Загитова, Тутберидзе, Баюл: подобие олимпийских программ
90-е годы прошлого века, особенно их начало, были тяжелы. Многим было не до фигурного катания, и поэтому программы олимпийской чемпионки 1994-го года Осканы Баюл из независимой уже тогда Украины – помнят немногие.
Недавно я их пересмотрел и был ошарашен: короткая выглядит почти копией «Дон-Кихота» Загитовой. Вот только она была «чуть» пораньше, следовательно хореограф Глейхенгауз и Этери Георгиевна Тутберидзе, которые не знать о них не могли, держали Баюл в голове, конструируя в своем сознании проект своего светлого олимпийского будущего.
Это несколько странно, ибо на тот момент имела Этери Георгиевна непобедимую Женю Медведеву, возразите вы мне… И ошибетесь, поскольку олимпийская мечта, которой по факту Тутберидзе оказалась верна, зародилась в ней задолго до триумфальной Евгении. Википедия говорит следующее: на музыку к балету «Дон Кихот» ставили… Юлии Липницкой аж в 2009 году!
Копирую данные:
«Дон Кихот»
Людвиг Минкус
Хореограф-постановщик Николай Морозов, 2009-10
Вот когда вспыхнула мечта у будущего великого тренера… С Липницкой что-то не пошло, не зашло, и это тревожило упорную в достижении целей Этери Георгиевну.
Ну а затем все знают: совершенно неожиданно она вывела на роль фаворитки-примы в олимпийский сезон – юниорку Загитову с «Дон Кихотом» в постановке Глейхенгауза, выходца из балета, говоря кстати…
Нет, программа вышла достойная. Странные только методы достижения цели – сначала отъем у Медведевой «Январских звезд» Авербуха с конкурентоспособным тех-контентом и постановка Глейхенгаузом же для Медведевой – хорошей, ничего не скажешь. «Карениной», но – с контентом заведомо проигрышным, с прыжками пятилетней давности, расставленными в надоевшей судьям последовательности.
То есть как бы Медведеву разменяли ради Дона из солнечной Испании, которого Загитова шлифовала два года, тогда как больная, травмированная Медведева наспех меняла произвольные по ходу олимпийского сезона. Таким образом, с примой и флагманом отечественного катания – нехорошо вышло. Она была поставлена в заведомо худшие условия.
Но мечта тренера о Дон Кихоте и балете как таковом была чрезвычайно сильна – и зиждилась именно на впечатлении от маленькой 16-летней Оксаны Баюл, всех порвавшей в балетной пачке на олимпиаде 1994 года. Мало того, именно Баюл впервые в истории прыгнула каскад 3+3 «лутц—риттбергер», о котором после Ирины Слуцкой (2006 год) и забыли давно, ведь он мало приносил выигрыша по баллам, а был опасен, неудобен, чреват.
Но Загитова его вроде неплохо прыгала по юниорам. И вот этот каскад и балетную хореографию 1993-1994 годов – выдали наши руководители за совершенно новое слово в фигурном катании. А народу что скажи по зомбоящику – то он и скушает.
Смотрите довольно артистичную (кстати) Оксану Баюл и сравнивайте с Алиной Загитовой. КП первой очень похожа по методам постановки и по балетной униформе на ПП второй. Да и все четыре программы девушек, а также и показательный номер Баюл на ОИ-1994, имеют, так сказать, явный балетный уклон.
Смотрите, сравнивайте, делайте выводы. Вспоминайте давнишнюю олимпийскую чемпионку.
Оксана Баюл, Лилихаммер-1994, ОИ, короткая программа:
Алина Загитова, Пхенчан-2018, ОИ, произвольная программа:
Оксана Баюл, ОИ-1994, произвольная и показательная:
Алина Загитова, ОИ-2016, короткая программа: