Crystal Palace: «ряд волшебных изменений...» (олимпийской чемпионке посвящается)
Ноябрь 2021. У Ани новая короткая программа, у Ани другая музыка (и темп бешеный), у Ани новое платье... Сейчас? К последнему этапу перед финалом Гран При? Зачем? Не поздно ли? Успеет ли? - Неспокойно как-то, зыбко, даже зябко, иголки тревоги покалывают...
И вот выходит Аня в платье таком же колком, с иголками не то перьев, не то листьев, натягивает струну... И начинается игра-погоня, игра-фантазия...
Игра струн, лучей перекрещённых
В объяснениях Даниила Аня берёт воображаемую линию/нить, натягивает, отпускает и постоянно держит в фокусе в первой половине программы. Это, возможно, помогает спортсменке точно "отмерять" жесты, не позволяет размахивать руками, предупреждает чрезмерную экспрессивность жеста, фокусирует на линии движения. Но что это за линия?
Может быть, тетива лука, на которой сверкает тонкая, как струна, стрела? Трудно вообразить, каким ювелирным должно быть натяжение тетивы, и в какой точно выверенный момент должна быть выпущена стрела, застывшая и звенящая от напряжения.
Но в программе Ани этот момент наивысшей гармонии - момент слияния мускулов, зрения и ума - ещё не наступил. Тетива натянута, цель ещё неясна, а стрела вылетает. Тревожно звенит тетива - так гулко дрожат скрипичные струны; лихорадочно разбегаются и скачут куда-то упругие колокольчики звука - так мечется и летит куда-то выпущенная стрела ... После секундной остановки Аня начинает распутывать след стрелы...
Схватит она её, если раскрутит след в цепочке шагов перед 2А? Или это случится, когда она легко взлетит и закружится в этом прыжке с красивейшим выездом, когда кажется, что Аня упрямо тянет за лёгкое оперение схваченной стрелы? Ан, нет, ускользнула она, издавая лёгкий звон то где-то сзади, то где-то в сторонке, и Аня продолжает погоню, тревожное напряжение которой передаётся работой корпуса, поворотами, сменой рёбер в связках, и вот вновь упрямый взлёт над пропастью тройного флипа со сложным выездом (а Аня может перелететь и пропасть четверного, как мы знаем). А вот сейчас кажется, что серебристое оперение мелькнуло где-то в глубине вращения...
Обратите внимание на относительно медленное начало вращения и ускорение именно с нарастанием музыкального напряжения. Поймала Аня стрелу в этом вихре? - Мне кажется, что да, поймала, но ещё не направила точно в цель.
А может, это и не стрела вовсе, а тот клубочек из детской сказки, за которым бежит Иван-царевич в упрямой надежде найти свою Василису Прекрасную. Найти, несмотря на опасности, темные лесные чащи, высокие обледенелые вершины, бушующие волны. Найти, даже если вещий камень предупреждает о смертельной опасности.
Игра-фантазия, игра теней
Под напряжённо вибрирующие струны и какие-то хлопающие звуки начинается игра на грани постоянного фола, игра странная, пугающая, затягивающая. От неё порой веет опасностью или, точнее, каким-то отчаянно-упрямым куражом опасности, можно даже, смеясь, мимоходом "пробежаться" по клавишам. Именно эти маленькие моменты в "шуме и ярости" звучания струнного оркестра придают этой программе убийственное очарование. Это - программа, бьющая наповал скоростью, куражом, смелостью.
Странным образом, в программе мне вдруг видится резкий профиль со старинных чёрно-белых иллюстраций на фоне Рейхенбахского водопада.
А то и мелькнут чёрные перчатки профессора Мориарти, альтер-эго великого сыщика.
Это - программа-фантазия, создающая игру теней посредством бешеного темпа и скорости исполняемых элементов. Ещё не "растаяла" в нашем восприятии одна позиция, а за ней уже следует новый всплеск.
Контрастные позы перетекают в твизлы-кружения и мини-вращения, как бы набегают друг на друга при смене движения. Ноги проделывают неимоверную работу, совершая шаги и неожиданные повороты, гибко разворачивается корпус, и всё это сопровождается неспокойной, но абсолютно просчитанной работой рук.
И я ещё не говорю об "акцентированности" вращений, спирали и успешно исполненных прыжков. Хаос ли это? - Совсем нет. Это - редкое умение слышать и следовать музыке, держать заданную скорость, слушать тело, контролировать руки. И исполнять сложнейшие технические элементы так, как будто бы это просто пробежаться по ступенькам, цокая легкомысленными каблучками. Проскочить мимо пианино, успев разбудить уснувшие было клавиши, а ещё попутно напугать зевак, резко свернув перед ними, и тут же успокоить их, послав уже издалека воздушный поцелуй.
И долго ещё будет витать в воздухе этот флёр смелой молодости со зрелым мастерством под ручку. Вряд ли кто из взрослой лиги сможет откатать эту программу, как 4 года назад никто бы не смог откатать Красную балерину Алины. Может быть, только юные Соня и Аделия, но их битва ещё впереди.
Я полагаю, это очень трудная в техническом плане программа: ни секунды передышки, ни мили-минутки отдыха. В сумасшедшем темпе, в череде сложных связок и вращений, взлётов и приземлений с не менее сложными выездами нужно поймать этот ускользающий луч, натянуть тетиву и сразу понять, что стрела летит точно в цель. Нужно удержаться на краю пропасти.
О чём ещё может быть эта программа?
1. Может быть, та линия, что натягивается в самом начале, - это луч жизни, что-то драгоценное или бесценное, достойное поиска длиной в жизнь? Или, наоборот, что-то тёмное, неясное, загадочное, за чем часто гоняются в компьютерных играх? В этих играх - преломление многих фольклорных, мифологических, библейских сюжетов, будь это поиск кольца власти, сокровенного камня, начала начал или желание спасти, уберечь малый и большой мир от зла мелкого или ужаса вселенского. Так и в этой программе идёт напряжённый поиск в игре опасной и затягивающей.
Этот динамичный, драматичный, таинственный и пугающий мотив неизбежно присутствует в композициях Инона Цура, признанного автора музыки к видео-играм, и не только. Но...
2. Есть в этой программе и лёгкий налёт серебристого инея на иголках, на быстро темнеющих осенних листьях, слышен далёкий хрустальный перезвон -- не смирился всё таки Даниил с потерей "Зимы" Вивальди. И правильно сделал.
Но хрупкая, отстранённая звонкость сверкающей мелодии Вивальди только "отражается" в виртуозной игре камерного струнного оркестра Virtuoso и вновь исчезает в прозрачной синеве*. А в композициях И.Цура лёгкость и звонкость перерастает в более тёмные тона какой-то драмы. Есть в них неизбежность нарастания сильнейшего напряжения, ощущения неуловимости цели, тревожной неизведанности...
А может быть, та натянутая в начале струна есть сама мысль, идея, неуловимо близкая, ускользающая, неподдающаяся, когда хочется колотить по клавишам, по столу, швырять коньки, вставать и снова бежать. И очень важно вдохнуть полной грудью, достигнув цели, что, я думаю, и случается в финале программы Ани: бешеный виток напряжения пройден, струна натянута вновь, идея/мысль обуздана,
стрела выпущена в цель, и Аня может выдохнуть!
Вот с такой программой Аня одержала победу на Олимпийских играх в Пекине.
*В эссе о Шоме Уно я упоминала его замечательную программу "Времена года.Зима" (хореограф М.Хигучи, тренер М.Ямада, сезон 2017-18). В программе Ани мимолётом чувствуется ее звонкое эхо.
"Это прекрасная программа: ломкая, хрусткая, звенящая мелодия как бы переливается, трескается, снова собирается в прозрачный лёд, отражает узоры в бездонной глуби и устремляется к холодному солнцу в бесконечной голубизне. И всё это бесподобно тонко, в каждый (употреблю 'фигурно-катательное' слово) акцент передаёт маленький фигурист с огромным талантом. Зимний, замёрзший Шома на прозрачном льду в ‘лунном свете’ великих композиторов. И ещё улыбка, сверкнувшая после превосходного вращения и в конце короткой программы... Вы можете после этого помнить, допрыгнул ли Шома 4ой тулуп или флип? Я – нет."
Поздравляю, Анна, с победой!
Вы можете аргументировать - фактами, неангажированными подсчётами, анализом впечатлений от программ - "невнятность и ущербность" фигуристки. В чём? Как? В какие моменты? На основании каких ошибок и в какой части программы? И т.д.
Повторять, как попка, про флутцы, рёбра, недокруты, ничем не подтверждая свою компетентность, выглядит, извините, жалковато.
кажется, в заголовке имелось в виду слово "изменений"? если так, то пропущена буква "з".