Для Тутберидзе потеря тренера Розанова больнее, чем трансфер Трусовой. Именно он два года воспитывал суперюниорок
В группе Этери Тутберидзе кризис: ушла королева квадов Саша Трусова, за ней – перспективные сестры Жилины, а еще – Егор Рухин.
Переходы спортсменов – зачастую неприятно, но естественно. Как правильно заметила Татьяна Тарасова: Тутберидзе не останется без фигуристок. Вот почему главная потеря «Хрустального» в мае – тренер Сергей Розанов, тоже выбравший команду Евгения Плющенко.
За пару лет в лучшей группе фигурного катания он показал себя как разноплановый специалист, который ставит прыжки ультра-си и находит общий язык со спортсменами. Вероятно, массовый отток спортсменов из «Хрустального» отчасти связан и с решением Розанова.
В юниорах подружился с Глейхенгаузом. Тот и позвал его к Тутберидзе
Розанов – мастер спорта по фигурному катанию; но, как и все тренеры Тутберидзе-тим, больших титулов не завоевал. Результаты на взрослых чемпионатах России характерные: предпоследние место в 2006-м, последнее – в 2007-м. В те же годы Розанов выступал на юниорском первенстве страны, и там тоже получилось нездорово: 12-е и 16-е (снова предпоследнее) места. В протоколе первенства России-2007 намного легче найти хореографа группы Тутберидзе – Даниил Глейхенгауз тогда взял бронзу.
Еще фигуристами Даниил и Сергей сдружились, к их компании присоединился и будущий олимпийский чемпион Никита Кацалапов:
«Сергей Розанов, Даниил Глейхенгауз – я знаю их с детства, мы выступали вместе в одиночном, мы всю жизнь вместе. Я знаю их, знаю их спортивный характер, и мне кажется, что он идеально подходит (для группы Тутберидзе)», – рассказывал Кацалапов.
Когда представилась возможность помочь другу, Глейхенгауз ее использовал, позвав Розанова в команду – все случилось накануне Игр-2018.
«Это мой друг, которого я сам пригласил (предварительно спросив Этери Георгиевну) к нам работать. До этого Сергей занимался подкатками. И как все тренеры нашей группы он рос, получал знания, технику. И когда Сергей пришел к нам, мы также внедряли его в нашу систему и учили тому, что знаем сами».
Кто помогает Этери Тутберидзе: все ассистенты, теперь без Розанова
Соревновательную карьеру Розанов завершил вскоре после совершеннолетия. Но помимо подкаток, о которых рассказывал Глейхенгауз, работал в шоу Ильи Авербуха, выступал и за рубежом – у Хавьера Фернандеса; в свежей карточке тренера на сайте академии Плющенко говорится, что Розанов катался еще и у Тарасовой.
Ставил прыжки Косторной, Трусовой и Валиевой
В группе Тутберидзе новый специалист освоился быстро: в олимпийском сезоне рулевое трио Тутберидзе-Глейхенгауз-Дудаков сосредоточились на взрослых ученицах – Алине Загитовой и Евгении Медведевой.
А Розанов работал с юниорами и новисами (от 10 до 15 лет), которых в «Хрустальном» много.
Пока остальные специалисты ездили на международные турниры, Розанов тренировал фигуристов в Москве – и постепенно вырос в универсала. Это заслуга Тутберидзе, которая учит не только фигуристов, но и тренеров:
«Я и тренерской деятельностью занимаюсь, и постановками. Изначально я не работал с программами, но Этери Георгиевна сказала, что тренер должен быть универсальным – и программу уметь поставить, и со скольжением работать, и технику прыжков отрабатывать. Вот учит меня, как правильно все это делать», – объяснял Розанов.
31-летний специалист уделяет большое внимание прыжкам. До сезона-2017/18 в группе Тутберидзе четверные только зарождались – с первыми попытками Трусовой и Щербаковой. Спустя два года есть в арсенале многих: Камилы Валиевой, Софьи Акатьевой, Вероники Жилиной, Майи Хромых. Розанов вел самый «прыгучий» возраст: с 10 до 15 лет.
Какие проблемы Трусовой должен решить Плющенко, чтобы она не пожалела об уходе от Тутберидзе?
По словам Алены Косторной, благодаря Розанову она впервые пошла на тройной аксель.
«Если вспоминать самый первый раз, то это было после первого юниорского сезона, после чемпионата мира. Я пыталась учить четверные тулуп, сальхов на удочке. Потом Сергей Александрович предложил мне на удочке попробовать тройной аксель. Я не особо хотела, начала отнекиваться.
Два-три раза на тренировке я прыгнула, а к вечеру он мне сказал прыгать без страховки. Я удивилась, но решила попробовать. Первая попытка была кривая-косая, я упала. Тренер посоветовал мне зайти посильнее на прыжок, тогда все получится. Со второго раза действительно выехала. А на следующий день сняли на видео».
После перехода во взрослые Трусова, Косторная и Щербакова не прекратили тренировки с Сергеем.
И уже перед сезоном-2019/20 с помощью Розанова Косторная вернула козырь. После контрольных прокатов, когда все говорили о четверных Щербаковой и Трусовой, тренер предложил Алене триксель. И к началу сезона она подошла с прыжком ультра-си, который использовала и в короткой, и в произвольной.
Не ездил на большие турниры, хотя тренировал участников
Розанов играл ключевую роль в подготовке фигуристов в «Хрустальном», но всегда оставался в тени.
Большую часть времени юниоры работали именно с ним, но на чемпионате мира в Таллине рядом с победительницей Камилой Валиевой в кис-энд-крае сидели Тутберидзе, Глейхенгауз и Дудаков. Дарью Усачеву и Майю Хромых тоже встречали они.
Эту тенденцию заметила и Татьяна Мишина:
«Проходил юниорский чемпионат России, но его там не было, хотя именно он работал со всеми этими девочками. Были Тутберидзе и Глейхенгауз. Розанову наверняка хочется пробиваться, он почувствовал, что тренерство – это его, не хочется быть на вторых ролях».
И хотя Розанов работает почти со всеми фигуристами группы, в списках сборной России на сайте Министерства спорта его обозначили тренером лишь у Дарьи Усачевой, Вероники Жилиной и Арсения Федотова, а в прошлом сезоне – только у Софьи Акатьевой. При этом в документах ISU Розанов – тренер лидеров сезона: Трусовой и Косторной.
Важный аргумент в пользу академии Плющенко – возможность выйти из тени. Двукратный олимпийский чемпион пообещал Розанову отдельную группу:
«Сережа Розанов в моей академии будет полноценным тренером. Его никто не будет задвигать, он будет выходить на соревнованиях, вести свою группу вместе со мной. У Сережи своя группа и свои спортсмены. Какие? Позже расскажем».
Впрочем, Глейхенгауз считает, что никаких проблем у Розанова в команде Тутберидзе не было: «Сказать, что его что-то не устраивало, смешно».
По словам Тутберидзе, условия в команде равные для всех. Так что, возможно, роль сыграли именно амбиции Розанова, а не финансовый аспект, о котором говорил Александр Жулин: «Для меня сюрприз, что он ушел от Тутберидзе. Видимо, что-то происходит в их команде, я не знаю их подводных камней, чем это могло быть вызвано. Может, нехватка денежных средств сказалась».
Поблагодарил тренеров «Хрустального» после ухода к Плющенко
Помимо свежего взгляда и опыта работы с лучшими фигуристками мира у Розанова есть еще один козырь: он отлично ладит со спортсменами.
Сопровождал Алину Загитову на съемки.
Разучивал парные элементы с Сашей Трусовой.
Трусова даже отдельно благодарила Розанова после Финала Гран-при.
«Спасибо Сергею Александровичу, из Москвы он смотрел наши тренировки, прокаты, звонил и говорил про ошибки, поддерживал», – писала Саша в инстаграме после турнира, где с ней держались все основные тренеры группы.
Розанов создал себе положительный образ. Переход Трусовой и Розанова разбудил наше фигурное катание во время, когда нет ни спорта, ни даже полноценных тренировок. Хореограф Тутберидзе-тим Алексей Железняков пишет (а потом удаляет) один гневный пост за другим, Плющенко отвечает едкими комментариями.
Тутберидзе написала разочарованную речь. Все подписывались и отписались друг от друга в инстаграме.
А Розанов, выждав паузу, сделал красивый жест – поблагодарил каждого тренера, с которым работал в «Хрустальном»:
«Спасибо всем вам за то, что были рядом в сложные минуты, помогали, поддерживали словом и делом. Желаю вам оставаться таким же дружным коллективом и сплоченной командой. Я всегда с теплотой буду вспоминать нашу совместную работу».
Очень похоже, Трусова перешла к Плющенко за тренером, с которым у нее сложились хорошие отношения. В заявлении насчет перехода Саша высказалась о Розанове теплее, чем о ком-либо из штаба Тутберидзе: «Отдельное спасибо Сергею Розанову за его труд и веру в меня. Он мало говорит о себе, предпочитая дела, а не громкие слова, но без его кропотливой и честной работы не было бы моих достижений и побед. В решающий момент он подставил мне плечо, он мой надежный друг».
К тому же Розанов разделяет ее видение процесса: «Фигурное катание – прежде всего спорт, хореография, на мой взгляд, это второстепенное. Неспроста она стоит второй оценкой в таблице».
Может, Плющенко пока не раскрыл свой тренерский талант, но оформив трансфер Розанова, поступил как грамотный стратег и отличный менеджер.
Иронично, что благодаря именно этим качествам Этери Тутберидзе создала школу чемпионок.
Фото: instagram.com/gosu.coach; instagram.com/mihail_sharov; РИА Новости/Владимир Песня
Работал на подхвате у Дудакова, а расписали как про гениального тренера. Сказки для лохов.