздыхать от избытка чувств.В каждом действии идет отдача, слаженность, гармония, лёд плавится от напора силы искусства.

Вместе они совершили большой тур по России, вплоть до Хабаровска и Владивостока и везде собирали полные залы, везде их ждал аншлаг и горячий прием. Восторженные отзывы шли отовсюду: от взрослых, детей, от организаторов, официальных лиц.

Очень полюбились они зрителям, их долго не хотели отпускать, оглушая трибуны овациями. Ледовые артисты сияли от счастья, а зрители оставляли в своем сердце незабываемые впечатления и долгое послевкусие от ледового волшебства. Мастерство и талант , настоящую магию этого великолепного тандема зритель еще увидит на льду в совершенно новых, интересных образах.

И вот на днях состоялась премьера сказки в паре с Александром Энбертом. Несмотря на то, что времени для репетиций у них было мало, они прекрасно справились и смогли показать на льду самые искренние чувства, присущие их героям. Людмила Алины была неподражаема: легкая, возвышенная, нежная и в то же время смелая, дерзкая. Она буквально очаровала зрителей своим воздушным катанием, невероятным артистизмом, красивыми поддержками в паре с Александром.

Алина из тех фигуристок, кто со временем становится только интересней, ярче, содержательней. И сейчас она настолько прекрасна в своей идеальной форме, настолько свободна и одухотворена на льду, что невольно возникает щемящее чувство ностальгии по её выступлениям на соревновательном льду. Развевающееся платье Алины, пролетающей на высокой скорости по льду, создает вдохновляющее, романтическое настроение, а её красавица Людмила излучает любовь, которой буквально пронизана поэма.

Типаж Алины с правильными, утонченными чертами лица, идеально садится на любой образ, будь то горячий восток с ароматом мускуса и сандала или сдержанный славянский образ, ассоциирующийся с нежностью и стройностью родных берёз. Магическое преображение мы видим каждый раз, когда она выступает в новой роли.

Для поэта Людмила — идеал любимой женщины, ожидающей своего героя-спасителя, храня ему верность. Она по-девичьи весела, обворожительна, мила и становится олицетворением женственности и обожания, воспламеняя любовь и стремление к осознанным поступкам во имя неё. Пушкин постоянно подчёркивает её «светлую природу», обнаруживая сходство с утренней зарёй и имя ей такое выбрано неспроста: Людмила значит «мила людям».

Оказавшись в чертога0х Черномора, девушка обнаруживает полное безразличие к богатствам, нарядам, украшениям. Она не боится Черномора — она может просто умереть. Но она вовремя обретает контроль над собой, потому что понимает, какую сильную боль причинит отцу и Руслану, которые её безмерно любят.Эти моменты автор также не забывает приправить шутливой манерой, изображая её не просто миловидным ангелочком, но вполне земной и энергичной девушкой. «Не нужно мне твоих шатров, Ни скучных песен, ни пиров - Не стану есть, не буду слушать, Умру среди твоих садов! Подумала - и стала кушать»

Все эпизоды сказки были блестяще обыграны Алиной на льду. Её танец с балалайкой это настоящее украшение спектакля. Алина так искренне вживается в роль, что кажется, в пылу гнева всерьёз огреет Черномора балалайкой, даже становится немного жаль его, растерявшегося от неожиданно дерзкого отпора от желанной красавицы.

Искрометное катание Алины и её неподдельный задор и решительность, заставившие грозного Черномора трепетать перед ней, полностью раскрывают характер умной и находчивой Людмилы, достойной сердечного восторга — она стоически вынесла все беды, оставшись непорочной и верной своему супругу. Зло наказано, свет восторжествовал над тьмой, молодые снова обрели друг друга. Публика очень любит Алину, она всегда безошибочно чувствует искренность и открытость, и благодарит за светлые чувства легкости и свободы, возникающие после спектакля. Алина в свою очередь отвечает им своей любовью и уважением к каждому и всегда преклоняет колени перед своим зрителем.

Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования