Трусова превращает фигурку в набор трюков: у нее лучшие прыжки, но катание сильно переоценено
Кузнецов – о том, что никакой талант не бывает абсолютным.
Люди, наверное, еще не придумали более нелепую установку, чем «талантливый человек талантлив во всем». Гений, как правило, знает границы своего таланта. Эта установка – для аудитории.
Обожание, в отличие от таланта, не бывает фрагментарным. Оно абсолютно. Современное фигурное катание – воплощение идеи тоталитарного обожания. Оно создает не спортсменов, а идолов.
Александра Трусова.
Вероятно, в последние недели вы особенно часто слышите это имя. 15-летняя фигуристка из группы Тутберидзе нажала красную кнопку в ядерном чемоданчике женских возможностей и стала первой девушкой с тремя четверными прыжками в произвольной. Под бомбардировки попали два рекорда Медведевой из 2017-го: больше 160 за произвольную и под 240 по сумме. Не устояла и пара актуальных рекордов Загитовой (158+ и 238+ баллов соответственно), установленных уже после изменения системы оценок.

Кому выгодны новые правила в фигурке? Теперь прыжки судят не так строго
У Трусовой есть все, чтобы влюбить в себя миллионы: милая мимика, длинные волосы, сходство с Рапунцель. Яркое проявление не свойственных возрасту и статусу способностей превращает любого ребенка в божество.
Бесспорно, Саша – чудо. Ее четверные – прекрасны. Давайте закрепим эти два тезиса и периодически будем к ним возвращаться.
А теперь настало время (когда, если не в первый взрослый сезон) поговорить серьезно: что за фигуристка Александра Трусова и где ее место в женской фигурке?
Вероятно, вы прочитаете еще не одну тысячу символов за эти несколько лет – о том, почему квадов Трусовой достаточно, чтобы считать ее абсолютным гением. Но гений она только в четверных.
Фигурное катание не заканчивается на них и вообще на прыжках. Остаются вращения, дорожки шагов, связки, владение коньком, перфоманс, композиция, построение программы, передача музыки и образа. Это неполный список элементов, которые подлежат оценке по судейской системе ISU. И на которые ISU вместе с нашей федерацией в отношении Трусовой, кажется, закрывает глаза.
Всего несколько эпизодов.
Например, произвольная программа Саши в финале юниорского Гран-при-2018.
На этом примере прекрасно видно, во что превращается катание Трусовой, когда у нее не получаются квады. Идем по порядку.
• заход на неудачный квад-лутц

Пересчитайте шаги – их 13. 13! Причем это не объемные движения, где одного толчка ноги хватает, чтобы пролететь треть катка, а просто мелкие шаги вперед. Когда спортсмен семенит при заходе на прыжок, это первый признак откровенно неважного качества скольжения.
Здесь должны страдать и надбавки к прыжку (GOE), и оценка за skating skills. Сравните этот заход Трусовой, например, со скользящей подготовкой Алены Косторной на каскад лутц-тулуп-тулуп (объемные движения, 6 шагов спиной, покрывающие путь от борта до борта, два оборота вокруг своей оси, минимум движений ногами). Понятно, что это не квад, но для оценки количества оборотов у нас есть базовая стоимость прыжка.
Обратите внимание, выезда нет. Трусова приземляет прыжок статично и выходит из него пятью шагами. И снова GOE, skating skills (частично – композиция) страдают.
Посмотрите на почти образцовый лутц-риттбергер в исполнении Алины Загитовой – гладкий, акцентированный выезд с моментальным переходом во вращение, с ускорением темпа – и все это по направлению спиной, на одной правой ноге.
• вращение

Максимально на «отвалите»: плохой темп, ноль эмоций – я сделала элемент, несите следующий. Кто забыл – вращения Юлии Липницкой – для сравнения.
Такие детали можно найти почти в каждой программе Трусовой.
Вот каскад в произвольной чемпионата России – опять нет выезда, опять выход пешком.
С лутцем-риттбергером история чуть лучше, чем в финале Гран-при: выезд есть, но пешком, 5-6 шагами.
От программ Трусовой порой впечатление одного бесконечного захода на следующий прыжок. Ясно, что квады требуют экстра-концентрации и подготовки, но фигурное катание – это ведь не спорт Елены Исинбаевой (разбег – прыжок – золото).
Мемориал Непелы: опять 13 скучнейших шагов при заходе на лутц.
Из-за выбора музыки и платья Саша смотрится намного эстетичнее, чем в прошлогодней произвольной. Но программа опять напоминает не целостную историю, а набор элементов, расставленных друг за другом. Попытки эмоциональной отдачи присутствуют разве что в паузах – руки к вискам, удивление. Едем дальше.
От борта до борта.
Прошлогодние еще юниорские программы Трусовой вообще жили отдельно от музыки, в этом году ситуация чуть лучше. Однако геометрия движений по льду – напрягающая. Посмотрите ее программу, фокусируясь только на маршруте движения. А потом посмотрите, например, на Кейтлин Осмонд. Там же, кстати, понаблюдайте за скольжением, заходами, выездом и пролетами на прыжках.
При гениальности Сашиных квадов, ее тройные по сравнению с лучшими образцами мировой фигурки XXI века – так себе. Вот заход на каскад тройной флип-тройной тулуп той же Кейтлин Осмонд – обращаем внимание на заходы и выходы.
А вот тройной флип Саши Трусовой.
Понятно, что в разное время и в разных программах. Но опять же, это оценивается отдельно. Речь не о том, что Трусова – плохая. Речь о том, насколько Трусова идеальна.
Произвольный прокат на мемориале Непелы – вынос наших мещанских представлений о женской технике. Впечатленный японский арбитр сделал то, что современное катание последовательно делает с супертехнарями – ставит им золотые памятники. Наш друг из восточной страны поставил Трусовой 9 за skating skills, 8.75 за performance и 8.50 за интерпретацию.
Три «9» за skating skills получила, к примеру, Каролина Костнер вот за этот прокат произвольной на Евро-2017. Оценки же за представление и интерпретацию в японской версии обошли чемпионскую произвольную Елизаветы Туктамышевой на ЧМ-2015.
Кроме того, японец поставил Трусовой «10» за вокал и вручил премию «Оскар» за лучшую роль второго плана в фильме «Бердмэн». Ладно, этого он не делал. Но впереди сезон; и так много судей, у которых много возможностей!

Каждый опытный зритель подсознательно понимает, что 65+ за компоненты в произвольной для Трусовой – не предел. За произвольную на Непеле она получила компонентами всего на балл меньше, чем Туктамышева за произвольную финала Гран-при-2018. Вероятно, к середине сезона оценка вырастет до 70-72, а то и 75 баллов. Надбавки к прыжкам (к любым) – тоже. Так устроена система: она готова награждать спортсменов топ-стран с одним удивительным навыком статуэтками за все. А если это еще и новое лицо...
И правда, что за беспредел, почему Трусовой до сих пор не воздвигли памятник? Уже месяц как она во взрослых. Вы вообще болеете за Россию?
Я не хочу обидеть Трусову. Я всего лишь за то, чтобы не превращать такой многогранный спорт во что-то очень однозначное. Во что-то вроде «вот вам 7 минут ходьбы по льду, но на 1:32 вы увидите фокус, потом можете перемотать до 1:57, там снова будет фокус. Да здравствует чемпион мира – по бальным танцам, хоккею и обладатель Букера – одним словом, гений».
Если мы так подчеркиваем преимущество Саши над другими спортсменками по прыжкам, почему оценки за прыжки эхом отражаются на остальном? Давайте разрешим женщинам прыгать четверные в короткой. Давайте повысим стоимость четверных или вернем возможность прыгать все во второй половине программы.
Но перестаньте ставить компоненты с катарактой в глазах!
Очевидно, что сейчас Трусова уступает по качеству катания Загитовой, Косторной, Туктамышевой, Константиновой и даже Самодуровой. И уступает сильнее, чем это отражается в оценках. По перфомансу она заметно слабее Щербаковой.

Каждый раз, когда в протоколах Трусовой за компоненты появляются девятки, это не удар по прыжкам Трусовой. Прыжки у нее никто не отнимет. Ее лучшая произвольная уже на 13 баллов превзошла лучшую произвольную в карьере Ю-На Ким и на 21 балл – лучшую произвольной Костнер. Это циничный удар по другим фигуристкам, которые потратили часы тренировок на что-то другое.
Это удар по их возможности отыграться чем-то другим. Смысл фигурного катания в том, что каждый может взять своим, а не один – всем.
Первое большое интервью Саши Трусовой – о прыжках в 5 оборотов, книгах и пельменях
Хавьер Фернандес в 2017-м вопрошал: «Я все время трачу на скольжение, и когда кто-то, который делает так много квадов, но не имеет навыков скольжения, также получает высокие компоненты, я думаю: «Зачем я тратил время? Мне следовало сосредоточиться на прыжках, а не на катании?».
Этот вопрос был, в первую очередь, адресован арбитрам, которые набивали девятки и десятки в компоненты протоколов Нэйтану Чену. Шок от шести квадов в произвольной был настолько силен, что судьи выкинули примерно половину соревновательных элементов.
Талантливый человек не талантлив во всем – за каждым талантом скрывается недостаток. А за каждым недостатком – талант. Иногда недостаток и талант напрямую связаны. Трумен Капоте не закончил школу. Курт Кобэйн не стал математиком. Билл Гейтс был двоечником.
Слепив из спортсменов идолов, вы превращаете их в фейк. В двухчасовой речи достаточно сказать два слова неправды – и ты будешь лжецом. Подтягивая Трусовой оценки там, где их нет, ее лишают того, с чем она пришла в этот спорт. И это – самое страшное.

А пришла она с историей. Она принесла ее в ногах, в теле, в голове, в генах, в мускулах, в глазах. Она пришла, чтобы сделать революцию в прыжках. Это то гениальное, что она принесла в этот мир. Это ее «Завтрак у Тиффани», ее «Нирвана» и ее «Майкрософт». Не отнимайте у нее это. Не превращайте ее в девочку, которая творила историю. В ту, чьи победы нуждаются в объяснениях.
Возможно, однажды Трусова станет великой катальщицей. Возможно, наступит время писать тексты с призывом заметить ее скольжение. Ведь скольжение – такие же часы, как и квады.
Но сейчас – оставьте ее гением квадов. Оставьте ее настоящей. Оставьте настоящей Косторную, Щербакову и даже Загитову. Дайте им расти. Дайте им соревноваться талантами. Не превращайте их в богов.
Александра Трусова – главный фаворит сезона. Чтобы понять, насколько это правильно, посмотрите как-нибудь ее прокат, представив, что в нем нет ни одного прыжка.
Она еще слишком молода, чтобы быть ненастоящей.
Теперь все смотрят фигурку: пора разобраться в акселях, тулупах и флипах
Телеграм-канал Ивана Кузнецова, где есть не только квады Трусовой
Фото: instagram.com/sylva_photography; instagram.com/avtrusova; РИА Новости/Владимир Песня
Автор не понимает зачем Трусова делает шаги перед прыжком и почему несется после прыжка, а не показывает выезд. Не понимает того, что для 4го нужен больший разгон, чем для тройного. И что компоненты берутся не только из скейтинг скилл.
Статья при этом не имея положительного рейтинга радостно висит на главной раздела. Тьфу на вас, дорогой спорт вместе с вашими недорогими авторами.
Кстати, сравнивать Трусову с Туктамышевой - вообще лол, так как у Туктамышевой заходы на прыжки (даже тройные) - вообще через весь каток.
Странно что никто не возмущается кстати заходами на квады мужчин. Ну и если бы автор хоть чуть чуть разбирался бы в шагах, то он бы заметил, что даже перед первым лутцем преиведенным в статье, есть т.н. усложняющие шаги перед прыжком.
Но зачем такие мелочи замечать в проплаченном опусе, рассчитаном на дурачков.
В прошлом году все Алину клевали, какая она вся не такая кривая, теперь за следующую жертву взялись. Ироды. Только у нас такое возможно.
Алису с ее фейковыми прыгами амеры облизывают как могут, а у нас Саша вся не такая... артистизму и шагов им мало..
Как же за вас стыдно...👎
И сколько можно писать "Фигурка"... хотя уровень статеек прекрасно передаёт это убогое сокращение.
Во-первых, вращения у Трусовой замечательные, где выполняются все уровни и на все +5 гое все сделано. Вы, автор, хоть понимаете что несете? У той же Костнер Каролины вращения были достаточно слабыми и медленными. Трусова делает все сложные и необычные позиции, причём на большой скорости, там придраться не к чему.
Так что как минимум Трусова - это вращения + прыжки.
Во-вторых, шаги перед прыжком тут оцениваются только перед квадолутцем. Перед 4Т она делает более сложный и короткий заход, перед остальными оставшимися прыжками ещё сложнее, там и спирали и кантиливер. Теперь обратим внимание на Юну Ким, Мао, и многих других фигуристов того времени, которые перед первыми комбинациями не делали вообще ничего кроме беговых. Юна кстати всегда делала 6 беговых, посмотреть на Коари, которая делает 2-3 разница феноменальная.
И по скейтинг скиллз Трусова улучшилась заметно по сравнению с прошлым сезоном.
В общем, статья полный шлак :) вырезается только 1 более долгий заход и ставится вывод что мол все, все остальное так же. Отличное вращение нужно обязательно сравнить с Юлей, как насчёт того, чтобы просто объективно посчитать сколько баллов оно заслуживает? А заслуживает лвл4, гое +5. Но автор это просто игнорирует.
Да, Саша всегда накатывает дорожки на четвертый уровень, в падениях с дорожек не замечена. Вращения - всегда на четвертый уровень, в отличии от "великих катальщиц". Интерпретация? Это не хлопанье глазками и шлепанье губками под лирику, проблем у Саши с этим нет. Скольжение? У тех, кто делает сложные прыжки, нет проблем со скольжением, как бы любители зрелого не пытались доказать обратное.
К слову, где сложные заходы на триксель у Кихиры? У Лью? И кто из дев прыгает квад с чоктау и сложным выездом (та самая подпрыжка на сольном 4Т в ПП у Саши), лутц-ритт с кантилевера?
Цинизм - это когда очередной велиикой катальщице моргают ошибки и тянут на бронзу с кучей срывов и перекосом в сторону компонентов на 25 баллов.
Саше не нужно одобрение таких авторов, не нужно признание экспертов, ей не нужны даже компоненты!
Мне приятнее и интереснее смотреть на мировой рекорд заработанный четверными и сложнейшей программой, чем открытыми ртами и каскадами с флипком...
Всем болельщикам Саши желаю спокойствия, потому что такое Г про «робота» и «трюкачку» будет литься ещё очень долго. Нужно просто это пережить, как пережили болельщики Алины смешные высказывания про «однодневку» и «воровку золотой медали»!