14 мин.

«Прокаты под Тейлор Свифт посмотрят даже те, кто не следил за нами». Большой разговор о будущем фигурки

Падение интереса к фигурке – главная проблема для ISU.

Именно ее обсуждению посвятили последний конгресс в Лас-Вегасе: в Союзе ищут способы привлечь новую – и желательно молодую – аудиторию на трибуны и к экранам. Если одиночники и пары могут завлечь молодежь трюками и прыжками, то с танцами сложнее. В правилах разберется не каждый фанат, а уж простому зрителю на трибунах этот вид совсем непонятен.

Как его спасать? Майя Багрянцева расспросила об этом Шона Реттстатта – главного по танцам на льду в ISU.

Год назад Sports уже беседовал с Реттстаттом. Кажется, это становится традицией.

***

– Давайте начнем с ритм-танца, как вам эксперимент с музыкой 80-х? Что говорят фигуристы?

– Им очень понравилось. А еще танцорам стало понятнее, что мы ждем от них в ритм-танце. Нет, мы не перечеркиваем то, какими были танцы раньше, но движемся вперед, бережно сохраняя наследие нашего вида спорта. 

В новый сезон мы входим с новой эпохой, новыми образами и музыкой – но сам подход к ритм-танцу останется похожим, и спортсменам это нравится.

– Расскажите поподробнее.

– Мы задали тему: социальные танцы 50-х, 60-х и 70-х. Что значит «социальные»? В послевоенные годы люди начали танцевать по-новому: человек выходил на танцпол и так зажигательно двигался, что заражал этим окружающих. Это особая атмосфера танца, в котором участвует много людей, а не традиционные бальные танцы в парах на паркете. Это должен быть не танец-представление, а танец-приглашение: «Эй, пошли танцевать с нами». 

В 50-х все сходили с ума по рок-н-роллу, в 60-х пришло время танцев «в линию» – помимо очевидного твиста была еще куча вариантов c прикольными названиями, как тот же mashed potato («картофельное пюре» – от названия песни Джеймса Брауна, короля соул-музыки – Sports). А в 70-е начинается эпоха диско.

Совсем не обязательно выбирать один стиль и даже одно десятилетие – мы готовы к самым сумасшедшим миксам. Если кто-то решится взять сразу и Элвиса Пресли, и Bee Gees – прекрасно, кто-то захочет танцевать только диско или только рок-н-ролл – здорово. Главное – сделать это хорошо и сохранить энергетику, которая отличала ту эпоху. 

Еще – в отличие от прошлого сезона – мы разрешили брать не только оригинальные композиции, но и современные ремиксы и каверы песен тех лет.

– А можно взять национальные композиции – например, советские песни 70-х? Или речь только про американскую музыку?

– Конечно, можно. Тут действуют такие же правила, которые были у нас для 80-х. Вспомните, какую интересную музыку выбрали французы Лопарева/Бриссо (их ритм-танец сезона-2023/24 поставлен под композиции Милен Фармер – Sports). Получилось про ту эпоху и с национальным колоритом.

– Я слышала, вы определились уже и с ритм-танцем на олимпийский сезон. 

– Да, мы решили не тянуть и сразу объявили тему на сезон-2025/26: музыка XXI века. Все, что слушали и подо что танцевали с 2000-го по 2026-й – почти три десятилетия. Мы пока не расписывали подробно технические требования, но спортсмены и тренеры уже могут думать над тем, с чем поедут на Олимпиаду. 

Олимпийский сезон – наш шанс привлечь больше внимания к танцам. Поэтому мы и решили поиграть с современной музыкой: так будет легче вовлечь новых зрителей в наш вид спорта. А песни из сегодняшних хит-парадов позволят зацепить и более молодую аудиторию: представьте программу, которая поставлена под микс из песен Тейлор Свифт – ее будут смотреть даже те, кто никогда не следил за танцами на льду. 

Конечно, мы не забываем, что это спорт – уровни и элементы не теряют важности. Мы просто хотим сделать танцы на льду более современными.  

– И попасть в тренды тиктока? Как, например, показательный номер французов Лопарева-Бриссо с чемпионата Европы в Каунасе. 

– Конечно. В соцсетях очень популярны короткие видео с разными танцами, а в нашем спорте выступают лучшие мировые танцоры. Так что почему бы не использовать эти платформы для продвижения? Фишка фигуристов в том, что они здорово танцуют не только на полу, но и на льду, в коньках – мне кажется, пользователям это должно зайти.

– Могут танцы на льду стать такими же популярными, как мужская одиночка?

– Думаю, да. Давайте вспомним тот же ЧЕ в Каунасе. Во время ритм-танца воздух был словно наэлектризован, атмосфера была невероятная. В первую очередь – благодаря тому, как зрители принимали прокаты, аудитория тогда стала полноправным участником турнира. 

И мне кажется, тогда все (даже наши коллеги из других видов фигурного катания) поняли, что танцы на льду – это круто. Это веселье, драйв и кайф. Но главное, это ощущение поймали сами танцоры, они не хотят останавливаться и горят желанием сделать танцы на льду действительно популярными. 

А что после Милана-2026? Решать будут совместно с фигуристами, про россиян тоже не забудут

– Какой план дальше? Будем идти по разным эпохам – к танго и вальсу больше не вернемся?

– У нас уже есть пара идей на следующий олимпийский цикл, хаха. Но на ближайшие два года главная задача – затвердить правила, чтобы перед Играми не было никаких сюрпризов. А вот после Олимпиады снова начнем экспериментировать – не только с концепцией танцев, но и с элементами. 

Может, вернемся к 90-м, которые сейчас выпали из нашей хронологии. Может, пойдем в тему Бродвея и кино – и вальс появится как часть этой стилистики. Вариантов много, и мы всегда открыты к диалогу. На протяжении сезона мы постоянно обсуждаем разные идеи с фигуристами и тренерами. Нам важно понимать, с чем они хотели бы выходить на лед.

Обсуждаем планы: может, в ритм-танце оставить только технические элементы, а в произвольном дать свободу с хореоэлементами? Пока это только идеи, но в ближайшие два года мы вместе должны решить, куда двигаться танцам после Олимпиады в Милане. Главное – сделать танцы на льду интересными зрителю, это понимают все.  

Сезон еще не начался, а мы уже на связи со спортсменами. Первые консультации стартуют еще летом, сначала в формате онлайн-созвонов с тренерами. Наша задача – убедиться, что все правильно поняли правила и концепцию на новый сезон. Еще у нас есть онлайн-платформа e-Rink – мы будем публиковать там ответы на самые популярные вопросы от фигуристов и тренеров.

В этом году, кстати, мы запускаем еще один канал для обратной связи: мы придумали виртуальный чат для фигуристов, чтобы у них была возможность задать вопросы напрямую специалистам из технического комитета. С нашей стороны этим займутся Кейтлин Уивер и Алпер Учар, плюс мы подключили Эвана Бейтса как члена комиссии спортсменов при ISU. 

Шон Реттстатт, Кейтлин Уивер и другие члены техкома ISU по танцам на льду

– Доступны ли эти чаты спортсменам из стран, которые пока отстранены от международных соревнований?

– Да, конечно. Например, в Монреале во время чемпионата мира мы проводили собрание, к которому – я знаю – подключались тренеры и чиновники из России и Беларуси. 

– А вы видели программы российских фигуристов в прошедшем сезоне, например, тот же ритм-танец?

– Да, смотрел несколько прокатов с чемпионата России – отметил, что ваши фигуристы все делают в соответствии с общими правилами.

– Я слышала от фигуристов, что от произвольного танца теперь ждут «максимальную непохожесть» на ритм-танец. Это значит, что в произволке теперь будет сплошная лирика?

– Решать спортсменам и тренерам, а для нас важно разнообразие. Энергичный ритм-танец с динамичным вайбом не означает, что в произвольном нельзя веселиться и зажигать. В прошлом сезоне у нас царили 80-е, при этом были яркие произвольные танцы «Чикаго» или «Рокки».  

– Тогда чем они должны отличаться?

– Хореографией и тем, как она вписана в музыку. В ритм-танце всегда четко заданы определенная тема или ритм. Там конкретные требования к покрытию льда, паттерну, остановкам или позициям. Произвольная программа в этом плане гораздо свободнее. Например, остановок может быть сколько угодно, но каждая не должна быть дольше пяти секунд. 

Я уже посмотрел несколько ритм-танцев нового сезона и могу сказать, что не все поняли задачу правильно. Иногда пары просто берут музыку указанных эпох и ставят под нее мини-произвольную программу. А мы-то хотим видеть именно танец, тот самый «социальный танец», когда люди собираются вместе на танцполе.  

Давайте вспомним произвольные танцы, которые были поставлены в последние годы под композиции 50-х, 60-х или 70-х. Например, возьмем Элвиса Пресли. У нас была и программа, которая легко могла бы стать ритм-танцем этого года, потому что с первой до последней ноты это был Пресли в чистом виде – со всеми его знаменитыми движениями и танцевальной пластикой.

Но под ту же музыку Элвиса была и другая постановка – где была рассказана история жизни Пресли, это был настоящий фильм. Видите, музыка взята одна и та же, а программы разные по сути. 

Никто не запрещает поставить очень танцевальную произвольную программу, поэтому она и называется произвольной, в ней пространства для творчества гораздо больше. А вот ритм-танец – куда более регламентирован, и вот в нем танцевальность обязательна.

– В прошлом сезоне танцы охватила эпидемия: фигуристы активно использовали в программах бортики. Скажите честно: не было мыслей это запретить?

– Мы думали об этом, но в этом сезоне решили ничего не менять и не вводить строгих ограничений. У нас было много разговоров на эту тему с тренерами и коллегами по техкому ISU. Все понимают, что заигрываний с бортиками стало многовато, хаха. 

Модный жест в фигурке – бросаться на борт к судьям. Зачем?!

Но надо понимать, что касаться борта фигуристам разрешено только в произвольном танце – и только в рамках хореографической дорожки шагов. Нам кажется, что таких ограничений вполне достаточно. Будет гораздо лучше, если произойдет внутреннее регулирование – фигуристы и тренеры сами решат, насколько это обязательно в программе. Не хочется, чтобы в правилах была жестко прописана каждая деталь.

Есть ли очередь в танцах и как победить монреальский штаб?

– Были ли дуэты, которые вас в прошлом сезоне приятно удивили?

– Наверное, это были не конкретные фигуристы, а то, что на больших турнирах появляются пары из стран, которые обычно не представлены в танцах на льду. Например, из Швеции. Это хороший признак.

Меня радует то, как растет общий уровень танцоров. Сильные и интересные прокаты показывают не только лидеры – среди отобравшихся на чемпионат мира не было слабых пар. К сожалению, в произвольный танец у нас проходят только 20 дуэтов, так что многие не смогли показать обе программы (а среди них было много очень интересных). Так что конкуренция, конечно, сумасшедшая – зато соревнования смотреть интересно.

– Когда говорят про танцы на льду, часто вспоминают очередь. Мол, до пьедестала надо терпеливо досидеть. Согласны? 

– Не скажите. Есть пример Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона, которые ворвались из юниоров во взрослые и сразу начали выигрывать. Тесса Виртью/Скотт Моир и Мэрил Дэвис/Чарли Уайт тоже в первый же взрослый сезон обратили на себя внимание.

Я думаю, при новой система судействе шансы есть у всех, все зависит от того, как ты катаешься. Если дуэт выходит на лед и показывает невероятные постановки, при этом выполняя все элементы на четвертый уровень, его точно оценят по достоинству.

Раньше – например, когда я катался сам, – эта пресловутая очередь была гораздо менее проходима. Сейчас шанс попасть в топ есть и у бывших юниоров, и просто у пар, которые поставили классные программы. Я считаю, это здорово.

– Да, но нынешним лидерам давно за 30 – и никто на пенсию не собирается. Как молодым танцорам пробиться в медали?

– Мне кажется, надо говорить об эволюции фигурного катания в целом. Раньше тренировочный процесс строился абсолютно по-другому. Мы с утра до вечера пахали на льду. Да, у нас была минимальная растяжка, ОФП, но, по сути, после тренировки мы ехали домой и падали спать. Мы ничего не знали о том, как правильно заботиться о своем организме.

Сейчас спортсмены относятся к восстановлению чуть ли не серьезнее, чем к самим тренировкам. Они понимают, что это – залог их успеха и долгой карьеры в спорте. 

Значит ли все это, что у молодых фигуристов нет шанса обыграть опытных коллег? Нет, конечно. В этом сезоне мы видели, как молодая чешская пара вплотную приблизилась к топ-10 на чемпионате мира, в свой первый же взрослый сезон.

– А что скажете про монополию сильных тренерских штабов?

– В любом виде спорта есть своего рода центры развития – и так было всегда, вспомните того же Карло Фасси (тренер Пегги Флеминг, Робина Казинса и Скотта Гамильтона – Sports), группу Натальи Линичук или Шпильбанда/Зуевой. 

Если говорить о сегодняшних танцах на льду, то давайте возьмем пьедестал последнего чемпионата мира. Медали получили спортсмены из трех разных тренерских штабов. А в какой-то год может получиться так, что это будет две школы или даже одна, да. Это же непредсказуемо. 

Мне кажется, это не мешает нашему спорту – при условии, что тренеры не штампуют одинаковых спортсменов, а придумывают новое и создают постановки в разной стилистике. И тогда не так и важно, в каком штабе ты тренируешься, потому что главное, что показывают на льду фигуристы, а не кто стоит с ними у бортика. 

А сейчас появилось и новое поколение тренеров, которые совсем недавно соревновались. Например Скотт Моир, Чарли Уайт, Танит Белбин или Мэдисон Хаббелл. За ними очень интересно наблюдать.

– На прошедшем чемпионате мира было много разговоров, что выиграть в Монреале у монреальской танцевальной академии невозможно. 

– Такие разговоры есть всегда и будут, вне зависимости от того где проходят соревнования, в Москве или Монреале. Следующая Олимпиада пройдет в Милане, а там неподалеку тренируют несколько сильных танцевальных школ. Или возьмите прошлый чемпионат мира, который проходил в Японии – а сколько там сильных одиночников! И что делать? Этого не избежать, так что не вижу ничего страшного.

В Монреале произвольный танец выиграли не представители монреальской школы, а Пайпер Гиллес и Поль Пуарье, так что результат все равно невозможно предсказать. Тут все зависит не от того, где проходит чемпионат, а что фигуристы показывают на льду. Выдашь прокат жизни – и всем будет плевать, откуда ты приехал.

– Может, дело еще в сложности правил для зрителей? Как сделать их понятнее?

– Мы постоянно над этим работаем. Но это очень непростая задача, потому что мы, в первую очередь, спорт, а не балет и не бродвейское шоу. Ведь именно соревновательный компонент и делает фигурное катание таким захватывающим. Ты никогда не знаешь, кто выиграет – вспомните Адама Сяо Хим Фа, который попал на пьедестал чемпионата мира после 19-го места в короткой программе. 

Поэтому совсем упрощать правила мы не можем. Но наша задача действительно сделать их понятнее, чтобы ошибку фигуриста могла заметить не только судейская бригада, но и зритель.

Публика должна понимать, почему выиграл именно этот дуэт, а его конкуренты остались с бронзой. Надо наглядно объяснить, что за элементы в танцах приносят высокие баллы и за счет чего лидер получил именно такую оценку.

Мы работаем над тем, чтобы упростить правила для фигуристов – иногда им самим непросто разобраться в существующих технических требованиях

– Можно сделать спецпроект: снять серию видеороликов в соцсетях, в которых лидеры демонстрируют уровни в поддержках и объясняют, что такое хореоэлемент. Так зрителям будет понятнее. 

– Отличная идея! Обязательно ее обсудим. Если чемпион мира сам покажет, как должны выглядеть твиззлы четвертого уровня, это не только будет иметь образовательную функцию, но и сможет построить прямую связь между фигуристами и болельщиками. А разве не к этому мы стремимся?

Больше о фигурном катании – в телеграм-канале автора

Фото: Gettyimages/Minas Panagiotakis / Stringer, Jasper Juinen / Staff, Ezra Shaw / Staff; k09/ZUMAPRESS.com, Raniero Corbelletti/AFLO/Global Look Press; instagram.com/shawnrettstatt