Зачем продавать допинг-историю Валиевой публике? Это большой спорт, а не кино
Произвольная программа Камилы Валиевой отсылает к событиям на Олимпиаде-2022.
Контекст для тех, кто это пропустил (ну вдруг) или забыл.
Валиева сдала положительную пробу на триметазидин на декабрьском ЧР – выяснилось это уже в феврале, по ходу Олимпиады. Причем после победного для России командника, где выступала Камила.
Больше недели между командником и личным турниром шли разбирательства. Валиева оказалась в мировом фокусе и тяжело справлялась с вниманием: слезы, неудачные тренировки и, конечно, знаменитый проход сквозь микст зону в одиночестве, с капюшоном, сомкнутым на лице. До личного турнира ее допустили, но Камила уже сломалась: 4-е место – хотя до старта Игр ее считали явным фаворитом.
Дело Валиевой до сих пор не закрыто – ее могут и оправдать, и дисквалифицировать с аннулированием результатов Пекина; золото командника не вручено нашим фигуристам (а серебро и бронза – другим сборным).
Этери Тутберидзе и ее команда решили обыграть эти события в программе: музыка из «Шоу Трумана», аудионарезки из выпусков новостей, капюшон, спрятанный в плече черного платья. Камила надевает его и закрывает лицо в самом конце проката.
Отсюда – для тех, кто в курсе контекста.
В этой программе я вижу попытку тренерского штаба (не Камилы) отрефлексировать случившееся в Пекине. А психология спортсменки, похоже, не учитывается.
Да, можно получить от нее формальное согласие на идею, поставить номер в дружелюбной атмосфере на родном катке, а показать только внутренней – в основном любящей и преданной – аудитории. Но когда человек, переживший стресс, оказывается один посреди арены, полностью погруженный в образ и много людей с ожиданием смотрят на него – в этот момент включаются воспоминания и накатывают слезы.
С Камилой ровно это и произошло: «Сколько катала программу на тренировках, таких эмоций не было. Когда я вышла сейчас, меня будто заново туда окунули, наворачивались слезы, а нужно катать».
Ведь это тренеры бросили Валиеву в коридорах микст-зоны. Бросили одну. Это тренеры не знали, что говорить и как себя вести, когда Камила проходила через гомон вопросов, закрываясь злосчастным капюшоном. И именно это теперь их точит.
Правильнее было бы в такой ситуации не коммерциализировать историю с допингом. Зачем продавать ее публике? Чтобы что? Решения РУСАДА (а следом и WADA, ISU, МОК) все еще нет. И кажется, мало шансов на то, что итог будет благоприятным. Так зачем? Это большой спорт, а не кино.
В кино используют замедленную съемку, чтобы зрители успели понять и прочувствовать происходящее, уловить поворотный момент сюжета. Им разжевывают идею и вкладывают в мозг: верьте нам, вот как все было. Потом можно еще раз продублировать ту же сцену – только на скорости, чтобы уж наверняка достало каждого. И музыка, обязательно должна быть музыка.
А в жизни этого не бывает – ни замедленного повтора, ни музыки. В жизни драма может растягиваться во времени, а восстановление после глобальных неудач и страха – это очень сложно. Как бы ни закончилось дело, Камилу не надо купать в горе раз за разом. Да и один раз не стоило – никому от этого лучше не стало.
Телеграм-канал автора о фигурном катании
Фото: РИА Новости/Александр Вильф; кадры трансляции
Но это же Этэри! Белое пальто!
Даже если бы Валиеву оправдали и принесли извинения, а мы такие "но прошлого не вернуть и извинения не дадут ей шанс перевыступить". И то, знаете ли, был бы вопрос, но ещё как-то можно было бы понять.
А так... Пристыдить за действия в отношении защищённого лица? Напомнить про жеребёнка?
Так как физическая форма у Валиевой явно не оптимальная, а в компонентах она и не была однозначным лидером, то ТШТ будут педалировать исключительно на пиаре, созданным вокруг Валиевой, а на мой взгляд это неуместно:
1. Все эти события ещё слишком свежи в памяти, и все время катать такую программу может негативно действовать на хрупкую психику Валиевой. Почему не дают её душевным ранам спокойно зажить?
2. Какой смысл катать такую программу именно сейчас? Не прошло даже года с момента Олимпиады, даже расследование ещё не окончено. ТШТ опять надеются давить на жалость, думая, что это повлияет на РУСАДА/МОК/ИСУ?
Пусть Камила сделает камбэк, выиграет несколько титулов без тени сомнения, и тогда уже по прошествии лет, ближе к концу карьеры (а то и после её окончания) программа будет выглядить уместно во всех смыслах, и обретет новый смысл. А так девочка, по сути, лишь второй сезон во взрослых катает (третий, если считать такой же внутренний 2020/21), и пока главные её титулы были завоеваны на юниорском уровне. Что в таком случае хотят нам доказать/показать, если Камила ещё ничего не преодолела?
Можете минусовать, но даже если Камила формально дала свое согласие на такое, это выглядит как эксплуатация юношеского возраста со стороны ТШТ (точно так же, скорее всего, принималось решение о приёме допинга, что символично), а игра на её искренних эмоциях, показанных на ОИ, очень удешевляет программу.
Забавно, что нечистоплотный хайп на крайне сомнительной истории настолько вылез на первый план здесь, что никто даже не пытается обсудить саму программу. :) Собственно, причина на поверхности -- обсуждать там, помимо капюшона, фактически нечего. Структурно программа слеплена по надежным Авербуховским лекалам времен "Списка Шиндлера" Липницкой: начальная пантомима, элементы, заключительная пантомима. И, конечно, активное и очень прагматично "сделанное" выбивание слезы.
Большая часть программы и ни об Олимпийской истории, и ни о... Да ни о чем, собственно -- Камила там более или менее успешно прыгает и чуть менее успешно вращается. И зачем-то катает дорожку Нейтана Чена из его Глассовской программы сезона 20-21: с той же музыкой, с той же фразировкой и даже очень похожими хорео-акцентами. (Тут в скобках нужно обязательно отметить, что копирование всего лишь дорожки -- ерунда: "Вуаля" Петросян вон практически целиком слизана у Сатоко, и ничего.) Вся т.н. драма с вышибанием слезы сосредоточена на крошечном пятачке начала и конца.
А, заключительное вращение хорошо поставлено в музыку, да.