Что такое хрустальный багаж и нужно ли им гордиться. Часть 1, физическая. Прыжки
Спойлер: нет.
Постоянно во время и после соревнований в комментариях возникают вопли: «Спасибо «Хрустальному» за багаж!», «Это багаж Тутберидзе» и тому подобное. Порою доходит до смешного – например, в багаж Тутберидзе записывают выученный после ухода четверной риттбергер Саши Трусовой и прокат Саши в Казани, четверной лутц Вероники Жилиной, а также прокаты Софьи Титовой (которая в «Хрустальном» была два или три месяца в 2017 году).
Но существует ли этот самый багаж и стоит ли за него благодарить? Сомнительное утверждение, которое легко доказать, что в нескольких статьях и будет.
Первая часть данного цикла – это статья о прыжках, самая избитая тема, но все же. Нам пропагандируют, что «Хрустальный» в целом и Тутберидзе в частности славится своими прыжками, стоял за революцией в женском одиночном катании и что у него уже десятки квадисток и трикселисток и что именно в «Хрустальном» изучают новые прыжки даже те, кто прыгать не способен.
Эту мифологию разносят многочисленные боты, меняющие имена и пол по три раза в неделю, хотя опровергнуть ее легко.
Революция в женском одиночном катании началась 10 марта 2018 года, когда Александра Трусова на чемпионате мира среди юниоров исполнила в произвольной программе два четверных прыжка – сальхов и тулуп, причем четверной тулуп исполнялся впервые. На тот момент Александра тренировалась в «Хрустальном», но дело в том, что Саша из тех спортсменов, которые прыгали бы у любого тренера. Более того, первые попытки ультра-си (на тот момент – тройной аксель) Александра предприняла не у Тутберидзе, а у Александра Волкова, о чем он говорил в нашумевшем интервью двухлетней давности.
Позже последовали четверной лутц, первый каскад с четверным, первый четверной флип, причем от одной фигуристки, несмотря на все усилия Тутберидзе по впихиванию Анны Щербаковой в первые исполнительницы четверных прыжков.
Реальность вносит свои коррективы, но нам пытаются подсунуть симулякр реальности, где первые четверные исполняла кто угодно, но не Саша, а «Хрустальный» - эталон в постановке четверных и лучшей в мире техники. Еще осенью мелькали сообщения, что у Щербаковой и Валиевой «эталонная техника прыжков» и «ради стабильности можно и читтерскую технику использовать».
Все бы ничего, ведь классическая техника прыжков сейчас действительно встречается у единиц, но Этери Тутберидзе в читерстве превзошла всех и с каждым годом заходит все дальше и дальше.
Прыжки ее учениц напоминают лутцы, флипы, аксели и тулупы так, что там можно увидеть что угодно, но не эти прыжки. Про лутц и флип известно хорошо, но про аксель и тулуп – нет.
После контрольных прокатов много шума наделала запись в инстаграме Оксаны Баюл с критикой четверного тулупа Камилы Валиевой.
Большинство болельщиков, даже не ярых поклонников «Хрустального», решили, что Оксана Баюл бредит и придирается, но дело в том, что она была права. Чтобы это понять, достаточно просто открыть глаза. Это четверной тулуп Камилы Валиевой со второго этапа кубка России, но почему-то перед тулупом она выбрасывает ногу так, будто готовится прыгать аксель.
Для сравнения, вот четверной тулуп Александры Трусовой с того же соревнования, у которой нет никаких махов ногой, то есть подтверждение, что четверной тулуп можно исполнять иначе, более правильно.
Что опровергает тезис о том, что у Камилы Валиевой четверной тулуп лучше, чем у Александры Трусовой.
Особо ярые поклонники «Хрустального» рассказывают, что «Тутберидзе так за стабильность борется, в этом нет ничего такого», но Камила Валиева к стабильным фигуристкам не относится, за два года она чисто ни разу не катала обе программы, а в произвольной один тулуп стабильно недокручивает, что периодически приводит к падениям.
За такое наказывают крайне редко, в отличии от недокрутов (на пресловутом втором этапе Валиевой не заметили недокруты на всех упаденных прыжках, даже две галки на лутцах).
В отличии от неясных ребер. «Хрустальный» ими славился всегда, но с Анной Щербаковой Тутберидзе обнаглела окончательно – у нее в произвольной программе стоит три лутца с неясных ребер.
Вот так выглядит отрыв Щербаковой на лутце и это еще не самый худший. Это плоское ребро.
А вот так Анна Щербакова приземляет четверной – в недокрут на четверть. На Чемпионате России за это поставили максимальное ГОЭ вместо q .
Именно за вот такое Анну Щербакову порезали на 10 баллов на прошлогоднем Чемпионате Европы – техконтроллер Шин Амано славится тем, что видит недокруты.
Фигуристку вот с такими прыжками – с неясного ребра и в недокрут (у Щербаковой второй четверной недокручен всегда), Тутберидзе видела в качестве первой исполнительницы четверного лутца и флипа, вот что поразительно.
Хотя это могло и получиться, ведь никто не знал, что это за зверь такой – женские четверные, поэтому Щербакова могла и за квадистку сойти, как и Валиева – можно было бы предполагать, что по-другому девушки прыгать четверные просто не могут, только так, объединяя аксель с тулупом и лутц с плоского ребра и в недокрут, но существует Саша, доказывающая, что можно прыгать и по-другому.
Причем после ухода от Тутберидзе прыжки Саши улучшились, это можно легко отследить. Первая гифка – каскад 4Т-3Т из произвольной программы на этапе Гран-при в Канаде осенью 2019, вторая – со второго этапа Кубка России осенью 2020. Осенью 2020 Саша прыгает выше, но приземляется мягче.
Можно было бы ссылаться на малое количество девушек-квадисток, но дело в том, что в группе Тутберидзе немало проблем и с тройными прыжками, например, с риттовыми каскадами.
Особенность этого каскада в том, что второй прыжок исполняется сразу после приземления с первого прыжка, но что мы видим у Анны Щербаковой? Паузу перед риттбергером, странное отталкивание на втором прыжке и недокрут, который сопровождает большинство риттовых каскадов Анны, это все – без учета неясного ребра и прера на тройном риттбергере.
А это – высмеянный любителями «Хрустального» риттовый каскад Александры Трусовой, который она якобы прыгает неправильно и якобы слишком часто заваливает. Миф этот запустили поклонники Алины Загитовой два года назад (они же авторы мифа – «лутц-ритт тоже ультра-си»), а нынешние поклонники «Хрустального» его активно поддерживают.
Но дело в том, что у Саши риттовый стоит после четверных, которые, если их прыгать правильно, занимают много сил (удивительно, но после ЧР Анна Щербакова додумалась хвастаться, что она не устает ни от тройных, ни от четверных), поэтому на риттовый у Саши не всегда хватает сил, но когда Саша его исполняет, это выглядит совершенно иначе, чем у Анны Щербаковой. Это докрученный в воздухе риттбергер, исполняемый сразу после первого прыжка, с прером в пределах нормы.
Можно возразить, что риттовый каскад исполнять сложно, но почему же Камила Валиева не умеет толком прыгать даже каскады с тулупом? Камила их прыгает с огромной паузой между прыжками, если не знать, что это каскад, то можно принять за два сольных прыжка, про прер на лутце, который на тройном у Валиевой больше, чем у Щербаковой на четверном, и неясное ребро (хотя Валиева переходила к Тутберидзе с верным ребром на лутце), уже и вспоминать не стоит.
Плохо, что вот такое «великолепие» оценивают на +4 и +5, каскад выше оценен на +2.26, в итоге, большинство судей ставило +4, два – +3 и один (Сергей Чемоданов) – +5, хотя это является нарушением правил ISU .
«Оценка +4 и +5 выставляется после выполнения критериев, выделенных жирным . Прыжковые элементы:
1) очень хорошие высота и пролетность (в том числе все прыжки в каскаде)
2) хороший отрыв и приземление
3) безусильность (в том числе и ритм в каскаде)
4) Шаги перед прыжком, необычный заход
5) Очень хорошая группировка в воздухе
6) соответствие элемента музыке»
То есть, если судить по протоколам, у Камилы Валиевой выполнены все или почти все критерии, а на деле – низкий тройной лутц с огромным прером, около 270 градусов (то есть, минус первые два критерия) и нарушен ритм в каскаде. То есть, уже нельзя ставить +3, про более высокие оценки и вспоминать не следует, но судьям плевать, нарушать правила, так по полной.
Итак, что такое хрустальный багаж?
– Это неясные (в лучшем случае) или неверные ребра (наблюдаются как и у выращенных фигуристок, вроде Щербаковой, так и у пришлых, например, у Усачевой), на которые закрывают глаза, пока фигуристка тренируется в «Хрустальном» и которые тут же замечают у ушедших.
– Это гибриды прыжков, прозванные в народе флутцелипами и тулупсенями. Пока не зафиксирован ни у кого из ушедших, зато зафиксировано два случая (ЧР-2019 и ЧР-2021), когда четверной лутц с неясного ребра (в лучшем случае) оценивали выше четверного лутца более лучшего качества. Более того, есть риск, что подобные гибриды прыжков или развалятся сами, или новый тренер, зная о прохрустальном судействе, захочет переучить технику, что приведет к большей вероятности срывов и это все без учета вреда здоровью.
– Каскады с паузами (которые наблюдаются как у выросших в «Хрустальном», так и у пришлых), касательно которых судьи наверняка прозреют в отношении ушедших и не будут высоко оценивать.
Это и есть пресловутый хрустальный багаж в плане прыжков. Точно ли на таком багаже далеко можно уехать и стоит ли за него держаться?
Более того, если говорить о Саше Трусовой, она толком не успела всеми этими «прелестями» обзавестись благодаря хорошей технике от первых тренеров, врожденному таланту и дальнейшей работой над прыжками, но много ли таких, как Саша?
P.S. Блог написан в январе. Некоторые парадоксальные прыжки Хрустального просто не вошли в подборку. За сим откланиваюсь.
Ну и попытки берутся целенаправленно определенные. У Камилы в этом году процент исполнения плюсовых 4Т на соревнованиях 70%, если не ошибаюсь (ошибки только на двух на ФКР и на одном на 2м этапе КР, 7/10), когда как у Саши 57% (4/7, ошибки - 1 на 4м этапе КР, 2 на Ростелекоме). Но конечно же аффтар берет именно падение Камилы. Если брать падение Камилы, то логично рядом с ним поставить падение Саши, но неееет, тогда воздействовать на сознание прочитавших не получится.
И про технику все верно увы, раньше особенно было обидно за Лизу Т. с ее правильной (даже слишком) техникой, а теперь за Сашу.
И именно Саша, а не Аня - королева квадов. Аня тоже молодец, но она лишь повторяет за Сашей. И обидно, когда Аню превозносят, а Сашу ни во что не ставят. Причем, многие это делают только потому, что Саша теперь у Плющенко.
У многих из хрустального флутцы. Каскады с паузой у Валиевой - просто жесть, 2 сольных прыжка. Это не должно так оцениваться.
Не моё, но материал качественный и наглядный – со скриншотами и гифками.
www.youtube.com/watch - 2:05 - 2:42 - Саша 20 секунд! едет после 3-х подсечек, делает кантиливер в спираль (6 секунд на одной ноге) и показывает красивую дугу на 2:34
http://www.youtube.com/watch?v=WVOyCTa0kZc&t=1m36s - 1:36 - 1:44 - заход на двойной аксель с одного отталкивания, после акселя без смены ноги сразу во вращение
www.youtube.com/watch - вот здесь ярко видно что Камила просто не может проехать мало мальски приличную дистанцию потому что она просто не скользит, на 1:21 она как будто спотыкается и подпрыгивая меняет направление движения.
www.youtube.com/watch - заход в спираль с трех подсечек, спираль 3 секунды, потом смена движения с мини подпрыгиванием на 2:16 и переход на две ноги, затем новый набор скорости. Сравните с Сашиной спиралью такой же продолжительности сразу после кантиливера на одной ноге.
Найдите момент где Камилла больше 2 секунд на одной ноге и этот момент не наступил сразу после нескольких подсечек. Вот такой момент www.youtube.com/watch