6 мин.

Crystal Palace: «При свете звезды, при свете луны...»

Хрустальные эльфийки

"При свете звезды, при свете луны ...

мы песни заводим, и танцуем чьи-то сны" И.-В. Гете

Вы знаете, кто такие эльфийки? Я, признаться, не могу дать точную формулировку этому ставшему модным определению женщин неземных, лунных, но очень цельных, за эфемерной внешностью которых кроется недюжинная внутренняя сила.

И Аня Щербакова ещё с юниорских лет производила на меня впечатление вот такой хрупкой с виду, но несгибаемо стойкой фигуристки, как тот тонкий лазерный луч, которому под силу разрезать алмаз. Но тогда за крошкой-Аней "стояла" железная воля Этери и, временами казалось, что это просто очень упорная девочка с большим талантом.

Прошлый год многих убедил в том, что это не просто девочка, ненадолго сошедшая с небывалого "конвейера" чемпионок. И Этери с командой, и Аня прошли тот год достойнее некуда. Оставшись лидером среди "необстрелянных" юниорок и несмотря на напасти со здоровьем, на пресловутый пубертат, на критику всего и вся со всех сторон, именно Аня сумела поднять и возвысить зал над бестолковой суетой того сезона. Нечто эпическое витало в воздухе, когда эта девочка заканчивала свою программу и, возможно, это было в первый и последний раз, когда, не стесняясь, плакала Этери.

И даже если пять невиданных ультра-си в обрамлении сложнейших программ "перекроют" Анины выступления олимпийского сезона, или её воля уступит простой математической сумме пяти четверных прыжков, я уверена, что Аня и зрители получат огромное удовольствие от её прокатов и программ. О программах и пойдёт речь.

"При свете звезды, при свете луны..."

Хореограф программ Даниил Глейхенгауз в одном из ранних интервью задал вектор восприятия и некоторых интерпретаций короткой программы Ани. С тех пор мы пытаемся увидеть в Анне повелительницу бурь, собирающую энергию ветра и вздымающую жёлтый песок вечности с бескрайней пустыни зноя, барханов, пустоты. Если вы чувствуете это в КП Ани, у вас впечатляюще гибкое воображение, и это замечательно - вы на одной волне с хореографом.

Я попытаюсь рассказать, что мне кажется интересным при восприятии короткой программы Ани.

Во-первых, сам характер музыки. Не буду утомлять читателя, только замечу, что музыка Кирилла Рихтера - плоть от плоти современного поколения, а если учитывать и техническое образование молодого композитора, дизайнера и музыканта, то его видение, возможно, больше соотнесено с космическим, далёким и очень хорошо просчитанным. В моём понимании современная традиция музыкального минимализма, в которой работает Рихтер, направлена на достижение состояния задумчивости, отстранённости, транса, если хотите. И главное то, что эта медитативность, надмирность создаётся обращением к средствам древним, совершенным в своей простоте, нарочито архаичным.

Это также такие несложные, на первый взгляд, приёмы, как накопление и постепенное развёртывание идеи при повторяемости достаточно простых музыкальных ритмов и паттернов. Но подобного рода развёртывание является совсем не простым и весьма благодатным для размножения самой идеи и интерпретаций. Вы слышите шум песчаной бури или убийственное безмолвие пустыни? Вы видите бушующе-красные закаты и восходы или немыслимый простор? Или вам видятся полуночные океанские волны, пустынный берег и освобождающий танец одинокого юноши? Всё возможно, если слушать музыку и видеть движение - самый верный человеческий язык.

Во-вторых, "Песни далёкой земли" Рихтера, по словам самого композитора (см. интервью здесь), вдохновлялись давней научно-фантастической повестью (1958) и романом (1986) Артура Кларка "The Songs of Distant Earth". Таким образом, это всё-таки тема космическая, фантазийная, взгляд на Землю, или воспоминания о далёком прошлом Земли, из далёкого далека. В повести улетающие в долгое космическое путешествие земляне оставляют жителям утопического мира где-то на просторах Вселенной записи с земными музыкальными образами.

В них вся планета Земля, сохраняющая себя в музыкальных ритмах, пении, звуках природы и победившей технологии. Одним словом, хотите что-то знать о Земле, слушайте её музыку - ледяное молчание снегов или буйство птичьих голосов; возвышающую торжественность церковных хоралов; монотонно-затягивающее пение буддийских монахов или экстатически-убийственный ритм шаманских бубнов; яростные крики под звук самурайских мечей или грохот пушек; утомительный стук колёс электричек с полусонными людьми; рёв толпы спортивных стадионов; "Время, вперёд", в конце концов, чтобы понять, например, каким был Советский Союз).

Неслучайно в этой фантастической композиции используется звучание народных инструментов, инструментов древних как сама Земля, ещё тёплых от прикосновения человеческих ладоней, пальцев, губ. Звучат арабские народные инструменты - вызывают они в вашей памяти ночи-сказки Шехерезады или ослепительный песок пустыни? А вот тростниковая флейта - о чём она плачет, скорбит? Или скачут перед вашими глазами упругие звуки барабанов и катятся камешки с гор где-то в скалистых пейзажах Кавказа?

В-третьих, средства, использованные хореографом тоже достаточно просты, хотя и выверены. По словам композитора, у него есть желание отточить звучание и саму идею программы, поэтому будем ждать совершенную версию. Хотя уже сейчас КП Ани смотрится как удачная иллюстрация и к повести Кларка, и к композиции Рихтера с её многослойной интерпретацией. Хореография Глейхенгауза не вычурна и узнаваема, построена на повторяемости и простоте с включением элементов декоративной детализации (в виде "ладоней блюдцами", изгиба рук). Но создаваемое впечатление очень интересное и неоднозначное.

Я начала писать это эссе давно, пытаясь увидеть Аню - повелительницу бурь, но никак не могла преодолеть какой-то внутренний диссонанс. Мне виделась не персонификация стихии, а наоборот, надмирный образ в некоей космической перспективе. Не песок летел в глаза, а возникали примордиальные пейзажи ещё или уже мёртвой земли; голые, скалистые, фантастические в своём безмолвии пейзажи, огромные планеты, заглядывающие в окно...

Космические миры от Алекса Вайлда.

Даже от цвета платья Ани веяло чем-то изначальным, когда и горы были бугорками, и повсюду полыхал кроваво-оранжевый бесконечный рассвет.

"Это было, когда начало изначальное расцветало,

разгоралось первое зарево, созидалось первое марево,

Не всходила ещё трава, не звучали ещё слова,

и была ещё лёгкой пылью наша древняя мать-земля..." (из народного эпоса "Гэсэр")

В моём восприятии в программе Ани под тягучую мелодию собирается не буря в пустыне, а происходит какое-то древнее космическое камлание, кружится и смешивается живое и неживое, холодное и горячее, и всё это тянется к ритмической пульсации дорожки шагов, завершающей процесс зарождения, а может быть, прекращения. И даже промедление с захватом ноги во вращении кажется так и задуманным.

Маленькая ремарка напоследок. В конце юниорского сезона ТЩК мне думалось, что именно Саша Трусова станет воплощением современного драйва, новаторского порыва, направленного к далёкой звезде дерзновенной мечты. А оказалось, что тихая девочка из московского дворика способна и на изнуряющий каждодневный труд, и на дерзкий штурм. Что же, вперёд, эльфийка Анна!

И отдельное спасибо Ане и Даниилу за то, что при написании эссе о программах Анны я всегда и думаю, и ищу, и просматриваю много дополнительного материала, и испытываю особое удовольствие.

О замечательной ПП Анны - в следующем эссе.