Неужели капюшон – единственное, что осталось от прежней Валиевой?
Камила Валиева выиграла еще один этап Гран-при России – в Казани тоже обошлось без конкуренции и спортивного смысла.
Валиева теперь другая – пожалуй, главная эмоция от катания фигуристки в новом сезоне. Те, кто не видели ее после Пекина-2022, даже поначалу могут не поверить в оптическую иллюзию – настолько масштабны перемены.
И дело даже не в визуальном изменении, хотя это действительно больше не тот милый ребенок, который два года по-взрослому гениально катал вызубренное «Болеро».
«Валиева очень поправилась, а это, на мой взгляд, – последствие плохого психологического состояния», – слишком простое объяснение сложных вещей от Натальи Бестемьяновой. Даже самое ровное психологическое состояние вряд ли отменит законы природы – дети растут, взрослеют, меняются.
Но у фигуристок вслед за этим меняется катание. Валиева здесь – не первый и точно не последний пример того, как безжалостна фигурка к девочкам-подросткам в период взросления (так не хочется использовать холодный медицинский синоним – «пубертат»).
Год назад Валиева ворвалась во взрослую фигурку эталоном женского катания – воздушным скольжением, неповторимой хореографией и запредельной сложностью. Такой ее и запомнили – даже допинг-история и провал в произвольной на Играх-2022 не отменят статуса, возможно, самой талантливой и универсальной фигуристки в истории.
Но сейчас катание Валиевой воспринимается иначе – из него словно выпустили какую-то неосязаемую легкость. Вроде бы важные атрибуты – владение коньком, скольжение, руки – никуда не делись, но в отрыве от прошлогоднего полета и ощущения безупречности они уже не выглядят тем волшебством.
Утрата ультраэлементов – болезненная история, которая влияет на восприятие прокатов Камилы мощнее всего. Из прошлогоднего набора прыжков остался только четверной тулуп, который не получается ни в прокатах, ни после – падения, по сути, без шансов на выживание. Остальные прыжки из олимпийского сезона – триксель, четверной сальхов, каскады с четверным тулупом – пока в прошлом. А вдруг не пока, а уже?
Что устроила Валиева после проката? Два захода на неудавшийся прыжок – два падения сквозь смех
Математически базовая сложность нынешней произвольной Валиевой уступает олимпийской почти 14 баллов – пропасть для отрезка длиной в 8 месяцев. Да, этого по-прежнему достаточно, чтобы доминировать – и в России, и, заочно, в мире – даже при нормальном судействе, когда после падения все ставят положенные -5, а компоненты оценивают по правилам, а не вопреки. Но вряд ли такое доминирование совпадает с мечтами и прошлогодними ощущениями Валиевой.
«Нельзя сказать, что каждый раз я чувствую одну и ту же эмоцию, все равно всегда что‑то меняется, я добавляю разные движения. В первый раз нахлынули воспоминания. Но с тех пор прошло много времени, надо жить дальше. Сейчас я тоже стараюсь проживать эти эмоции», – в конце каждой произвольной Камила снова натягивает капюшон, который какое-то время был ее единственным защитником от допинг-обвинений в Пекине-2022.
И, наверное, самый важный вопрос к ее тренерам – правильно ли даже талантливой сюжетной постановкой возвращать фигуристку туда, где ей было максимально плохо?
Перед Сочи-2014 Евгений Плющенко собирал произвольную в формате The Best of Plushenko из главных программ в карьере. Тогда это выглядело болезненными тщеславием и самолюбованием – пусть и вредными, но объяснимыми проявлениями фигуриста со славной карьерой длиной в полтора десятка лет.
Чем выглядит попытка снова поместить Валиеву в кислотный Пекин-2022? Можно бесконечно прокручивать историю допинг-травли в голове или с психологом, но превращать ее в инструмент на льду – какая-то слишком откровенная спекуляция в жанре The worst of my life, худшего сюжета из жизни.
Конечно, в команде Тутберидзе предвидели, что после Олимпиады Камиле предстоит борьба не соперницами, а с физиологией.
Обыгрывать даже такую Валиеву сейчас просто некому, а сезон в формате концертов без обязательств вообще позволяет ставить любые программы – даже если они больше подходят для «Ледникового периода». Не хватает разве что эмоциональной Татьяны Тарасовой в жюри с микрофоном и со словами из прошлого: «Камилу убили, девочку убили».
Сейчас Валиева повторяет, что катать такую программу не сложно, и вообще, много улыбается и смеется – гораздо чаще, чем перед Олимпиадой и, тем более, после. Но это смех, который выглядит не живыми эмоциями, а защитной реакцией – на всю историю, которую теперь приходится проживать не только в жизни, но и на льду.
И вышло так, что главная деталь, которая связывает ее с собой прошлогодней – не гениальное катание или сложнейшие программы, а всего лишь накинутый на голову капюшон.
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид ; Gettyimages.ru/Catherine Ivill
Ладно уже маховик в СМИ закрутили, ладно эти грибы, открытое дело. Это внешние обстоятельства, от системы не уберечь никого. Но с ними справиться она сможет только с мамой и ТШТ. Но никто из них ничего не делает. Этери думает о своём пальто, мама о деньгах. Только о Камиле никто не думает. Она стала другим человеком, потеряла себя, это очевидно. Очевидно, что никакой вины за допинг никто не ощущает. Я не понимаю поведение Этери. Не понимаю, почему мама не уберегла её. Повторюсь, только она и Тутберидзе могли её спасти. Но похоже, им самим нужна помощь.
Я уверена, что даже выступление в ЛП принесло бы для Камилы больше пользы, отвлекло, позволило бы абстрагироваться от ситуации, а не проживать ее каждый день на льду.
Камилу не сломали на Олимпиаде. Ее ломают прямо сейчас, на наших с вами глазах.
Удивительно вообще, что творится.
Несчастный ребёнок, не нужный никому - ни своим тренерам, которые ставят кошмарные программы, триггерящие не только общественность, но и саму спортсменку, ни своим родителям, которые по непонятной причине (деньги?) это позволяют. Позволяют раз за разом проживать худший момент в жизни, позволяют посторонним людям вкладывать в голову ребёнка эти странные установки о божественности и космосе, позволяют делать из живого человека какой-то нелепый символ борьбы с коллективным западным злом.
Камила же срастается с образом вечной жертвы. Уже срослась!
Более того, как можно не понимать, что все происходящее не добавляет Камиле симпатий общественности? Эти безумные грибы, эти вызывающие интервью? Ее могут оправдать, но какие воспоминания останутся у людей о произошедшем? Кто вспомнит всеми брошенного ребёнка на Олимпиаде, когда последние месяцы нас кормят только хамством, сомнительными дифирамбами и космическим грибами?
И если сначала всё это казалось похожим на пойманную девочкой "звезду", то теперь всё больше походит на банальный нервный срыв. Хохот ни к месту, прыжковый фестиваль, которому было не время и не место, этот деланный оптимизм - за всем за этим прячется истерика.