Пекин-2022: Чен легко или Ханью с трудом? Часть 1
Национальные отборы проходят до сих пор - из топовых, например, остался ещё американский. Но раз нам так повезло, что самыми сильнейшими школами одиночного мужского катания в мире являются выпустившие Нэйтена и Юдзуру... В общем, половина из предолимпийских прогнозов уже смело может делаться, благо японцы свои соревнования закончили.
Сводить предстоящую пекинскую разборку к "Чен vs Ханью", на мой взгляд, не совсем точно статистически: Юдзу уже не молод и в этом сезоне выступил только на нацотборе, а за его спиной, или вообще рядом, есть как минимум двое потенциальных медалистов Игр, каждый из которых умеет стабильно исполнять три вида квадов - их мы и рассмотрим в обзоре (но больше никого, т.к. пока нет юридических оснований). А вот начать с великого чемпиона - самое то.
Короткие программы Ханью на протяжении множества лет - шлифовка неизменного контент-набора: мы знаем, что он начнёт с квадсальхова, продолжит каскадом 4Т+3Т, без промедления прыгнет триксель, обеспечит большие GOE на уникальной череде волчковых вращений, чуть отдохнёт на дорожке шагов и закончит привычной "стоячей" круткой на льду. Впервые мы увидели этот стандарт с двумя квадами - в окончательном боевом варианте - в сезоне-2016, а до того момента, в том числе в Сочи, Юдзу справлялся без сальхова, с сольным квадтулупом и простым каскадом 3Lz+3T. Новинка позволила Ханью увеличить баллы за КП с простой сотни до 106-111 и бороться с резко ворвавшимся в элитный пул Ченом. Наиболее ярко этот набор выглядел на предыдущих Играх в бесподобной постановке Джеффри Баттла с шопеновской Балладой No. 1:
Потом японец прошёл через схожий по ритму Otonal Рауля ди Блазио, чудесный, но даже для КП очень энергозатратный Let Me Entertain You и, как будто закольцевав эту "дорожку", вышел к Пекину на любимую классику - на сей раз Сен-Санса, интродукцию и рондо каприччиозо. Премьера состоялась на национальном чемпе, но несмотря на 111 баллов, ветеран показался медленноватым, надеюсь только пока. Сама постановка, где к Баттлу добавилась Шэ-Линн Бурн, прекрасна, костюм как будто перешит с недавнего к КП Otonal:
Есть, есть нехватка скорости, особенно тяжко далась первая группа вращений...
Сёма Уно был вторым на подиуме в Пхенчхане, и весь межолимпийский цикл так и просидел за спиной Юдзу, не опускаясь ниже четвёртого места на ЧМ. В этом сезоне парень наконец-то в отличие от прошлого года здоров и участвует во всем, в чем может, но короткую в контенте так и не улучшил: все тот же каскад 4Т+2Т, так что из плюсов - ну по сравнению, например, со стокгольмским ЧМ - только все четвёртые уровни в непрыжковой части. А почему Семён не скручивает тройной тулуп? Правильно, потому что читер, крутит на льду начало квадов, а второй прыжок в каскаде читерить сложнее!:) Ладно, хватит шуток в этой заметке, а так как читы эти часто нешуточны, можно поговорить о них и отдельно. 101 с лишним балл в программе под традиционную для японца классику Марчелло и Вивальди (постановка местная, от достаточно известного хореографа Кендзи Миямото) - законный полностью:
Третий практически твердый участник Игр - открытие весеннего ЧМ Юма Кагияма, в своём серебряном Стокгольме с ходу добившийся того, что не смог сделать за всю карьеру Уно: опережения Ханью на международном турнире. Как и Уно, это сущий карлик (158 и 161 см роста по данным ISU соответственно), но в КП скрутить тройной тулуп на каскаде для него, как правило, не проблема. Ну да, было проблемой на японском чемпионате-2020, однако потом Юма стабилизировал свой 4S+3T, который, кстати, часто практикуют россияне, от Коляды и Кондратюка (чемпион, правда, делает его в ПП и пока с двойным тулупом) до Ерохова и Даниеляна. Сейчас в Саитаме 18-летний Кагияма вдруг свалился с квадтулупа и лишь благодаря великолепной непрыжковой части сохранил после КП место в тройке. Его программа - канадская музычка в постановке любимого хореографа китайцев и японцев Лори Никол (кто бы сомневался!):
Единственный, кто мог конкурировать с этими тремя богатырями - Као Миура, набор четверных и каскад которого совпадает с кагиямовским, но он сошел на уровень ниже в оценках за дорожку и финальное вращение, а в компонентах априори уступает как трио лидеров, так и шедшему 4-м после КП Соте Ямамото. Без анализа, в общем:). ПП показала, что Миура остаётся претендентом на место железного запасного в сборной - он стал четвёртым, такое же место застолбил и в сумме (для примера - Ямамото упал вообще на итоговое восьмое).
И вот она - ПП.
Если вспомнить феерию Кагиямы в стокгольмской произвольной, то её основой была простая последовательность а-ля КП Ханью - квадсальхов, 4Т+3Т, квадтулуп, самый сложный каскад триксель-ойлер-сальхов и балльный лутц-риттбергер (при этом Юма увёл последний элемент в минуса). В Саитаме мы увидели модификацию с незначительным изменением базовой суммы: последовательность элементов чуть другая, последний каскад тройных заменен на флип-риттбергер, а сольный тройной флип в начале программы стал лутцем. Шлифуют программу ребята, не идя в крайности, и это явно под Игры! “Ребята" - это Юма и его могущественный папа Масакадзу, некогда одиночник-олимпиец, не снискавший большого успеха и вложивший все нерастраченное в карьеру сына.
Всем уже наверное понятно, что Лори Никол и здесь поставила хореографию, а примечательна ПП тем, что второй сезон подряд выбираются киношные мотивы - тогда это были Аватар с Властелином колец, сейчас программа полностью соткана из саундтрека к Гладиатору (не первая отсылка к этому фильму в истории катания, мягко скажем:))):
Больше 105 баллов в технике, сумма ПП за 197 баллов, итог 292,41 - крайне достойно. Если брать международный сезон, то Юма, лучше всего выступивший на французском этапе GP (286,41), на двух других турнирах не опускался ниже 277, что говорит о нормальной стабильности. Вторую оценку ему ставят, на мой взгляд, объективно (не менее 91 балла в ПП на нацотборе), а вот зачем её задирают до сих пор Сёме - тут я чуток возмущаюсь.
Сам Сёма в этом, ясно дело, не участвует, более того, его физформа по сезонам регулярно "гуляет", что на актуальных в конкретный момент времени компонентах просто-таки обязано сказываться (!). Но - это старый добрый ISU, а не роботы, и есть куда более вопиющие компонентные истории даже сейчас.
Так вот, собственно, Сёма: его ПП в этом сезоне - не совсем обычное (в японском исполнении, местные фигуристы очень любят использовать классику именно в "своём" прочтении), но Болеро. На олимпийский сезон у многих в ходу испытанные мелодии, а чтобы сэкономить пару тысяч баксов (just joke), ставил - как и к серебряному Пхенчхану - сам наставник, Стефан Ламбьель:). И в очередной раз наблюдая отличие от Чена, который с Арутюняном раз за разом выбирает новые комбинации элементов, тут, как в принципе и у Ханью с Кагиямой, можно делать вывод о стабильности контента в угоду надёжности. С одним нововведением, о котором речь ниже.
Еще в Пхенчхане основой ПП Уно были сольные квады - риттбергер, коронный флип и тулуп, к которым прилагались каскады в виде стандартного 4Т+3Т и сугубо Сёминого триксель-ойлер-флип (шутки шутками, но этот 3А+1Eu+3F был и остаётся самым дорогим по баллам и самым надёжным оружием Уно). В прошлом сезоне вместо риттбергера прыгался более простой сальхов, однако нынче грянуло усиление: к классической, неизменной по годам "модели" вновь добавили четверной риттбергер, и в Саитаме Сёма выступил с пятью (!) квадами в ПП. Крайне серьёзный эксперимент с целью золота Игр, тут сомнений быть не может! Закончился он пока досадным падением с сольного квадтулупа и срывом каскада 4Т+3Т, что можно списать на вторую половину программы - даже 24-летний Сёма не железный:
Под 194 балла в ПП и 295,82 в сумме - заслуженное серебро японского чемпа. В сезоне мировом Уно слабовато стартовал на этапе GP в США, но выбил 290,15 баллов на японском. Далее все будет зависеть от чистоты квадовой части, и от того, пожертвуют ли они с Ламбьелем ради этой чистоты пятым четверным. Комфорт парню всегда обеспечивают компоненты, но конкретно в Саитаме в таких вещах, как концентрация на коньке в дорожках, целостность программы и её раскрытие, больше понравился Кагияма, чем Уно. Да Юма бы и взял серебро, не случись того срыва с сольным квадтулупом в КП.
Описывать произвольные Ханью (да почему только их, а как же короткие?) - занятие настолько увлекательное, что этому нужно посвящать целый пост или даже посты. Все то, что отличает фигурное катание от набора элементов, все, что превращает этот измученный едкими спорами за GOE вид спорта в искусство - там, в этих постановках, которые, как правило, не бывают однодневками, шлифуются порой годами, иногда возвращаются после исчезновения, а иногда исчезают на пике загадочности и успеха. Конечно, в их перечне до сих пор особым местом обладал олимпийский Seimei, возвращавшийся в соревнования аж два раза - второй, впрочем, эпизода ради на финише первого ковид-сезона в 2020-м, когда спустя дни тот завершился отменой ЧМ.
Heaven and Earth Исао Томиты - третий опыт постановки для Ханью на музыку, созданную японским композитором. На сей раз, судя по прессе, Юдзу как никогда участвовал в процессе, что и неудивительно, учитывая, как он придирчив к нюансам звуковой дорожки, которую помогает делать сам. Про Уэсуги Кэнсина, прототипа героя Юдзу в этой постановке, я ещё как-нибудь напишу, но здесь уже пора сворачиваться, наверно:).
Так. Речь про контент. Все последние годы Ханью начинал произвольную с квадриттбергера, и в прошлогодней премьере Heaven and Earth все так и сохранялось, до того момента, как лёд стокгольмского Globe не скосил ему четыре элемента в минус, включая упомянутый риттбергер. Решение отбираться в Пекин, уверен, было принято ещё до этого ЧМ, и после такого оглушительного крэша на олимпийский сезон нужен был особый драйвер. О нем сам фигурист говорил всю осень, но конкретно про турниры - вот кто мог угадать? Ну вот кто?..
Разминка перед короткой программой в Saitama Super Arena вошла в историю катания, и эта история закольцевалась. Четверной аксель Юдзуру, его главный прыжковый мотиватор в карьере, наконец покорился, в то время как зрители офигевали от количества попыток его исполнения в единицу warm-up-времени. Второй раз фигурный мир закрутило спиралью, как только публика окончательно поняла, что аксель - не фишка разминки, а первый элемент из протокола элементов на произвольную, и в третий - после приземления Юдзу в прокате, зафиксировавшего самый последний успешно сделанный вид прыжков в нашем виде спорта.
Нужно ли было это вообще? Ради чего весь азарт? Судьи оценили подвиг двумя галками (сильный недокрут, больше 180 градусов), а учитывая целостность приземления, снизили оценку до 4,11 - практически нет элемента. Но Ханью, номинально потеряв потом лишь оборот в каскадном тулупе (3А+2Т), собрал галактику "пятерок" почти на всем остальном (только каскад 4Т+3Т остался без них) и получил 211 баллов за ПП и 322,36 в сумме:
Конечно, это было нужно. Даже если больше мы не увидим этот аксель ("квадриксель" - не звучит, хоть убейте) ни разу в жизни, Юдзу, уверен, получил, что хотел - мотивацию.
Год назад на премьере этой ПП состав элементов был аналогичным, кроме, повторюсь, акселя (квадриттбергер). (Дальше идёт квадсальхов, структура типичного начала ПП японца сохранена). К чемпионату мира каскад с трикселем был переставлен ближе к финалу программы, но на шведском льду провален, и сейчас вернулся туда же - в начало, сразу после двух сольных четверных. Здесь идут рассуждения в мозгу, что вместо 3А+2Т там должен быть 3А+3Т - хотя последний раз на ЧМ, например, Ханью прыгал так почти 6 лет назад; ну, будем считать, что в идеале тулуп там тройной. Относительными новинками программы стали самый дорогой её элемент, каскад 4Т+1Eu+3S, и тот факт, что он, другой каскад 4Т+3Т и сольный триксель идут один за другим во второй половине времени, получая бонусы. Другим фигуристам мира такая нагрузка недоступна - кроме, разумеется, великого Нэйтена, практикующего со своими ультра-си ровно то же.
Итоги: Ханью от Японии номер один, Уно с улучшенной пятиквадовой (!) произвольной рвётся как минимум к повторению Пхенчхана, Кагияма с тремя четверными ставит на стабильность и гармонию. Что характерно, все трое пока в полном для этой стадии сезона порядке - готовность к Играм очевидна. Понятно, что в командном турнире Япония не претендует на первенство, но в удачном случае вполне может зацепиться за медаль, благо по одной спортивной и танцевальной паре в Пекин едет. Мне кажется, Уно и Кагияму задействуют в команде, а Ханью будет выступать по пхенчханскому сценарию, исключительно в одиночке.
(Здесь обязательна ремарка насчёт того, что россиянам такой контент и баллы, как у трех топ-японцев, на Играх не снится. Это так, погрустить немного и понадеяться на девчонок).
Вопросов про Юдзуру после этого чемпа у меня осталось два: сможет ли в Пекине по здоровью/мотивации и что сделает с первым прыжком в произвольной. Первый вопрос поднимает ещё одну тему - давнее отсутствие работы в Торонто непосредственно с Орсером и Брианом: да, Ханью и его главный тренер постоянно подчёркивают, что видеосеансов достаточно, но Стокгольм, к которому японец подошёл не совсем, мягко говоря, собранным, сидит в памяти до сих пор.
В одном из японских вью после недавней победы Юдзу сказал открытым текстом: во время последней травмы был больше всего за карьеру близок к тому, чтобы закончить, поднять себя стоило громадных трудов. Исходя из этого, аксель первым прыжком рисуется почти стопроцентно, да и сам Ханью об этом уверенно сказал в тех же вью после Саитамы.
И вот в этом акселе и кроется самая главная угроза. Квадлутц Чена - гораздо более безопасная и отработанная история, Нэйтен как более разносторонний технарь априори имеет ощутимо более высокие шансы. Но не будем забегать вперёд, ведь мужской турнир чемпа США в Нэшвилле только на старте. До встречи!
https://www.youtube.com/watch?v=HNAuqXK2LiY
«В практике встречаются приземления, выполняемые не на зубцы, а сразу на всю плоскость конька. При приземлении на плоскость конька величина амортизационной перегрузки увеличивается почти в два раза, что объясняется уменьшением пути амортизации» ( книга А. Мишина).
«Встречаются падения, вызванные нарушением равновесия в следующих направлениях: внутрь дуги приземления, наружу этой дуги, вперед, назад, а также одновременно в двух направлениях, из которых чаще приводит к падению наклон тела вперед-внутрь и назад-наружу». ( книга А. Н. Мишина ).
Ну так нет самой дуги, нет и проблем, всего делов-то. «Катание на ребрах — это основа всей прыжковой техники, и чем грамотнее катание (на ребрах и по дугам), тем техничнее будут многооборотные прыжки. А на выезде за счет слабой техники скольжения получают куцый выкат, что заставляет их опять усиленно набирать ход, молотя ногами, видимо, от незнания, что ход набирается не столько мышечным усилием, сколько реберным катанием по дугам, за счет работы коленей и голеностопов». ( Основы прыжковой техники ФК).
Известно, что самые сложные проги у Нейта были в прошлом сезоне. Вот смотрим на команднике, на ЧМ тоже самое, но возьмем командник. КП – первый прыжок « выставочный» ( для притупления дальнейшего восприятия), тут пусть короткая, но дуга есть. Второй прыжок в кораблик тоже принимается, а вот каскад 4Т+3Т по сути приземление на 2 ноги, но ловко поочередно. Здорово придумано, кто ж спорит.
ПП также первый квадфлип « выставочный», дальше 3А+2Е по сути приземление на 2 ноги, но поочередно, квадсальхов – то же самое, 4Т- ойлер- 1Ф ну тут как раз техника приземления соответствует качеству прыжка, но на ЧМ этот несорванный каскад имеет такой же выезд, как и сорванный здесь ( что довольно примечательно), ну и последний каскад, что на ЧМ, что на команднике также поочередное приземление на 2 ноги с минимальным лагом между ними. Триксель в конце на ЧМ вообще в ступор с беговым рывком из него на двух ногах, на команднике чуть лучше, не прям тупо в ступор, а как и на всех предыдущих.
Эталоном качества освоения приземления служит выполнение спирали в позе выезда на большом ходу. Идеальный прыжок тот, из которого спортсмен на выезде имеет длинную выездную дугу, похожий на выезд парницы после выброса. ( Основы прыжковой техники)
https://twitter.com/phooyuz/status/1355679511082221572
Как надо уметь держать равновесие на глубоких ребрах на выезде Нейту неоднократно показывает Саша Трусова ( см. на 2:13).
https://www.youtube.com/watch?v=Kfb2UCEn0a0