Crystal Palace: «При свете звезды, при свете луны...»
Хрустальные эльфийки
"При свете звезды, при свете луны ...
мы песни заводим, и танцуем чьи-то сны" И.-В. Гете
Вы знаете, кто такие эльфийки? Я, признаться, не могу дать точную формулировку этому ставшему модным определению женщин неземных, лунных, но очень цельных, за эфемерной внешностью которых кроется недюжинная внутренняя сила.
И Аня Щербакова ещё с юниорских лет производила на меня впечатление вот такой хрупкой с виду, но несгибаемо стойкой фигуристки, как тот тонкий лазерный луч, которому под силу разрезать алмаз. Но тогда за крошкой-Аней "стояла" железная воля Этери и, временами казалось, что это просто очень упорная девочка с большим талантом.
Прошлый год многих убедил в том, что это не просто девочка, ненадолго сошедшая с небывалого "конвейера" чемпионок. И Этери с командой, и Аня прошли тот год достойнее некуда. Оставшись лидером среди "необстрелянных" юниорок и несмотря на напасти со здоровьем, на пресловутый пубертат, на критику всего и вся со всех сторон, именно Аня сумела поднять и возвысить зал над бестолковой суетой того сезона. Нечто эпическое витало в воздухе, когда эта девочка заканчивала свою программу и, возможно, это было в первый и последний раз, когда, не стесняясь, плакала Этери.
И даже если пять невиданных ультра-си в обрамлении сложнейших программ "перекроют" Анины выступления олимпийского сезона, или её воля уступит простой математической сумме пяти четверных прыжков, я уверена, что Аня и зрители получат огромное удовольствие от её прокатов и программ. О программах и пойдёт речь.
"При свете звезды, при свете луны..."
Хореограф программ Даниил Глейхенгауз в одном из ранних интервью задал вектор восприятия и некоторых интерпретаций короткой программы Ани. С тех пор мы пытаемся увидеть в Анне повелительницу бурь, собирающую энергию ветра и вздымающую жёлтый песок вечности с бескрайней пустыни зноя, барханов, пустоты. Если вы чувствуете это в КП Ани, у вас впечатляюще гибкое воображение, и это замечательно - вы на одной волне с хореографом.
Я попытаюсь рассказать, что мне кажется интересным при восприятии короткой программы Ани.
Во-первых, сам характер музыки. Не буду утомлять читателя, только замечу, что музыка Кирилла Рихтера - плоть от плоти современного поколения, а если учитывать и техническое образование молодого композитора, дизайнера и музыканта, то его видение, возможно, больше соотнесено с космическим, далёким и очень хорошо просчитанным. В моём понимании современная традиция музыкального минимализма, в которой работает Рихтер, направлена на достижение состояния задумчивости, отстранённости, транса, если хотите. И главное то, что эта медитативность, надмирность создаётся обращением к средствам древним, совершенным в своей простоте, нарочито архаичным.
Это также такие несложные, на первый взгляд, приёмы, как накопление и постепенное развёртывание идеи при повторяемости достаточно простых музыкальных ритмов и паттернов. Но подобного рода развёртывание является совсем не простым и весьма благодатным для размножения самой идеи и интерпретаций. Вы слышите шум песчаной бури или убийственное безмолвие пустыни? Вы видите бушующе-красные закаты и восходы или немыслимый простор? Или вам видятся полуночные океанские волны, пустынный берег и освобождающий танец одинокого юноши? Всё возможно, если слушать музыку и видеть движение - самый верный человеческий язык.
Во-вторых, "Песни далёкой земли" Рихтера, по словам самого композитора (см. интервью здесь), вдохновлялись давней научно-фантастической повестью (1958) и романом (1986) Артура Кларка "The Songs of Distant Earth". Таким образом, это всё-таки тема космическая, фантазийная, взгляд на Землю, или воспоминания о далёком прошлом Земли, из далёкого далека. В повести улетающие в долгое космическое путешествие земляне оставляют жителям утопического мира где-то на просторах Вселенной записи с земными музыкальными образами.
В них вся планета Земля, сохраняющая себя в музыкальных ритмах, пении, звуках природы и победившей технологии. Одним словом, хотите что-то знать о Земле, слушайте её музыку - ледяное молчание снегов или буйство птичьих голосов; возвышающую торжественность церковных хоралов; монотонно-затягивающее пение буддийских монахов или экстатически-убийственный ритм шаманских бубнов; яростные крики под звук самурайских мечей или грохот пушек; утомительный стук колёс электричек с полусонными людьми; рёв толпы спортивных стадионов; "Время, вперёд", в конце концов, чтобы понять, например, каким был Советский Союз).
Неслучайно в этой фантастической композиции используется звучание народных инструментов, инструментов древних как сама Земля, ещё тёплых от прикосновения человеческих ладоней, пальцев, губ. Звучат арабские народные инструменты - вызывают они в вашей памяти ночи-сказки Шехерезады или ослепительный песок пустыни? А вот тростниковая флейта - о чём она плачет, скорбит? Или скачут перед вашими глазами упругие звуки барабанов и катятся камешки с гор где-то в скалистых пейзажах Кавказа?
В-третьих, средства, использованные хореографом тоже достаточно просты, хотя и выверены. По словам композитора, у него есть желание отточить звучание и саму идею программы, поэтому будем ждать совершенную версию. Хотя уже сейчас КП Ани смотрится как удачная иллюстрация и к повести Кларка, и к композиции Рихтера с её многослойной интерпретацией. Хореография Глейхенгауза не вычурна и узнаваема, построена на повторяемости и простоте с включением элементов декоративной детализации (в виде "ладоней блюдцами", изгиба рук). Но создаваемое впечатление очень интересное и неоднозначное.
Я начала писать это эссе давно, пытаясь увидеть Аню - повелительницу бурь, но никак не могла преодолеть какой-то внутренний диссонанс. Мне виделась не персонификация стихии, а наоборот, надмирный образ в некоей космической перспективе. Не песок летел в глаза, а возникали примордиальные пейзажи ещё или уже мёртвой земли; голые, скалистые, фантастические в своём безмолвии пейзажи, огромные планеты, заглядывающие в окно...
Даже от цвета платья Ани веяло чем-то изначальным, когда и горы были бугорками, и повсюду полыхал кроваво-оранжевый бесконечный рассвет.
"Это было, когда начало изначальное расцветало,
разгоралось первое зарево, созидалось первое марево,
Не всходила ещё трава, не звучали ещё слова,
и была ещё лёгкой пылью наша древняя мать-земля..." (из народного эпоса "Гэсэр")
В моём восприятии в программе Ани под тягучую мелодию собирается не буря в пустыне, а происходит какое-то древнее космическое камлание, кружится и смешивается живое и неживое, холодное и горячее, и всё это тянется к ритмической пульсации дорожки шагов, завершающей процесс зарождения, а может быть, прекращения. И даже промедление с захватом ноги во вращении кажется так и задуманным.
Маленькая ремарка напоследок. В конце юниорского сезона ТЩК мне думалось, что именно Саша Трусова станет воплощением современного драйва, новаторского порыва, направленного к далёкой звезде дерзновенной мечты. А оказалось, что тихая девочка из московского дворика способна и на изнуряющий каждодневный труд, и на дерзкий штурм. Что же, вперёд, эльфийка Анна!
И отдельное спасибо Ане и Даниилу за то, что при написании эссе о программах Анны я всегда и думаю, и ищу, и просматриваю много дополнительного материала, и испытываю особое удовольствие.
О замечательной ПП Анны - в следующем эссе.
Кстати, есть у меня такое подозрение - причем появилось оно с момента озвучивания либретто программ Камилы ещё в прошлом году, - что ТШТ девочкам озвучивают определенные установки, которые им легче визуализировать и понять, и, соответственно, выдать на публику, а на самом деле программа может быть совсем не о том.
Та же "птица рвущаяся из клетки" в "Шторме" - в контексте первого года пандемии, это человек, со всех сторон окруженный новой реальностью, ограничениями - и 14-летней девочке, чтобы это показать, не обязательно озвучивать вот так задачу, а достаточно сформулировать ёмкий аллегорический образ.
Аналогично с "Болеро" - ей, чтобы не запутывать и не "грузить", дали установку: "танцуй змею". И у неё получается вот эта вот безжалостная, нечеловеческая сметающая всё сила - и, полагаю, именно этого и хотели добиться от Камилы. С "Ин мемориам" в этом году все аналогично - не за бабочкой она бежит по саду, она танцем иллюстрирует воспоминания о близких людях, которые ушли.
С Аней - думаю, периодически идут по тому же сценарию, хотя, как мне кажется, это не обязательно, потому что она схватывает сложные образы и выдает их и так. Элегию с совершенно конкретным посылом реквиема она поняла и передала буквально, так, как, полагаю, задумывалось, и не понадобились аллегории. "Мастер и Маргарита" - с "двойным смыслом" программа. Вроде, есть конкретный сюжет, который четко прослеживается в композиции, но если абстрагироваться от него, то она танцует нечто большее - тут можно параллель провести с текущим положением человека в обществе: он мечется, на него давит страх, отчаяние, безвыходные положения - многие озлобляются, поддаются соблазну воспользоваться ситуацией и поступают не по чести, "переходят на тёмную сторону" - но приходит осознание, раскаяние, очищение и искупление.
И в короткой, как вы и написали, видится нечто большее, чем озвучил Даниил. Но мне как раз пока что кажется, что это либретто самой Ане чуть-чуть мешает показать "истинный смысл". Т.е. вполне могли бы уже и сказать ей: ты танцуешь вот это вот, вне времени и пространства, стихию Земли, сотворение мира, Вселенную - и она бы не растерялась.
Но, думаю, всё же допилят они КП до шедевра, коим она потенциально является.
Да, по поводу КП, я думаю, они доведут это до конца с новой инструментовкой и т.д., особенно если подключится сам композитор,
Согласна насчёт возраста и упрощённого разъяснения "либретто". И очень интересно будет смотреть их программы, когда девочки ещё вырастут, и с ними будут работать на самом "серьёзе" такие талантливые люди. Если, конечно, не уйдут за "ништяками", как им с упоением предрекают диванные стратеги.
По поводу ПП, конечно, самый простой путь проследить историю создания или отношений МБ с Е.Булгаковой или романных МиМ, но это имеет мало отношения к интерпретации данной ПП, я думаю. Согласна с Вами в том, что, скорее, отталкивались от музыки и видели более общечеловеческое сквозь призму ММ.
Спасибо ещё раз.
___________________________
Это да. Они и в юном возрасте очень хороши - взять хотя бы анину Жар-Птицу. Но эта же "Жар-Птица" смотрится ещё круче сейчас - хотя, казалось бы, куда ещё. Но как ни крути, есть объективные моменты: куда выигрышнее смотрится Анна на льду, начиная с прошлого сезона, как мясцо наросло там, где надо, - гармоничнее. Ну и какие-то вещи, которые улучшаются со временем и зависят от количества рутинной работы над ними - скольжение, дуги, вот это всё.
Какие-то программы так и останутся "в детстве", поскольку сам сюжет предполагает (Ловец снов, Девочка на шаре, Л=Любовь), а некоторые вполне себе круто будут смотреться и на повзрослевших девушках. Так что очень здорово, что они решили в качестве показалок напомнить о Жар-Птице и Скрипичной фантазии (жаль, что Майя не в ногах была, поэтому сложно оценить изменения)
Но новая эффектнее получилась, имхо, - может, просто "анино".
Либретто нам не дали, но по ощущениям это какой-то эльфийский баттл-край. Бег и бой игл и теней. Как бы "что ж, вы не приняли мою мягкость и плавность - вот вам моя ярость, струна-удавка, дротики и сюрикены; вы хотели задавить меня - я порву вас в клочья".