Хорошо быть молодым
Обычно на КР юниоры открывают этап и выступают до взрослых. В этом сезоне расписание перевернули, чтобы соревнования по МС пришлись на выходные дни и были доступны для зрителей. Разряд КМС могли посмотреть с трибун только аккредитованные корреспонденты и фотографы. Я сотрудничаю со "Студией-38" и поэтому зацепила в "Мегаспорте" выступления юниоров в понедельник и вторник. Конечно, все остальные могли посмотреть трансляцию на сайте Первого канала, послушать Гришина или тишину, поэтому мои впечатления не уникальны. Но я очень люблю смотреть фигурное катание живьем, и особенно юниоров.
Во-первых, в соревнованиях юниоров меньше закулисных игр и больше спортивной составляющей. Баттл Ветлугина с Сарновским не вызовет такого же ажиотажа, как женские дуэли, а потому мальчики спокойно катались и зарабатывали баллы только на льду. Никаких тренерских скандалов, криков о судействе и напряженных переглядываний у борта.
Во-вторых, у детей больше искренних, неподдельных эмоций и живой энергии. Это особенно чувствуется с трибун, когда прокаты маленьких талантливых мальчишек и девчонок способны зажечь в вас огонёк даже в пустом зале. Это не значит, что у взрослых фигуристов (тех, кто выступает по МС) эмоций или энергии меньше. Я хочу сказать, что дети по КМС непосредственные в своих чувствах и поступках, и от этого наблюдать за ними лично мне интереснее. Вы можете не соглашаться с моим мнением и иметь другой взгляд на ситуацию.
В-третьих, среди юниоров можно найти себе любимчиков на будущее. Конечно, далеко не всем из них гарантирована успешная карьера по взрослым, но вдруг тому самому мальчику/девочке/дуэту будет способствовать удача, и тогда вы сможете смело и гордо писать в комментариях: "А я с детства за неё! Я ещё в 2020 году знала, что у этой девочки большое будущее!" Автор этого поста вот так в 2014 году углядела мальчика-юниора и с тех пор за него болеет. Мальчик, к слову, 9 месяцев назад стал чемпионом Европы.
Начну обзор с выступлений спортивных пар. Это единственный юниорский вид, который увидели московские зрители. Спортсменам повезло: сразу получили опыт большой арены со зрителями. Хедлайнерами турнира стали Полина Костюкович и Алексей Брюханов. Пара новая, а потому вызывающая живой интерес.
Прямо скажем, прокаты у Полины и Лёши получились далеко не идеальными. В одной только КП можно найти несколько серьезных ошибок: только 2 уровень тодеса, не самое лучшее вращение, закончили раньше музыки, а на дорожке скорости не хватало. Но для первого совместного старта очень даже неплохо. В произвольной ребята не рассыпались, бремени лидерства не испугались. Выиграли этап с запасом, хотя опять финальная поза раньше музыки, тодес по базовому уровню, а вращение вообще по нулям. Да и контент попроще, чем был у Полины в паре с Ялиным - помните, как малышка с длинным светлым хвостом взлетала в четверной подкрут, а потом бесстрашно прыгала 3S-1Lo-3S и 3T? Наверняка помните. Сейчас у Поли тройной подкрут, дупель сольным прыжком и каскад попроще. Но всё равно впечатление от пары хорошее. Очевидно, что Поля - лидер в паре, она же локомотив пары и батарейка Энерджайзер. Вислобоков выглядит вполне надежным партнером. Пубертат у Полины потихоньку проходит, девочка взрослеет, но держит себя в форме. Раздражитель в лице Галлямова из группы Великовых ушёл, теперь Полина должна чувствовать себя комфортно и доказывать, что все перемены были не зря.
Кстати, бывшие партнеры Полины и Лёши тоже объединились в пару. Станислава Вислобокова и Дмитрий Ялин в эти дни выступают по МС на мемориале Панина в Питере. К сожалению, они там соревнуются сами с собой, но хотя бы перед судьями.
Вернемся в Москву на КР. Из юниорских выступлений парников мне понравилась КП Екатерины Беловой и Дмитрия Чигирёва. Я бы сказала, что ребята катались с претензией на взрослую презентацию. Костюмы красивого глубокого цвета порадовали глаз. Музыка вроде бы группы Muse, но в середине мне почудились строчки стихов Пастернака. И во всей этой попытке показать себя взрослыми мне не хватало дотянутости в элементах и уровнях сложности. Многое было небрежно закончено. До взрослого статуса ещё расти и расти. Хотя это я придираюсь, конечно, потому что я избалована российскими парами с супер-элементами. В какой-нибудь условной сборной Болгарии такая пара была бы на вес золота.
Соревнования мальчиков порадовали прежде всего тем, что деревянное катание, лохматые выезды и гонка только за прыжками уходят в прошлое. Юниоры - это лицо будущего. В мужском одиночном оно может быть неплохим. Фигуристы работают над второй оценкой, над скольжением и программами. Раньше, бывало, мальчики-юниоры разыгрывали пьедестал по принципу "кто меньше навалял", катались в непонятных распашонках под топорную музыкальную нарезку условного Чайковского. Теперь же и костюмы хороши, и хореография на уровне. Приятно посмотреть!
Матвея Ветлугина я заметила в феврале 2017 года на ЮЧР в Санкт-Петербурге. Тогда ему было 13, и он в первой разминке ПП поразил меня невероятными эмоциями и глубоким погружением в музыку. Он в те юные годы уже был артистичен и пластичен. За 3,5 года Матвей сильно повзрослел, прибавил в презентации и компонентах, но пока не решил проблему с ультра-си. А ведь 17 лет недавно исполнилось, уже пора бы прыгать что-то серьезное! Триксель вроде стал стабильным, квад не получился. Но программа крутая, танцевальная и кайфовая!
Очень понравились юные представители ТимТутберидзе - Сева Князев и Марк Лукин. Марк очень уверенно прыгнул 4Т-2Т в начале ПП, а потом немного накосячил, собрал необязательных ошибок и до пьедестала не добрался. На дорожке зажёг, выложился полностью и отыграл музыкальные акценты. Сева Князев квады и триксели не прыгает пока, но зато красиво скользит. Костюмы ему шьет питерская мастерица Мария Евстигнеева. Эта рубашка придала образу благородства.
Фёдор Зонов, занявший 3 место, мне мало чем запомнился. Его выводила В.М. Чеботарёва. Мальчик вроде бы неплохо скользит, руки не бросает, квадами ещё не обзавелся. Вряд ли это "второй Коляда". Впрочем, нам в сборной и одного хватит.
Запомнился мне другой мальчик из топ-6 по КМС - Максим Самулин из Новосибирска. Уверенные 4Т и 3А, программа неплохая. Бабочка на лутце помешала подняться ещё выше, так как на нём он потерял 5-6 баллов, а 4 месту проиграл 2,5 балла. Оценками сильно уступил в компонентах столичным соперникам, но показал, что и далеко за пределами Москвы могут научить прилично кататься и прыгать четверные. Молодцы Максим и его тренер!
Удивил со знаком минус Андрей Анисимов. Даже не столько сам фигурист, сколько его КП "Маскарад". Андрей откатал её чисто и даже занимал 2 место после первого дня турнира, но когда ты выходишь в бордовом мундире, то зрители невольно начинают вспоминать и сравнивать. Я считаю, что под такую экспрессивную музыку можно было вложить больше эмоций. Ну и что сделали с нарезкой? Я много раз слушала оригинальное произведение Хачатуряна целиком, пересматривала много раз ДШ, ВТ и Алиева, и я точно помню, что музыкальные фразы там были немного не такими. Простите, я не специалист в музыке, просто мой слух резанули изменения по сравнению с оригиналом. Возможно, я и термин "музыкальная фраза" употребила неверно. В общем, вслушайтесь в нарезку у Анисимова, а потом в оригинальный отрывок. Поймёте, о чём я говорю. Да, конечно, в ФК часто делают обработку и нарезку музыкального материала, чтобы подстроиться под элементы программы и возможности спортсмена, но ведь получилось же у ВТ и Алиева безо всяких перестановок сделать вальс в короткой программе.
Пересмотрела, оказалось, что и мундир здесь вовсе не мундир, а рубашонка. Она к тому же некрасиво задиралась на вращениях. Костюмчику незачёт.
Я с большим теплом вспоминаю Викторию Буцаеву в качеству фигуристки с фамилией Волчкова, я очень благодарна ей за то, что показала миру Софью Бирюкову и Полину Коробейникову (вот где было зрело-женское в весьма юном возрасте), но вот с мальчиками у неё получается пока не очень. Расхлябанность, разболтанность, нестабильность в прыжковых... Всегда чувствуется какая-то небрежность. То ли юноши ленятся и сами недорабатывают, то ли Виктория и её помощники недостаточно требовательны.
Перейдём к девочкам. Лиза Берестовская нереально крутая! Она брызжет энергией, она фейерверк, фонтан! Она запоминается широчайшей улыбкой и желанием выложиться на 200% в каждом шаге на льду. В ПП у неё ни один из заявленных 4Т не получился, но по сумме двух дней она была явно сильнее соперниц.
В ПП мне очень понравилась Мария Захарова. Милая девичья программа, интересное платье, хорошие прыжки. Музыка Коженевски и образ Джульетты подчеркнули юность, невинность. Правда, финальный жест я где-то уже видела раньше.
Общий уровень девочек по КМС в среднем оказался высоким. Порадовало, что спортсменки из регионов смотрелись порой не хуже москвичек в некоторых компонентах. Понятно, что когда ледовых тренировок мало, и каток приходится делить с хоккеистами, сложно даже тройные освоить на должном уровне, не то что замахиваться на ультра-си. Тут ещё бы скольжение и вращения доработать... Но видно, что тренеры работают, фигуристки стараются, уныния конца нулевых на женских соревнованиях в ближайшие годы не предвидится.
Танцы остались под вечер. Обычно я танцы пропускаю, в последние годы это не самый мой любимый вид. Из текущих взрослых пар в России у меня фаворитов нет, а юниоры стремительно распадаются. За кого-то начать болеть по-настоящему я просто не успеваю.
Из тех пар, что выступили в "Мегаспорте", я хорошо знала Софью Тютюнину и Александра Шустицкого. Несколько лет назад они лихо обыгрывали ребят постарше, танцевали интересные программы и казались ну очень перспективными. А сейчас их догнали и перегнали пары младше и с меньшим опытом за плечами. Соня и Саша катались на этапе КР как старательные хорошисты: вроде бы чистенько и аккуратненько, но очень скучно и пресно. Соревнований они прошли много, участвовали в этапах ЮГП и даже на юношеские ОИ съездили, но как будто остановились в развитии.
То ли дело Ирина Хавронина и Дарио Чиризано - вот это пара-ураган! Ребра глубокие, дуги крутые, скорость бешеная, харизма через край. Мне порой за них было страшно, что улетят за борт с таким раскатом. Аналогичное могу сказать про Василису Кагановскую и Валерия Ангелопола. Ребята натурально зажгли! В целом, юниорский пьедестал получился классным. Ирина и Дарио выиграли за счёт ритм-танца. Всё-таки Алексей Горшков умеет классно ставить базовую технику танцорам.
Из не попавших на пьедестал хочу отметить Аню Румак с Глебом Гончаровым. Призеры детского ЛП совершенно не теряются в конкуренции с парами намного старше.
Пара Елизавета Шичина и Гордей Хубулов показалась мне какой-то внешней копией Софьи Шевченко и Игоря Ерёменко. Выкатились они на лёд перед ПТ, и я чуть не написала в заметках на телефоне: "ШЕ выступили на 2 этапах КР подряд". Потом осознала, что ШЕ уже не по юниорам, а по взрослым, и костюмы у них другие вообще-то, а эти ребята просто похожи слегка. У Сони пару сезонов назад было очень похожее платье. Будь это фигуристы группы Жук и Свинина, я бы подумала, что платье просто перешло по наследству. Но тренером Лизы и Гордея значится Жулин, а платье вроде бы вообще от Ксюши Конкиной. Но знаете, оно вполне может быть новым и персонально Лизиным, просто я уже запуталась в этих бесконечных однотипных нарядах цвета "бедра испуганной нимфы". Не понимаю, чем они всем так нравятся?
Неожиданно понравилась пара из Свердловской области - Ольга Воронина и Алексей Иванов. Костюмы интересные, музыка не с диска "The Best of...", даже сразу и не скажешь, что пара приехала издалека. А катались они под саундтрек к "Шерлоку Холмсу", в котором главную роль сыграл РДМ.
Что понравилось в целом на кубке России? Фигурное катание не умирает, несмотря на пандемию, кризис и прочие обстоятельства! Дети тренируются, хотят соревноваться, приезжают из разных городов, не боятся показать себя. Фигурное катание - это хоть и спорт, но с элементом шоу, где очень важна презентация и внешнее впечатление. Отрадно, что юниоры, выступая перед пустыми трибунами, выкладывались на полную катушку с точки зрения артистизма. Дети - это будущее, и в плане спорта оно видится вполне неплохим. Я не берусь судить глобально, делать далеко идущие выводы в наше нестабильное время лучше не стоит, но мне хочется верить, что с фигурным катанием у нас всё будет хорошо.
-
И вообще, юниорские старты наше всё!
Вы меня прямо заинтриговали с нарезкой Маскарада у Анисимова -- послушал. :) Да, занятно там все. В первой части этого вальса, скажем, два сходных по материалу предложения. Первое оставлено без изменений (0:29 - 1:05), а вот второе (1:06 - 1:22) порезано очень мощно. Собственно, уже по разнице в длительности этих предложений видно, насколько мощно: у Хачатуряна они, понятное дело, равны по продолжительности, а здесь получилось 37 сек первое и всего 17 второе. :) Убрали все, что можно было убрать. Две склейки, собственно, на 1:16 (убран повтор фразы) и особенно мощная на 1:18 (убран и повтор фразы и последующий кусок вплоть до заключительной фразы).
В музыкальном плане сами склейки сделаны не так уж плохо, плохо слишком уж музыка известна -- все слышно все равно. И при этом не очень понятен смысл: каскад, скажем, почему-то попал на стык двух фраз, то есть фразировка не особенно гладко прилажена к элементу (лучше было бы весь каскад поместить в конце первого предложения).
Дальше есть еще несколько склеек, особенно в репризе (при возвращении начального материала), но бросилась в уши главным образом первая часть.