9 мин.

Какая композиция заменит российский гимн на спортивных соревнованиях

Из-за допинг-скандала CAS  у российских спортсменов отобрали право на многое, в том числе и на гимн. Функционеры пытались утвердить «Катюшу», но за её патриотичность CAS её не утвердил. Решение нашёл Союз конькобежцев.

Награждение фигуристок прошло без привычного гимна

«Мы обсудили разные идеи относительно той музыки, которая могла бы звучать на награждении наших спортсменов. Проконсультировались с командой. Решили выбрать музыкальную тему из первого концерта Петра Ильича Чайковского, и ISU нам ее согласовал. Она будет звучать на награждении наших спортсменов на чемпионатах мира по конькобежному спорту и шорт-треку. Нам хотелось, чтобы музыка была торжественной, узнаваемой во всем мире и при этом отсылала к богатейшему культурному наследию нашей страны», - объяснила решение Союза его исполнительный директор Варвара Барышева. Федерация фигурного катания поддержала решение конькобежцев и также выбрала композицию Чайковского. «Чарльз Олкок» рассказывает о выбранной композиции в формате вопрос-ответ.

Пётр Ильич Чайковский

В.: Когда был создан концерт №1?

О.: Чайковский создавал свой вариант зимой 1874-1875 гг.  Первоначально композитор посвятил произведение своему другу Николаю Рубинштейну, который должен был стать его первым исполнителем. На Рождество Пётр Ильич представил законченный вариант Рубинштейну, однако тот сказал что он «никуда не годится».

«Друг мой, могу ли я говорить о подробностях, когда мне самая суть противна!». Я вооружился терпением и сыграл до конца. Опять молчание. Я встал и спросил: «Ну что же?». Тогда из уст Николая Григорьевича полился поток речей, сначала тихий, потом всё более и более переходивший в тон Юпитера-громовержца. Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно, что пассажи избиты, неуклюжи и так неловки, что их и поправлять нельзя, что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить, а остальное нужно или бросить или совершенно переделать» - так рассказывал Чайковский о реакции Рубинштейна.

Молодой Чайковский

Чайковский обиделся и отказался что-либо менять в концерте и снял посвящение Рубинштейну. Карл Клиндворт (профессор фортепиано в Московской консерватории; познакомил Чайковского с творчеством Вагнера) посоветовал отправить рукопись концерта Гансу фон Бюлову – одному из самых выдающихся немецких пианистов XIX века. Он с радостью согласился исполнить концерт Чайковского. Премьера состоялась в Соединённых Штатах: сначала в Бостоне (25 октября 1875 г.), а потом в Нью-Йорке (2 ноября 1875 г.) в исполнении Бюлова и была одобрительно встречена публикой и критиками.

В России впервые концерт был исполнен в Санкт-Петербурге 1 ноября того же года, а 3 декабря – в Москве. Довольно интересно, что оркестром дирижировал вышеупомянутый Николай Рубинштейн. Он пересмотрел своё отношение к концерту Чайковского и впоследствии довольно часто исполнял его уже как пианист.

В.: Кто такой Николай Рубинштейн?

О.: Николай Рубинштейн происходил из влиятельной еврейской семьи. После принятия православия на Рубинштейнов перестало влиять правило черты оседлости и они переехали в Москву. После переезда отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику и через год в семье появился маленький Коля. Мальчик с детства занимался игрой на пианино и стал признанным виртуозом.

Николай Рубинштейн

Полученная известность открыла Рубинштейну двери в высшее общество. Параллельно он учился в Московском университете на юридическом факультете (сегодня – юрфак МГУ). После окончания учёбы Рубинштейн ненадолго устроился на службу в канцелярию генерал-губернатора, однако вскоре всё бросил и посвятил себя исключительно музыке. В 1866 году Рубинштейн принимал участие в открытии Московской консерватории – он стал её первым директором и профессором фортепианного класса.

В.: Почему он так важен для Чайковского?

О.: Рубинштейн любил помогать молодым талантам. Именно так он начал общаться с Петром Ильичом Чайковским. У последнего из-за бедности не было лишних денег, поэтому он ходил в поношенной одежде.  Рубинштейну это категорически не понравилось – сначала он отдал свой чёрный фрак, а затем купил и остальные элементы одежды. В письме к своим братьям Чайковский писал: «Этот последний (Н. Г. Рубинштейн) ухаживает за мной, как нянька, и хочет непременно исполнять при мне эту должность. Сегодня он подарил мне насильно шесть рубашек, совершенно новых (не говорите этого Давыдовым и никому), а завтра хочет насильно везти заказывать платье». Также именно под руководством Рубинштейна состоялась первая постановка оперы Чайковского  «Евгений Онегин».

"Евгений Онегин"

Наконец, возможно главным для жизни Чайковского стала его рекомендация, данная Надежде фон Мекк. Её внучка в своей книге пишет: «Николай Григорьевич Рубинштейн, который знал о том, что моя бабушка очень любит музыку и что она помогает консерватории и молодым музыкантам, нанес ей визит и попросил помочь молодому композитору Чайковскому».

В.: А кто такая Надежда фон Мекк?

О.: Надежда фон Мекк также оказывала помощь молодым музыкантам. Её примером был баварский король Людвиг II, которого называли «последним европейским меценатом». Сначала она помогала Рубинштейну, а потом начала оказывать покровительство Петру Ильичу. С последним у меценатки появилась духовная связь, которую можно проследить в переписке Чайковского и фон Мекк. Её поддержка помогала довольно неуверенному в себе музыканту продолжать свою деятельность после провалов и критики.

Надежда фон Мекк

Свою четвёртую симфонию Чайковский собирался из благодарности посвятить фон Мекк, однако она поскромничала и попросила не упоминать её имя. Тогда Пётр Ильич написал на титульном листе партитуры — «Посвящается моему лучшему другу».

В.: Было ли что-то изменено в «Концерте», как этого хотел Рубинштейн?

О.: Да, и не раз. Правда, не самим Чайковским. Публика была не готова к новаторским решениям Петра Ильича и многие уговаривали его отредактировать своё произведение. Особенно часто уговаривал Чайковского его друг Александр Зилоти – пианист, учившийся в Московской консерватории у него теории музыки. Сам композитор наотрез отказывался делать третью редакцию (Чайковскому принадлежит 1-я и 2-я редакции «Концерта №1»).  Зилоти после смерти Петра Ильича всё же опубликовал свою редакцию и именно эту редакцию в основном исполняют пианисты.

Александр Зилоти

Суть же претензии в том, что авторский вариант стимулирует более экспрессивную игру, хотя он весьма труден для исполнения. Чайковского упрекали, что он композитор, а не пианист, поэтому пианисты могут изменить его вариант на более логичный, что и сделал Зилоти.

В.: Какие существуют известные исполнения «Концерта №1»?

О.: Существует множество исполнений «Концерта №1». Однако я отобрал пять, на мой взгляд, самых интересных исполнений:

1)  Год: 1926

Пианист: Василий Сапельников

Дирижёр:  Стэнли Чэппл

Оркестр: «Aeolian Orchestra»

Редакция: третья (Зилоти) с некоторыми поправками

Почему выбрал: самая старая видеозапись выступления, которую смог найти

2)      Год: 1958

Пианист: Ван Клиберн

Дирижёр:  Кирилл Кондрашин

Оркестр: RCA Victor Symphony Orchestra

Редакция: третья (Зилоти)

Почему выбрал: эта запись стала первой долгоиграющей пластинкой классической музыки, ставшей платиновой, получила премию «Грэмми», и в итоге является трижды платиновой (продано более миллиона копий).

3)      Год: 1981

Пианист: Святослав Рихтер

Дирижёр:  Герберт фон Караян

Оркестр: Венский симфонический оркестр

Редакция: третья (Зилоти)

Почему выбрал: Рихтер прекрасно исполнил вступление, как по мне. Также думали и в фирме «Мелодия» - запись Святослава Теофиловича наградили призом «Золотой диск».

4)      Год: 1988

Пианист: Лазарь Берман

Место: Мельбурн, Австралия

Редакция: авторская (Чайковский)

Почему выбрал: одно из первых исполнений авторской композиции Чайковского

5)      Год: 2015

Пианист: Денис Мацуев

Дирижёр:  Валерий Гергиев

Оркестр: Симфонический оркестр Мариинского театра

Редакция: третья (Зилоти)

Почему выбрал: Гергиев и Мацуев – самый звёздный тандем в современной российской музыкальной школе

Выдающийся советский музыкальный критик Борис Асафьев как-то сказал: «Историю современного русского пианизма надо начинать с рождения Первого фортепианного концерта Чайковского, где великий композитор по-русски, в условиях интенсивно возраставшей общей московской художественной культуры, обобщив лучшие завоевания тогдашнего Запада, создал русский симфонический пианистический стиль». Концерт №1 одновременно является наследием русской и мировой культуры. Наверное, это лучший возможный выбор для замены российского гимна на международных соревнованиях.