Везде пишут, что мировая фигурка нищает из-за отстранения России. Не ведитесь, это совсем не так
Международный союз конькобежцев (ISU) опубликовал ежегодный финансовый отчет – в Союзе подвели итоги 2022 года.
В наших СМИ тут же разлетелись цитаты из документа:
• «организация практически не получала доходов от рекламы и медиаправ – сказалось отсутствие российских фигуристов»;
• «ISU жалуется на нехватку денег»;
• «на покрытие убытков из-за бана России придется потратить резервный фонд ISU».

Дальше классический расклад: воодушевленные чиновники, депутаты и заслуженные тренеры предрекают ISU скорый крах. Даже руководство нашей федерации будто не вникало в документ.
А лучше всего тон комментариев российского фигурного бомонда отражает мнение Натальи Бестемьяновой: «То, что у ISU будут проблемы с доходами без наших фигуристов, было понятно сразу, мы это знали заранее. Просто они сейчас решились опубликовать этот доклад. Никому больше не интересны междусобойчики на международных соревнованиях, где нет нас. ISU и дальше будет терять деньги, пока не допустят наших».
Но проблема в том, что в самом отчете нет выводов, которые транслируют журналисты и на которые ссылаются российские спикеры. А деньги ISU теряет не первый год – проблемы с прибыльностью начались задолго до отстранения российских спортсменов.
Сейчас разберемся.
***
Причиной неразберихи стал некорректный перевод одного из параграфов отчета. Да, «санкции против России и отсутствие российских фигуристов на соревнованиях ISU привели к тому, что организация практически не получала доходов от рекламы и медиаправ». Но! Все это касается только доходов из России.
Вот точная цитата из документа: The sanctions against Russia and the absence of Russian Skaters in ISU Events resulted in basically no advertising and media rights fee incomes from Russia. В переводе на русский у наших СМИ почему-то ускользнули два последних слова – from Russia, и это принципиально поменяло смысл.

Разумеется, доходы от рекламы и медиаправ из России снизились почти до нуля, это закономерно, даже не требует объяснений.
А как с остальными доходами?
• С продажей рекламы и прав в остальном мире у ISU все в порядке, есть прирост: 19 миллионов швейцарских франков (аудит ведется именно в этой валюте, так как штаб-квартира ISU расположена в Лозанне) за телетрансляции в 2022 году против 15 млн за 2021-й. Реклама в 2022-м тоже принесла больше – плюс 5 млн относительно предыдущих показателей.
Да и перспективы на ближайшие годы кажутся вполне оптимистичными: «Несмотря не негативные последствия пандемии и конфликта России и Украины, нынешние контракты предполагают стабильную ситуацию с доходами на следующие 3-4 года. Доходы за 2022 год значительно превысили показатели за 2021-й».
• Россия действительно упоминается в документе несколько раз. Сначала в связи с падением доходов от продажи рекламы и телеправ в России – но на прибыли за 2022 год это не отразилось: контракты заключаются заранее, и обязательства по ним выполнены в полном объеме.
А вот в 2023-м году убытков от отстранения России уже не избежать, есть и конкретная цифра: в Лозанне прогнозируют, что недополучат примерно 1 миллион франков. Для этого и планируют использовать тот самый резервный фонд ISU – он придуман как раз для подобных форс-мажорных ситуаций. В ISU подчеркивают: бизнес-связи с Россией для организации не критичны.
«Конфликт между Россией и Украиной и последовавшие санкции против России, введенные ЕС и США, на деятельности ISU скажутся не сильно. Бизнес-отношения между ISU и российскими контрагентами, банками и поставщиками услуг весьма незначительны».

Ок, кажется, в Лозанне уверены, что без России проживут. Но откуда тогда проблемы с бухгалтерией?
• 2022 год ISU действительно закончил с огромным убытком – в 19 млн франков (для сравнения: предыдущий год ушел в минус всего на 250 тысяч франков, цифры несопоставимы). Главная причина – и это поразительно – совсем не в проблемах с продажей билетов или рекламы.
Основа финансового благополучия ISU – инвестиции, союз владеет солидным портфелем облигаций и акций. Кризис фондового рынка в 2022 году и привел к таким серьезным убыткам: аудит показывает потерю больше 18 миллионов на падении стоимости ценных бумаг. Также сказались инфляция и скачки курсов валют. По финансовой структуре ISU – скорее, швейцарский инвестфонд, а не спортивная организация.
• В собственности Союза и дорогая швейцарская недвижимость. Офис в Давосе, правда, пришлось продать, зато вилла в Лозанне по-прежнему в активах.
• Дорого обошелся и прошлогодний Конгресс на Пхукете – он стоил 1,1 млн франков. В ISU считают, что это компенсировалось экономией на отмененных из-за ковида предыдущих встречах. Но фотографии чиновников на пляже после заседаний все равно вызывали вопросы у фанатов.
• Остальные доходы-расходы на общей прибыли сказались мало: в постковидные сезоны на проведение соревнований денег ушло больше, чем до этого, но и поступления от продажи рекламы и медиаправ тоже были выше. Интересно, кстати, что телетрансляции приносят ISU гораздо больше денег, чем реклама: 19 млн против 6.
• Важно понимать, что в отчете нет деления по видам спорта: понять, что для ISU доходнее – шорт-трек или фигурка – невозможно. Зато из документа следует, что в ISU работает не так много человек, как может показаться: офис состоит всего из 19 сотрудников на полной ставке.
Какие выводы?
Они все равно тревожные: после Олимпиады-2026 в Милане ISU ждут сложные времена.
Кризис в индустрии, спад в экономике, падение зрительского интереса – об этих проблемах ISU говорит несколько лет, но кажется, если сейчас не искать пути выхода – ледовые виды могут и не выбраться из ямы.

• Рекламный рынок изменился. Спонсоры хотят вкладываться в топовые виды спорта и глобальные спортивные события. Конькобежный спорт и фигурное катание – «незначительные и нишевые виды» (цитата из отчета ISU), поэтому интерес рекламодателей будет только падать.
• Спорт стал проигрывать в зрелищности другим развлекательным форматам, реклама уходит из телевизора в соцсети, онлайн и компьютерные игры.
Самые привлекательные рекламодатели на сегодняшнем рынке – технологические гиганты типа Apple и Google, и ISU им не интересен (все это – тоже цитаты). В ISU признаются: даже самые верные коммерческие партнеры не уверены, что готовы и дальше вкладываться в телетрансляции на фоне падения рейтингов.
• Те же тренды царят даже в Японии – главном для ISU рынке (тоже важная цитата). Не обошлось здесь и без Юдзуру Ханю – уход знакового японского фигуриста лишь подстегнул этот кризис.

Спасение – забота самого ISU, и в Лозанне это отлично понимают: надо привлекать новую, более широкую и молодую аудиторию по всему миру. Тогда не будет ни проблем со спонсорами, ни с интересом к трансляциям.
Важно, что в выводах отчета ISU рассчитывает именно на фигурное катание – отмечая, что по формату фигурка максимально близка к шоу-бизнесу и музыкальной индустрии. Осталось только придумать, как этим воспользоваться – и вот на этот вопрос аудиторский отчет ответов не дает.
Еще больше о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Алексей Даничев, Александр Вильф; globallookpress.com/Naoki Nishimura








Может, наоброт, без россиян большее разнообразие в медалистах принесет популярность в тех странах. Может и нет, я не утверждаю.
Но просто откуда вообще этот аргумент, что все рекламодатели мира готовы платить именно и только за то, чтобы видеть россиян?
Откуда уверенность, что иностранного зрителя больше привлекут победы российских спортсменов, чем иностранных...
Неудивительно, что вы даже не поняли смысл, написанного Майей, что это наши чиновники делают хорошую мину при плохой игре, а не ISU, хотя и написано было все очень прозрачно!
Во-первых, там привыкли по старинке рисовать баллы и распределять по блату места. Сейчас эту лапшу уже не продашь, можно найти любое видео, почитать кучу каментов. Зрители не хотят чувствовать себя дураками, и плюют на это все.
Во-вторых, мало иметь хороший контент, нужно его продавать. Та же формула-1 пролезла сейчас на американский рынок через...сериал. Если вы не можете продать единственный спорт на зимней ОИ, где не нужно просто бегать и прыгать на лыжах, где есть красота, может, дело не в спорте, а в вас?
В-третьих, Хендрикс хорошо подметила - рекламу спонсоров на курточках видно полторы секунды в КиКе. Деньги на поездку на те же ОИ приходится собирать у зрителей. Нужно сделать так, чтобы спонсоры получали свою рекламу.
Все это решаемо, но только для этого нужно не бухать на пхукетах, а работать. Способна ли Ису на такое?
Да нет, дело как раз в спорте, потому что "красота" не подходит под понимание спорта, а именно "быстрее, сильнее, выше, больше и т.п.". Поэтому вокруг таких видов спорта постоянно скандалы, потому что нет объективного метода судейства.
И бизнес на купле-продаже ценных бумаг никогда не был стабильным, забавно что этим занимается очень женский по сути вид спорта.
А ещё неплохо понять, что болеют все за своих спортсменов, и чьё-то отсутствие волнует лишь тех, кто отсутствует.
Ты ещё какие то дилетантские психологические анализы о наличии комплексов делаешь ,к тому почему-то полез в советскую эпоху.
Ну какие оценки и выводы может делать человек, если и поработавший за границей, то максимум на стройке или на заправке.