Евгения Медведева: принцип веера
Одним из многочисленных новшеств, привнесенных талантом Жени Медведевой в женское фигурное катание, является построение ее победных произвольных и отчасти коротких программ – они ускорялись, усложнялись, эмоционально насыщались, становились более отчетливыми в обработке каждого движения и аккорда музыки именно ко второй половине, к концу. Ранее все мужские и женские произвольные в одиночном строились по противоположному принципу, исходя из физиологии человека, из банальной усталости мозга и организма.
А Медведева, начиная с первого же сезона, с «Мелодий белых ночей» в короткой и со «Слышу-не-слышу» в произвольной – имела такой психофизический и технический потенциал, что вначале намеренно себя сдерживала, атакуя в конце, перенося то все прыжки во вторую половину (короткая), то тройной каскад в самый конец (произвольная).
Но главное не техническое исполнение даже, у нее безупречное на 99% всегда, а именно чувственное переживание программы, передаваемое зрителю с мощным посылом через движение и выразительную мимику, глаза.
Известно, что лучшие песни, музыка строятся именно по алгоритму нарастания высоты и амплитудных перепадов звуков к концу, ко второй половине припева, часто вообще не вешается заключительный понижающий аккорд. А иногда в последнем куплете повышается общий строй музыки (меняется тональность), или даже это происходит от куплета к куплету.
Авербух, великий хореограф, это очень хорошо знает – но материал для своей полноценной работы получил только в лице Медведевой, осознав ее возможности, которых не было у других, да и сейчас нет.
Он использовал нарастание драматизма музыки и, соответственно, хореографического напряжения к концу. Хоть и с самого начала, в обеих его победных произвольных, Медведева заступает в роль отнюдь не расслабленно. Но синусоидальными перепадами энергии (чтобы не звучать на «одной ноте») она все равно убыстряет ритм и темп к концу, тогда как все фигуристки до нее либо намеренно это ослабляли, либо просто уставали и лепили ошибки.
Этот принцип, кстати, именно волнообразного нарастания темпа, присутствует и в нынешней произвольной Медведевой – «Гейше», поставленной хореографом Ше-Линн Бурн. Там это особо отчетливо видно. Прошлогодняя же «Танго свободы» не выполняла по ряду причин задачу нарастания психофизической нагрузки – почти четверть времени, именно участка «танго», происходила дорожка, да, эмоциональная, да, сложная, но все-таки был заметен акцент на выполнение всех весомых технических элементов в первой половине программы, пока не настигнет усталость. И это объяснимо: Медведева прямо в процессе сезона продолжала восстановление от травм ноги и спины.
Посмотрим на примере «Слышу-не-слышу», на бостонском чемпионате мира, этот «принцип веера», когда эмоции и техническая точность, и даже сложность нарастают волнообразно к концу программы, как бы раскрываясь веером вширь, потрясая зрителей и судей. Многие считают это выступление – вообще лучшим произвольным прокатом в женском одиночном катании за всю историю.
Обращаем внимание на живые слова комментаторов: