«Мы принимаем правило, о котором не знаем ничего». Вот как на самом деле меняют фигурное катание
Конгресс ISU, который транслировали на ютубе, – зрелище не для слабонервных. 25 часов плохого, неторопливого английского без таймкодов – это вам не суд Депп-Херд, хотя ассоциации порой возникали.
Зато много внутренней кухни напоказ, можно проследить, как принимаются важнейшие решения, как проходят дискуссии. А главное, можно удивиться, насколько сами чиновники не уверены в себе, когда вершат судьбы спортсменов. Даже ключевые инициативы, выдвинутые на голосования, порой дописывались на ходу.
• Сначала это случилось по вопросу с возрастным цензом: сразу две крупные федерации – Россия и США – оказались не в восторге от обновлений. Наша федерация давно беспокоится за судьбы сильнейших одиночниц, а у США головная боль – юниорские пары (преобладающий возраст американских партнерш сейчас 14 лет, и с новым цензом они не успевают выйти во взрослые к Олимпиаде-2026, а значит, не попадают в командник).
«Нас беспокоит влияние на пары, – комментировал Сэм Осер (представитель федерации США) эту ситуацию Филиппу Хершу. – Среди юниоров нашим нынешним чемпионам 20 и 14 лет; а новые команды, возможно, будут еще моложе. Кроме того мы ориентируемся на другие страны и сокращение количества пар во всем мире. Поэтому мы сначала поддержали экстренный вариант о переносе повышения до 17 лет на период после следующих Олимпийских игр».
Под давлением коалиции стран, выступающих за безопасный спорт срочная инициатива не прошла.
• Такая же картина с изменением процедуры голосования случилась, когда заговорили о новой компонентной шкале. Это изменение перекраивает фигурное катание даже больше возрастных ограничений: оно затрагивает всех спортсменов без исключения, а не только юниоров – при этом чиновниками ISU подается как формальность. Но это их давняя стратегия.
Итак, зафиксируем: теперь во второй оценке не пять, а три компонента: «композиция», «владение коньком» и новый компонент «презентация». Исчез компонент «связующие элементы», а «перфоманс» вместе с «интерпретацией музыки» частично вошел в «презентацию».
В чем основной аргумент ISU в пользу реформы? Желание разгрузить судей, которым приходится за два дня соревнований по каждому спортсмену выставлять под 30 оценок: надбавки GOE к каждому элементу и еще по 5 компонентных баллов в короткой и произвольной. Если судьям будет проще работать – утверждает техком – станет меньше ошибок.
Однако в первый же день обсуждения инициатива столкнулась с проблемой в виде финской и голландской федераций. Там красноречиво объясняли, что корень проблемы не в пяти компонентах, а в единой судейской панели:
«Если есть возможность одновременно оценивать GOE и компоненты, это дает право одному судье манипулировать местами, которые займут в итоге спортсмены. Почему судьи так делают? Не потому, что они не разбираются, это точно. Они понимают, что делают. Если бы они не понимали, то не сидели бы на турнире и не имели возможности ставить оценки, – выступил Мика Саарелайнен. – Я был судьей на Олимпиаде в Пекине в танцах на льду и на нескольких чемпионатах мира и Евро, и мне было неприятно писать в отчете, что у меня есть подозрения, что мои коллеги расставляют фигуристов по местам».
«Чтобы лучше оценивать все критерии, нам обязательно нужно разделить судейскую панель. Это действительно поможет каждой части панели сосредоточиться на требованиях к деталям. При этом снизится власть каждого отдельного судьи. И это очень поможет нашей коллективной работе и нашей ответственности. Честное судейство и точное судейство – наша основная ответственность перед фигуристами, тренерами и зрителями», – Йерун Принс.
Чиновники ISU решили не давить и дать день на обсуждение и трех компонентов вместо пяти, и инициативы с разделением судейской бригады. А когда собрались снова, вопрос стоял уже иначе: инициативу про компоненты продвигали не саму по себе, а в рамках пакета, включающего изменение коэффициентов к компонентам и набора исправлений по формулировкам.
Разделение судейской панели отвергли (точнее, перенесли до следующего конгресса – якобы из-за нехватки средств на зарплаты дополнительным судьям и разработку нового программного обеспечения). Однако с новыми уловками техком снова не дождался кивающих и радостных лиц. К мыслям от Голландии и Израиля:
1) даже ребенок справится с 5 компонентами, если все же разделить судейскую бригаду (отдельно выставлять надбавки GOE и отдельно компоненты) – тогда не надо ничего упрощать или изобретать;
2) меньше надо плодить программ развития фигурного катания в Африке, а также квалификационных дней с ужинами на ЧМ – тогда бюджета хватит и на разработку нового ПО для раздельной судейской бригады, и на пачку судейских зарплат, и еще на что-нибудь полезное останется.
Теперь добавились новые от Японии, Финляндии и США:
1) коротко возмущение японской федерации передает такой вопрос: «Вы куда дели транзишены?»
Их представительница, правда, быстро справилась с эмоциями и начала речь заново. «Я хотела выразить сердечную благодарность за тяжелую работу, которую вы проделали...»
Но потом вернулась к сути: «Исключение транзишенов как отдельной сущности – огромная проблема. Отправляя связки между элементами в композицию программы, вы не упрощаете, а делаете параметр двусмысленным. Вообще можно подумать, что вам больше не нужны сложные шаги, качество и слитность переходов, а важно что-то другое».
2) Финляндия и США предложили не принимать новинку без предварительного тестирования, ведь есть риск, что новая система породит новые проблемы и не решит старые.
«Почему мы пытаемся удалить предложение из пакета? Просто мы понятия не имеем, как новые компоненты повлияют. Мы ни дня не тестировали их – это основная проблема. Когда был переход на GOE +/-5 – у нас было много обсуждений, обучающие семинары и так далее, а сейчас мы должны принять то правило, о котором ничего не знаем», – Мика Саарелайнен.
«Мы обеспокоены тем, что тремя компонентами может быть легче манипулировать. Нам нравятся тезисы, представленные в презентации, что это не так. Мы просто хотим знать точно, что действительно будет работать, как задумано. Надо тестировать», – Сэм Осер.
Был мизерный шанс, что кончится хорошо. Главы ISU напирали на формальность упрощения, что тренеры и спортсмены и вовсе не заметят. Но, видя столько возражений, все же предложили исключить из общего пака правило о сокращении компонентов с 5 до 3.
Выступавшие с контраргументами уже радовались. Это была бы маленькая, но победа! Однако чтобы исключить из общего пака инициативу по регламенту, необходимо простое большинство (32 голоса) – и его не набралось.
Это была юридическая уловка – даром ли за главным столом совещались и даже открыли справочник с регламентом голосований. Автоматически после провала с исключением пакет был принят без дальнейших обсуждений и ратифицирован полностью. Зал загудел, а крючкотворцы во главе ISU снова всех перехитрили.
Transition to 3 components accepted – под этот нелепый каламбур кончилась эпоха пяти компонентов во второй оценке и началась новая.
***
Не нужно по 40 лет заседать в ISU, чтобы заметить: последствия всегда видны лишь на расстоянии. А «просто» — не значит «хорошо». Тем более, когда принимаешь без теста большое изменение.
Например, только сейчас – спустя 10 лет после Конгресса-2012 – можно оценить, как повлияло на фигурное катание формальное изъятие из правил и протоколов градации дорожек шагов. Когда убирали SlSt (дорожка по прямой), CiSt (дорожка по кругу), SeSt (дорожка серпантин), тоже говорили: разницы не будет, это лишь небольшое необходимое упрощение.
Но с заменой трех подробно описанных терминов на один общий — StSq — дорожки по прямой линии перестали начинаться от одного короткого борта и размашисто идти до другого (раз не требуется — зачем убиваться через всю площадку, слишком энергозатратно). Шаги по полному кругу арены или серпантином мы в первоначальном виде тоже не увидим (для многих фигуристов они координационно сложны на уровне прыжковых).
При этом формально дорожка есть в каждой программе и по прежнему состоит из шагов.
Посмотрите два отрывка из программ.
Патрик Чан:
И Мао Асада:
На этих роликах две лучшие дорожки сезона-2011/12, обе исполняются на одной ноге вдоль всего длинного борта и в протоколах последний сезон значатся как SlSt. Патрик Чан и Мао Асада были лучшими катальщиками на тот момент и продолжали совершенствоваться. С изменением правил они не перестали удивлять, но с их уходом уже никто не ставил так, как было в правилах до 2012-го.
Теперь мы попрощались с транзишенами на уровне букв. Такими темпами через годик свернем компоненты совсем до общего – «артистизм».
Телеграм-канал автора – «На лед приглашается»: здесь еще больше о фигурном катании
Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Александр Вильф; twitter/jeroenprinsnl
Автору благодарность за пост!
Уважаемый Вячеслав,
если редакторам и авторам спортса действительно интересно что-то помимо "скандалов, интриг, расследований" (и сопутствующих кликов), а также бесконечного обсасывания темы отстранения наших фигуристов, то у меня один вопрос: где на спортсе найти СПОРТИВНЫЕ новости о зарубежных фигуристах?
Где мне прочитать новость о постановках программ, где можно пообсуждать выбор хореографов и музык на новый сезон? Где, скажем, новость с прикрепленным видео о новой короткой программе чемпиона мира Шомы Уно, поставленной Ламбьелем под песню Gravity? Где новость (без видео, увы) о его же произвольной под "Арию" Баха и арию Хассе "Mea tormenta" (такое вообще никто в ФК не использовал еще, к слову)? Где новость о поездке Юмы Кагиямы к Лори Николь, Каролине Костнер и Ше-Линн Бурн (с прикрепленными фото) и информация о выборе песни Believer (группы Imagine dragons) для КП? Где новость о том, что чемпионка мира Каори Сакамото покинула Бенуа Ришо (кажется) и теперь работает с Рохеном и Мари-Франс (тоже можно прикрепить пару фото)? Где новости (с прикрепленными видео) о многочисленных японских шоу, где показывается масса новых программ? Где новость о новой показательной программе для Юзу, которую сейчас дорабатывает Дэвид Уилсон?
Мне правда интересно -- это сознательный игнор всего зарубежного со стороны редакции спортса (скажем, как ответная "санкция" проклятому Западу) или просто показатель реального интереса к спортивным новостям, которые вряд ли соберут много кликов и комментариев?
И да , угроза банов , за КОРРЕКТНОЕ высказывание мнение , причем подтвержденное аргументами, это кардинальный подход редакции.
В последнем абзаце я только не совсем уловил главную мысль -- вы считаете, что сейчас лидеры стали хуже скользить из-за унификации дорожек или сами дорожки стали менее интересными?
С первым я бы, пожалуй, не согласился -- Патрика не совсем правильно приводить здесь в качестве аргумента, поскольку он не показатель уровня того времени. Он был на голову выше всех по владению коньком тогда и оставался бы лучшим и сегодня. На мой взгляд, единственное, что его пример доказывает -- Патрики рождаются реже, чем один раз в поколение. :) А так и сейчас отличных скользунов довольно много. Может, не уровня Патрика, но где-то рядом.
Со вторым можно отчасти согласиться. Я скучаю по тем временам, когда в КП было две разные дорожки шагов. Иногда это получалось просто здорово. Сейчас сложно себе представить что-то подобное, скажем, программе Eye Дайса, в которой 2/3 программы -- это сплошное "отжигалово" на двух подряд дорожках. Сейчас, конечно, нет ни той свободы, ни того ресурса. Я, к слову, и по секвенции спиралей у девушек (и пар) скучаю.
Но дорожек запоминающихся сейчас все равно много, и они бывают очень разными. Тут можно только восхититься талантом некоторых хореографов, которые все равно умудряются впихнуть уникальные пластические идеи в нынешний предельно строгий формат этого элемента. Меня в Олимпийский сезон поразила, скажем, дорожка француза Фа из его КП под Звездные войны (Ришо ставил). Очень запомнилась. Или, скажем, из примеров совершенно иного рода -- медитативная дорожка Нейтана в ПП под Гласса (в сезоне 20-21). Или две предельно разнохарактерные дорожки Шомы в Олимпийский сезон -- очень виртуозная дорожка в барочной КП, с безумно сложной координацией корпуса, рук и ног; и невероятно энергичная, кульминационная дорожка в конце Болеро.
Насчет "все подряд не нравится" - вы ошибаетесь . Вот эта конкретная статья мне вполне понравилась . К сожалению подобные стати сейчас в разделе фигурного катания редкая редкость, журналисты спортса в массе своей пишут скажем так "в несколько другой направленности" , а сторонние авторы уже практически и не пишут.
Года три назад в административном блоке был пост "Подпишитесь на 10 блогов о фигурном катании" , найдите его и посмотрите сколко из тех блогов продолжили свое существование на спортсе. Да в общем то - ни один. У авторов пишущих о фигурном катании не осталось мотивации - блоги практически не выходят в ленту (с большим трудом) , их мало кто видит. В тренде - гламур , скандалы и набросы.
Примеры...
Недавний фундаментальный пост Пашки Тернова посвященный вращениям женском одиночном , вышел в ленту спустя двое суток , и в конечном итоге имел всего около 70 лайков и всего несколько десятков комментов . Раньше его посты набирали сотни лайков и сотни комментов , и ксти эти материлы перепечатывала серьезная иностранная пресса.
Хммм... Из 12 постов опуликованных в моем блоге в первом кавартале этого года в ленту вышло 5 . Не вышедьшие я удалил как не вызвашие интерса на спортс, видимо не
подходящие нынешней аудироии. Эффективность меньше 50% . Причем репост одной из публикаций не пробившийся здесь к аудитории , на другом ресурсе имел 150 тыс. просмотров , и под тысячу комментариев. Интерес у читателей есть . Но не здесь. Ну вот уже несколько месяцев здесь и не публикуюсь , блог фактически прекратил существование на спортс , блог с историей с 2016 года и с почти семью сотнями постов входящий в ТОП-10 за всю историю раздела ФК на спортс.
Есть периоды , когда в ленте спорта , в течении нескольких дней нет ни одного стороннего материала от блогеров . "Трибуна" тишины ?
Что касается смысла... Смысл творчества, мне кажется, в самом творчестве. В возможности самовыражения, раскрытия музыки, итд. :) Такие порывы никаким формализмом не заглушить. :)