Молодой Плющенко катал «Бандитский Петербург» – под музыку Игоря Корнелюка: вспомнили с композитором чемпионскую программу
Возможно, самая памятная и противоречивая программа Евгения Плющенко-фигуриста – «Бандитский Петербург» в сезоне-2002/03 (шоу-номер под Sex Bomb, конечно, не в счет).
С одной стороны, Плющенко в бело-серебристо-черном костюме со стразами мощен и выразителен на льду, действительно пропустил постановку через себя, выиграл с ней Евро, ЧМ и Финал Гран-при в Питере.
С другой, выбор темы припоминают Евгению до сих пор как пример дурновкусия: музыка Игоря Корнелюка сама по себе может нравиться или нет, но в этом случае она крепко ассоциируется с сериалом, где в каждой серии убийства и братва, алкоголь с наркотой, мат и сцены 18+. За границей вряд ли это знали и считывали контекст – программа отлично зашла, а вот в России Плющенко поняли не все.
Фигурное катание консервативно: 20 лет назад в основном ставили либо классику, либо что-то узнаваемое, любимое и хорошо продаваемое по всему миру – сейчас свободы чуть больше. При этом что 20 лет назад, что сейчас любая программа – это высказывание спортсмена и в определенном смысле презентация не только его самого, но и страны.
***
Короткий экскурс.
Сериал «Бандитский Петербург», снятый по мотивам произведений Андрея Константинова, вышел в 2000-м. Он состоит из нескольких многосерийных фильмов, наиболее популярен второй – «Адвокат» с Дмитрием Певцовым, Ольгой Дроздовой, Алексеем Серебряковым и Львом Борисовым в главных ролях. Саундтрек – полностью от Игоря Корнелюка, он писал музыку именно под кино.
В 2003-м исполнялось 300 лет с основания Санкт-Петербурга, и Плющенко тем сезоном решил поздравить город, в котором жил с 11 лет: «Я неоднократно смотрел фильм «Бандитский Петербург», мне очень понравился сам фильм и, конечно, музыка».
***
Sports.ru связался с Игорем Корнелюком, чтобы узнать, как создавался номер.
– Это идея Жени, он впечатлился фильмом. Мне позвонил Алексей Николаевич Мишин: Игорь, у меня такой воспитанник, он очень хочет кататься под вашу музыку. Я к Жене всегда относился с огромным пиететом, мне нравилось, как он катается, мне нравились его бойцовские качества – я с удовольствием согласился.
Женю я знал – дело в том, что мы были соседями: оба жили на Петроградке, иногда встречались с оказией на улице – например, когда я гулял с собакой. В общем, как-то пересекались.
– Много где пишут, что Мишин был против этой музыки, но Плющенко настаивал.
– Нет, Мишин относился с огромной радостью. Более того, были идеи еще посотрудничать вместе, мы расстались очень хорошо. Они благодарны мне, а я благодарен им, что в моей биографии есть такой момент.
Удивился ли я звонку Мишина? И да, и нет. Но инициатива действительно исходила от Жени. Как он мотивировал: я смотрел фильм, и у меня внутри все переворачивало, я хочу танцевать под эту музыку. Ну, хочет значит хочет.
– Как вы собирали композицию для программы?
– Когда они вдвоем пришли ко мне в студию, началось веселое. Последовал рассказ, что и как они хотят.
Допустим, Мишин говорит: здесь будет тулуп и сразу же дорожка – понимаете?
Я: нет, конечно.
И Мишин: Женя, покажи!
После этого я всерьез испугался за свое оборудование в студии: Женя показывал эти тулупы прямо здесь.
Они мне рассказали: произвольная программа состоит из целого ряда элементов, должен быть разный характер музыки – подвижная, стремительная, лирическая и так далее. Мы прослушали всю музыку из «Бандитского Петербурга» и приблизительно выбрали фрагменты, из которых составим программу, – 5 или 6.
Дальше я, грубо говоря, собрал их в одну форму – скомпилировал им на пробу. Потом появлялась ясность, как это должно выглядеть, я сидел, дописывал.
– Что за пожелания у них были?
– Мишин говорил: Игорь, тут такая штука… Хорошо бы вот этот фрагментик на 3,5-4 секунды сделать длиннее, Женя не успевает, у него перехватывает дыхание. Но пожалуйста, только ничего не меняйте
Я: музыка – такая шутка, которая разворачивается во времени. Как можно, ничего не меняя, удлинить ее на 3-4 секунды?
Мишин: ну вы уж как-нибудь…
– Как можно удлинить музыку?
– Она развивается во времени логически: есть интонации, развитие, замыкание. Ее можно только обрезать. Я не помню, как именно это делал, но как бы вписывал связующий пассаж, изощрялся, чтобы были и те временные рамки, которые они просили, и чтобы музыкальная логика не нарушалась. Музыка не терпит насилия над собой.
Самое интересное, что когда я пытался воспользоваться самым простым способом – чуть-чуть уменьшить время – Мишин сразу слышал: нет-нет-нет, нам это не годится, нужно в таком же темпе.
Короче, я всю эту историю переделывал раз пять. Переделывать ненавижу, просто ненавижу. Я отношусь к тем полководцам, которые если не взяли крепость, то махнули на нее рукой, не держат ее в осаде и идут брать другую. Я фаталист: что вышло, то вышло. Переделывать – не мое.
Но они приходили: Игорь, очень надо, вы поймите.
Получилось, что я всю музыку подточил под конек Жени. Вносил изменения, связанные со спецификой фигурного катания: грубо говоря, оркестровое движение должно быть не больше и не меньше, чем длится дорожка у Жени.
Когда отдавал ему в последний раз – по-моему, шестой – сказал: Женя, ты просто не имеешь права не взять золото. Хотя бы в память о моем подвиге – я делал то, что не делал никогда в жизни. И я очень горжусь, что в золотой медали Жени есть частичка моего труда.
– Вы делали все это бесплатно?
– Конечно. Какие деньги у бедных фигуристов? Особенно тогда. Я делал из чувства патриотизма, альтруизма и из любви к искусству.
Женя катал эту программу и со словами: у нас были выступления во дворцах спорта, я пел, а он выступал. Катал совсем произвольную программу – что называется, импровизацию. Я ему в шутку предлагал: Жень, давай сделаем наоборот: я напялю коньки и пойду кататься, а ты спой на сцене – такого еще никто не видел, будет весело. Посмеялись-посмеялись, но до этого не дошло.
– У вас всех было понимание, какой именно образ катает Евгений? Кого-то из фильма?
– Не думаю, что стоит эмпирически переносить образ Жени на персонажей фильма. Он катался под музыку, под настроение. Музыка – язык души. Когда мы смотрим кино, ничто не создает нам настроение так, как музыка – хотя мы зачастую даже не отдаем себе в этом отчет. Но мы смотрим кино и понимаем, что нам тревожно или грустно – это делает музыка.
То, что получилось, я бы не называл парафразом. Мы собрали несколько тем из «Бандитского Петербурга» и сделали такую программу. Мы шли навстречу друг другу, каждый подстраивался под то, чтобы получился хороший результат.
Когда Женя катал, я помню, что комментаторы отмечали: он вырос, он стал музыкальным и тонко чувствует музыку. Я счастливо улыбался – на эту Женину музыкальность повлиял в том числе и я.
Sex Bomb от Плющенко знает весь мир. Американцы и русские в восторге, японцам – стыдно
***
Бывший комментатор фигурного катания Василий Соловьев в интервью Юрию Дудю вспоминал сложный эпизод, связанный с этой программой:
«Финал Гран-при в Питере. Плющенко выезжает с программой «Бандитский Петербург», которая у него тогда называлась «300 лет Санкт-Петербургу».
И вот я решил себе поставить задачу – пропеть Плющенко песню так, чтобы ему было сладко, чтобы он в этом меде весь облип. Он катается, мне это и правда нравится, начинаю рассказывать: «Друзья, посмотрите, насколько мощный сейчас Евгений. Он не только несет российский спорт за границу, он еще и несет туда российскую культуру. Как поступают спортсмены послабее? Берут Чайковского – и все, ты лебедь. А он берет никому неизвестную на Западе музыку, Корнелюка, и едет туда с ней. Потому что не боится, что из-за музыки его не поймут или засудят. Вы же понимаете, что Корнелюк не Чайковский…»
Спускаюсь вниз, вижу Мишина. Он: «Звонил Корнелюк». «И что?» «Плакал…» «Вы что, прикалываетесь, что ли?» «Говорит: вот так вот людям помогаешь, деньги с них не берешь, а тебя берут и мордой в говно». Пришлось найти телефон Корнелюка, позвонить и объясниться. Хоть он и далеко не сразу меня понял».
***
Последний вопрос Корнелюку.
– Вас действительно настолько задели слова комментатора Соловьева?
– Не то чтобы задели. Звучало так: ну Корнелюк… Корнелюк… да… не Чайковский, конечно. В этом был момент циничного пренебрежения, а это нехорошо. Сравнивать меня с самым выдающимся композитором всех времен и народов? С другой стороны, в чем-то мне должно быть это лестно.
Но у него получилось мимоходом, как плевок в спину или в лицо – некрасиво. Инцидент исчерпался сам по себе.
***
Почему-то вышло так, что именно Корнелюк в этой истории стал одновременно главным виновником и жертвой. Хотя уж наверняка: когда он работал на музыкой к фильму, не держал в уме, что с ней Россию когда-то будут представлять в большом спорте.
Классик фигурной журналистики Игорь Порошин доступно объяснил, что не так с этой золотоносной программой:
«Проблема Плющенко заключается в том, что когда Женя говорил «Мне нравится музыка из «Бандитского Петербурга», рядом с ним не нашлось взрослого, который вежливо попросил бы Женю засунуть эту музыку подальше на время занятий фигурным катанием.
Плющенко для меня – это едва ли не единственный повод вспомнить с ностальгическим вздохом советскую власть. В советской власти, особенно поздней, конечно, было совсем мало вкуса, но в конструкции общества существовали некие подпорки, которые удерживали народ от одичания. Косое, кривое, но существовало представление о балансе высоких и низких жанров, о том, что народ нельзя кормить и поить только тем, что ему, народу, по душе, иначе он, народ, совершенно испортит себе здоровье и вкус.
Даже если я это все выдумываю про Советский Союз, я уверен, по крайней мере, в том времени нашелся бы функционер, который ткнул профессору Мишину за «невысокое идейное содержание программ»: «Николаич, ты че там за херню катаешь? Давай чтоб классику там, традиции наши, иностранцы ж смотрят».
Плющенко добывал медали для Росссии, но он еще своими программами беспристрастно, точно, честно сообщал о том, что происходило в России последние два десятилетия – о тотальном поражении культуры по всем фронтам. О крушении систем координат. Об одичании. О варварстве. Плющенко – соловей этого варварства».
Кстати, почитайте тот самый текст Порошина по следам Олимпиады в Ванкувере – 10 лет спустя возвращаться туда все так же интересно:
Проблема Плющенко. Порошин – о том, почему Евгений проиграл Олимпийские игры в 2002-м и 2010-м
***
В сезоне-2020/21 «Бандитский Петербург» (точнее, его заглавная песня – «Город, которого нет») снова в тренде. Уже в пятницу на Гран-при России с короткой программой на эту тему выступит Евгений Семененко: его номер – посвящение Плющенко.
Фото: Gettyimages.ru/Doug Pensinger, Jamie McDonald; globallookpress.com/Lev Sherstennikov/Russian Look; РИА Новости/Владимир Вяткин
Называть ее варвварством, позорящим Россию, - позерство и душниловка, впрочем, как будто мы что-то не знали про Порошина
Женя, конечно, был выдающимся фигуристом и оставил большой след в истории, как спортсмен. Люблю Лешку :-) больше, но и Женя был несомненно крут. Эти двое сделали друг друга великими, на самом-то деле.
Корнелюк композитор просто офигенный! Я даже считаю, что он не до конца раскрылся в нулевые, не было таких возможностей и спроса. Потенциал у него огромный. И все его песенки из 90-ых не должны никого вводить в заблуждение. Это была чистая коммерция, не более. Настоящий композитор Корнелюк это Мастер и Маргарита, Бандитский Петербург.
Полностью отождествлять музыку с сюжетом фильма, с моей точки зрения, неверно.
Сериал не захватил, а музыку до сих пор слушаю с удовольствием. Никаких ассоциаций с лихими девяностыми она не вызывает.
Вспомнил эту статью Пороши. Это просто испанский стыд какой-то. Так унижать самого себя, свою культуру, это надо уметь.
Ну и про отсутствие вкуса у советской власти. Настолько отсутствовал вкус, что наснимали гору гениального кино, написали море прекрасной музыки, стали главным поставщиком балета в мир.