7 мин.

Первый Евро без Медведевой и Загитовой за 4 года: что дала их эпоха фигурному катанию?

На Евро-2016 началось – и теперь благополучно закончилось. Или приостановилось.

В современном фигурном катании такие эпохи – 4 года. Роналду и Месси доминируют в футболе 12 лет, Александр Овечкин рвет НХЛ еще дольше. А здесь – бакалавриат. Дипломы выдали, на выпускном все напились – и поклялись встретиться завтра, чтобы не увидеться никогда. 

Праздник обмана и утраченного счастья – в течение 4 лет ни у кого не было свободной минутки, чтобы насладиться моментом. Только забег к неминуемому исходу – как в песне Battle Cry от Imagine Dragons: сделай или умри. Хотя честная версия этой установки и ее главный секрет в том, что нет там, конечно, никаких «или». Там «и». 

Оглядываясь назад, легко собрать коробку артефактов, которые взяли Медведева и Загитова от фигурного катания. Далеко не только медали, но и толпы фанатов, приглашение на инаугурацию Путина, рекламные контракты и хорошие гонорары в шоу (хотя последнее уже не точно, правда, «Хрустальный»?). Загитова еще получила квартиру. 

Но я предлагаю приоткрыть завесу вопроса, на который не хочется отвечать. А что, собственно, Медведева и Загитова дали фигурному катанию? 

Нет, я не о частностях вроде «из-за Алины запретили все прыжки во второй половине». И не о пафосе вроде «России – медали». Мне вообще не близка идея, что спортсмены дают медали странам. Очевидно же, что берут себе. И плевать – была страна под флагом или под санкциями.

Я скорее о том, что дали Медведева и Загитова спорту. 

Сложность? Ее дали именно они? Какая фигуристка до эпохи Медведевой и Загитовой выходила на лед с мыслью «откатать бы попроще»? Революция четверных началась позже. При этом ни у Жени, ни у Алины не было в наборе элемента ультра-си, какие много раньше были, например, у Мао Асады (на фото) или Мираи Нагасу.  

Игрушки-пищалки в штанах, трусы-тонги для удобства и скотч на коньках: фигурное катание, которое мы не видим

Элегантность? За 5 секунд вспоминаются минимум 5 девушек, лучше подходящих титулу «Мисс элегантность»: Липницкая, Голд, Костнер (на фото), Косторная, Вагнер. 

Музыку и программы? Тутберидзе и Глейхенгауз в деле на этом Евро, без Жени и Алины.

Так что же?

Медведева показала себя в январе 2016-го, обыграв Елену Радионову на Евро с падением в произвольной. Аккомпанемент – Татьяна Тарасова: «Жаль, что нашим девочкам не позволили соревноваться». 

Загитова два года спустя перевернула расклад перед Олимпиадой. Аккомпанемент – Татьяна Тарасова: «Пресса так старалась и так нагнетала эту встречу, что поела Жене нервы. Журналисты нанесли ей психологическую травму». 

Евро – Каннский кинофестиваль фигурки. Он открывает миру новых, подчеркивает дискурс, у него фетиш на социальную боль, поэтому турнир каждый раз так отчаянно хочет сделать заявление. 

В 2016-м Евро подчеркнул надбавки во второй половине и призвал всех усложнять программы. А в 2018-м провозгласил технику главным, что есть в женском катании. 

🎧 А кто же выиграет Евро без Жени и Алины? Обсуждаем в нашем подкасте!

В 2020-м Евро встал перед выбором:

• провозгласить, что техника – это важно, но мир хочет баланса (судить в пользу Косторной);

• развить мысль предыдущих лет и спеть гимн «ну наконец-то мы родили монстра» (судить в пользу Трусовой);

• воздержаться от каких-либо мнений (судить в пользу Щербаковой). 

У фигурного катания осталось все, что и было раньше – палитра стратегий и политик. У Косторной, Трусовой и Щербаковой есть ультра-си. У двоих из них есть каскад, которым прославилась Алина. У всех есть то, чего не было у Медведевой и Загитовой: квады, тройные аксели. Если расценивать их не в отдельности, сравнивая с Загитовой или Медведевой, а как единое целое, как эпоху вместо эпохи, можно легко прийти к выводу, который не даст уснуть. 

В 2020-м на Евро не могло быть ни Медведевой, ни Загитовой. 

Вне зависимости от состояния хворающего Жениного конька. У эпохи Медведевой-Загитовой нет ничего такого, что не способна дать фигурному катанию эпоха Трусовой-Щербаковой-Косторной.  

Выбрав Медведеву или Загитову в 2020-м, фигурное катание не заявило бы ничего. Все уже заявлено.

Мы всегда давали Алине и Жене скидку, как будто у них много времени впереди. Когда-нибудь Медведева сделает четверной сальхов, когда-нибудь Загитова вернется и освоит зрелое женское.

Загитова должна вернуться, но не к Тутберидзе. В системе Этери нет места кому-то, кроме подростков

Мы зачем-то обманываем себя, живя в этом отложенном будущем, в этой встрече «завтра» после выпускного, в этом «спишемся на выходных», в этой вечной прокрастинации, хотя давно пришли другие герои, другие смыслы и другое время. И все, с чем мы остаемся – лишь с мыслью, что мы не были готовы так рано отвечать на вопрос «А что они дали фигурному катанию?». 

У них должно было быть больше времени. 

Рафаэль Арутюнян сравнил на днях одноразовых чемпионок с одноразовыми стаканчиками для кофе и предложил ввести возрастной ценз. Тренер бросил вызов не русской системе подготовки, но течению времени. Как написал однажды Игорь Порошин «если время сильнее камней, тем более, оно сильнее чемпионов». Арутюнян хочет остановить время, потому что ему кажется, что оно стало быстрее. 

В каком-то смысле современный человек – лишь предмет на огромном конвейере. Все, что он в себе воспитывает, не уникально – дальше будут люди лучше, успешнее, богаче и экологичнее. Так же, как Трусова, Косторная и Щербакова – техничнее и выше по баллам.

Арутюнян даже не понял, что единственная альтернатива, которая у него есть сейчас – пить кофе не из картона, а из консервных банок. Потому что вместо одноразовых чемпионок могут быть только консервированные. Третьего не дано. Фарфор – лишь ностальгический фетиш.

«Мы не могли пробиться, потому что вокруг были стукачи». Супертренер в фигурке, которого упустила Россия

Карьеры Медведевой и Загитовой – культ спорта и краткосрочных побед. Так вышло, что фигурка и окружающий мир за эти четыре года превратились в бегущую планету, где нет места самовыражению. У них и не было шанса подарить фигурке новые смыслы. 

Как оказалось, можно либо дарить смыслы, либо побеждать. 

Смыслы дарили Ламбьель, Жубер, Костнер и Кван – в то время, когда можно было задуматься о том, что ты хочешь сказать прокатом. В 2020-м мы гадаем: пять квадов, три квада или два трикселя. Мы не гадаем – джаз или рок, темп или лирика. Это больше ничего не означает. 

Возможно, когда-нибудь девушки Тутберидзе не окажутся перед выбором «победы или смыслы», а органично впишутся в новую фигурку, которая сама не определилась, что ей важнее. 

Возможно, это очередная фантазия на завтра, но однажды кто-то из них победит одноразовое счастье. Ну знаете, в 18, 20, 22, 24, 26... 

Однажды кто-то из них обнаружит в себе то, что с уходом с карты фигурного катание исчезнет не только его имя и его толпа, а что-то гораздо большее. Художник, а не модель. Картина, а не фотография. Идея, а не хайлайт. Впечатление, а не титул. Искусство, а не спорт. 

Однажды «сделай и умри» исчезнет. Они сделают. И будут жить.

Телеграм-канал Кузнецова, который читают Ягудин, Глейхенгауз и еще 1000 человек

Подписывайтесь на телеграм-канал «Фигурное катание №1» прямо сейчас!

Фото: globallookpress.com/Yohei Osada/AFLO, Yusuke Nakanishi/AFLO, Raniero Corbelletti/AFLO, Naoki Nishimura/AFLO; РИА Новости/Александр Вильф