Почему наши фигуристки ленятся после побед? «Большая претензия» от того, кто дает им работу
Продюсер и хореограф Илья Авербух пришел в подкаст «Произвольная программа» и вместе с Максимом Траньковым порассуждал о проблемах ледовых шоу.
Почему так мало прыжков, что не так с новым поколением фигуристов и как скоро бум шоу в России закончится?
– Обычно когда спортсмен заканчивает, постепенно это уже почивание на лаврах, за редким исключением. Мне кажется, что две пары, Вика Синицина – Никита Кацалапов и Евгения Тарасова – Владимир Морозов после Олимпийских игр стали лучше кататься, чем в спорте.
– Нет, это со многими происходит. Я считаю, что Татьяна Навка и Роман Костомаров после спорта катались лучше, чем в спорте. У них выдающаяся произвольная «Кармен» и восточный танец, но все-таки там было очень много спорта.
А вот так, когда они выходили и уже от этого нельзя было оторвать глаз – по ощущению, по наполненности. И «Не отрекаются любя», и показательные номера, которые мы все прекрасно помним. По мне, Навка – Костомаров катались на порядок выше, чем в спорте.
– Немногие так.
– Я бы тут, наверное, обострил вопрос по-другому. У многих наших фигуристов почему-то ощущение, особенно у современного поколения: все, что надо, мы сделали в спорте, а показательные, ну… можем прыгнуть пару тройных, принимайте нас таких. И у меня к ним в этом плане есть большая претензия, как у человека, который проводит большое количество ледовых шоу, как у продюсера.
Не особо кто-то себя продолжает развивать, искать. Вот, например, Димка Алиев сейчас сальто прыгает. Браво. Но основная позиция: мы уже все выиграли. Наверное, это и от зрителей идет, потому что зрители избаловались, всех принимают прекрасно, всех любят, мы все любимы.
Но где вот эти танцы, как Бобринский «Ковбой»? Это я далеко заглянул, но где номера, которые продолжали это: чтобы чемпионы еще и в показательных программах искали образы, находили разные формы, учили новые элементы, трюки.
В основном на показательных выступлениях сейчас народ снимает дивиденды. А я считаю, что это огромная часть, продолжение твоей карьеры, где ты обязан себя развивать. Тем более у тебя появляется время, тебе не надо гнаться за четверными на показательных, но, по крайней мере, 2-3 тройных прыжка покажи. У нас – на соревнованиях прыгаем все, а потом борьба с одним тройным на показательных. Я считаю, что это неправильно.
– Особенно это становится заметно у девочек. Потому что мы видели невероятное количество титулов, побед, многооборотных прыжков…
– Я понимаю, что тема наших прекрасных девушек – это самая опасная тема из всех тем, и мы пошли с тобой по канату. Но я готов взять этот удар на себя. Да, в первую очередь я говорю о девушках. Все стараются, но я думаю, что надо что-то в голове менять, что это продолжение карьеры, что карьера не закончилась на местах, она продолжается. И надо каждый раз своим выходом на лед подтверждать и завоевывать нового зрителя.
– Насколько реально в России сделать такие контракты, которые обязывали бы спортсменов показывать высокий уровень, например, на твоих шоу?
– У нас такой менталитет, что мы боимся контрактов, у нас все на доверии. Считается, что контракт унижает. Но это честнее было бы по всем параметрам. Понятно, что человек может себя по-разному чувствовать. Может, хотя бы попытки пойдут в зачет. Потому что если убрать всю лирику, то ты – сейчас страшное слово скажу – покупаешь услугу. Услугу выступления человека.
С другой стороны, как ты пропишешь в контракте: номер, который завоюет зрителей…
– Но ты можешь прописать: мне нужно три тройных прыжка.
– Ну да, три тройных прыжка, тройной выброс в парном катании или две высокие поддержки. Я думаю, что это было бы правильно. Может быть, даже всем понятнее стали правила игры.
– Не кажется ли тебе, что уровень в исполнении элементов и отношении к программам падает из-за очень большой конкуренции? Куча разных туров, много шоу. Спортсмены катаются везде: один не возьмет, другой возьмет, че напрягаться?
– Мне особо добавить нечего. Ты этой волне не можешь противостоять.
– Но ты согласен с этим? Или, может, я ошибаюсь.
– Спортсмены не должны зависеть от того, приглашают их куда-то или нет. Есть твое имя – и ты выходишь, и это цена имени. Это говорит о внутренней ответственности – за себя, за свое имя. Здесь я с тобой не согласен, что это расхолаживает.
Ты параллельно затронул еще одну тему – все катаются везде, практически ни у одного шоу нет эксклюзивности. Я вспоминаю как свой золотой век то время, когда мы были одни. И первые 12 лет мы были абсолютными монополистами на этом рынке. И у меня была договоренность с ребятами, что они выступают только в моих проектах, ну а я даю им большое количество работы. Мы на этом все и держались, да и другой работы особо не было.
Сейчас, конечно, удержать кого-то невозможно. Все говорят: извините, но нам надо зарабатывать. Зритель выигрывает. Но в идеале хотелось бы, чтобы у каждого коллектива были закреплены его основные хедлайнеры. Тогда каждый думает, как сделать свой проект лучше. И это все поднимает (индустрию). Когда идет миграция всех везде, это не есть хорошо. Но это данность – шоу очень много.
Мы проходим все этапы, которые лет 20 назад проходили в США. Все мы знаем, что за этим последовала большая стагнация. Часть шоу вообще позакрывалась. Думаю, нас тоже ждет момент, когда интерес к такому большому количеству ледовых проектов упадет. Останутся 2-3 проекта.
«Ты сказала «проституция»? Не совсем так». В чем проблема наших фигурных шоу?
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Филиппов, Илья Питалев
Как откровенно. Авер, вот ты хочешь в шоу четверные от спортсменов, а может лучше что-то новое в плане постановок от тебя? Где они, программы уровня Ковбоя? А то присосался к бюджету и клепаешь бездушные самоповторы, еще и ноешь
Опять же - почему танцорам можно просто танцевать, а одиночники должны умереть, но прыгать? Пример с Навкой и Костомаровым некорректен, там нет такой высокой вероятности травматизма и риска для здоровья.
Может быть прежде, чем сетовать, что люди расслабились, посмотреть на свои постановки? Зачастую однотипные и проходные. Это перекладывание ответственности.
Давайте сравним показательный номер Кармен для той же Жени от Глейхенгауза и в целом шоу Кармен Ильи? Не фанат ТимТут, но их номер - классный, интересный, зажигательный. А в шоу - для Албены и Макса более душевные и интересные решения поставлены, для Ягудина (Кондратюка), а Женя на одной своей харизме там должна всё вытаскивать. Да, у неё получается, но после этого ещё и претензии?
Думать надо, прежде чем говорить, при всём уважении.
Ключевое в шоу - это постановка.