10 мин.

Как правильно определять недокруты или ответ на статью El Gran Capitan

Для начала советую ознакомиться с оригинальной статьёй:

https://www.sports.ru/tribuna/blogs/ontheice/2574239.html

Прочитали? Да, она типично хейтерская уже с первых слов, но приводимые примеры настолько удобны для иллюстрации распространённых заблуждений в технике определения недокрутов, что советую всё таки потерпеть весь этот негатив. А теперь пойдём по ключевым пунктам:

1) Плоское ребро, в протоколе должен стоять знак "!" или "е" (так как плоскость - не есть внешнее ребро)

Смотрим внимательнее.Видите как нога у Ани изгибается? В таких вещах всегда только конёк важен, а не вся нога. Да, ребро очень неглубокое - но оно всё равно внешнее. 

2) Специально для любителей покричать что-то где-то услышенное про технику Алисы Лю, реальный отрыв Щербаковой: 

Сравниваем с моментом отталкивания, преротация приблизительно половина оборота. 

Я оспорю этот момент. Берусь утверждать что здесь она уже в воздухе. Качество видео в 25 кадров в секунду не позволяет определить точный момент отрыва. Поэтому я использую этот кадр непосредственно перед отрывом:

Стрелочкой обозначено направление прыжка.

Дальнейший бред про преротацию смело пропускаем. Преротация тех панелями никак не судится, более того по механике прыжков прыгать без преротации НЕВОЗМОЖНО. И любой прыжок в n кол во оборотов на самом деле имеет от n-0,5 до почти n-1 кол во оборотов в воздухе. И судьи это знают. Так или иначе для определения недокрута преротация не имеет никакого значения и никак не используется в этом тех панелями. Там важен только момент приземления.

Приземление:

Это уже, замечу, всё ребро на льду, а бригада может брать и по касанию зубцами.

Если бы автор внимательно следил за карьерой Ани - то давно бы знал что она отличается специфической манерой приземления прыжков. А именно - в отличие от Лю или Мияхары, любящим приземляться на зубец - она обычно приземляется сразу на всё лезвие.

 Траектория выезда:

Чудовищный недокрут, не меньше 150 градусов, т.е. около полуоборота.

Можно ставить и две галки, но даже одна уже решает вопрос первого места в пользу Туктамышевой.

А вот и пошла самая жирная манипуляция. Какое отношение к определению докрута имеет ДУГА ВЫЕЗДА? Правильно, никакого. Многие фигуристы вообще после прыжка едут в противоположную прыжку сторону - это же не значит что они прыгали назад? )) Более того, нас вообще не должно интересовать что происходит ПОСЛЕ приземления, в какую сторону дальше едет фигурист. Нас интересует только сколько оборотов украл фигурист в воздухе - то есть только то, что происходит между отрывом конька и приземлением. Всё. 

Отношение к докруту имеет только направление прыжка. А направление там идёт к бортику -очень удобно размещена надпись на нём. Если сопоставить момент отрыва и приземления - видно что прыжок шёл в направлении между буквами l и a в надписи icelab. Это даже в другую сторону чем дуга выезда - в итоге, это примерно 70 градусов недокрута. Например вот:

Прямой стрелочкой обозначено направление прыжка. Другой линией обозначено направление лезвия конька на приземлении - УГОЛ этой линии по отношению к линии направления прыжка и есть градус недокрута. Как видите тут он менее 90. Кривой линией на льду обозначена дальнейшая дуга выезда.

И вот на основе этой манипуляции такие вот апологеты чистых прыжков часто стремятся и по две галки на прыжок навешать - только потому что возомнили будто бы докрут прыжка определяется по дуге выезда. А она начинается только после вынесения ноги назад - до этого якобы идёт докрут на льду. Впрочем на вопрос как определять докрут если фигурист упал в момент касания льда и выхода из группировки - и дуга выезда попросту отсутствует - они обычно теряются и не знают что ответить )

На самом деле прыгает она в бортик, тело летит в воздухе в бортик, если попереключаться между двумя картинками - чётко видно что от момента отрыва до момента приземления она смещается ВПРАВО - а у автора статьи она прыгает ВЛЕВО ))

Есть широко распространённое заблуждение, что направление прыжка определяется либо по положению конька в момент толчка или отрыва (что полный бред, т.к. у всех разная преротация и ребёрные с зубцовыми тоже по разному прыгаются - а это всё меняет положение стопы у каждого по своему), либо по направлению конька опорной ноги  когда фигурист отвёл ногу назад выходя на дугу выезда (что такой же бред, потому что на приземлении фигуриста может развернуть как угодно, я уже не говорю о падениях или приземлении в остановку). Другое заблуждение это то, что прыжки прыгаются по дуге. Это правда только для захода на прыжок и выхода из него на льду. Когда тело в воздухе - оно всегда летит по прямой. Это и есть настоящее направление прыжка. Почему оно настоящее? Потому что для докрута важно только кол во оборотов в воздухе. Каким образом на кол во оборотов в воздухе повлияет то, какие дуги фигурист будет выписывать на льду? Интересно только положение конька на приземлении по отношении к линии полёта. А дальше пускай хоть в твиззлы уходит - к прыжку это уже не имеет отношения. 

Как тогда направление определять? Очень просто - видим две точки - отрыва и приземления - и проводим между ними линию. Всё.

Идем далее по другим опусам автора.В каскаде флутц-тулуп последний докручен на льду.

Это не флутц, а там да - плоское ребро.Тем не менее одно плоское ребро не убрало бы разницу в 4 балла между Аней и Лизой. Что касается недокрута. Момент отрыва:

Момент приземления:

Как видите - близко, но недокрута нет. Потому что направление прыжка под небольшим углом к бортику (это видно если смотреть на вертикальное смещение конька относительно жёлтой полоски на бортике), а приземляется перпендикулярно бортику - соответственно угол острый.

сальхов откровенно недокручен

Думаю, по картинкам тут всё понятно.Угол острейший, недокрута нет. И кстати великолепная иллюстрация ущербности метода определения направления прыжка по дуге выезда - так как выезжает она с сальхова прямо в противоположную сторону от направления прыжка, так как её разворачивает на выезде.

Видео использовалось вот это:

Все эти прыжки вы можете проверить самостоятельно - время в ролике на скринах видно. Используйте замедление 0,25 в youtube. 

К сожалению определить направление прыжка в некоторых углах камеры бывает очень сложно - в этом случае приходится судить по менее надёжным методам типа запятых на льду (а многие тех бригады только так и судят). Проблема в этом методе в том, что он не работает на падениях и при плохом приземлении (с кучей снега) и резкой смене направления выезда (например у бортика) - большая вероятность что поставят ложный недокрут.

Надеюсь материал был полезен.

P.S.: всем критикам вышеизложенного способа определения докрутов:

проведите небольшой эксперимент (можно считать это альтернативным методом). Посчитайте кол во оборотов в воздухе Щербаковой на 4Lz (первые полоборота на льду тоже засчитывайте как в воздухе - потому что преротация судьями никак не наказывается и учитывается в докрут прыжка - а нас интересует официальная правомерность судей по сложившейся практике поставить там галку) на замедлении (считайте по носку конька - с момента как он смотрит на вас - до момента как он снова смотрит на вас - один оборот). От 4 отнимите получившуюся цифру. Вот этот результат и есть её недокрут. Если эта цифра с моим методом совпадает (то есть меньше 0,25) - значит мой метод правильный ;)

Какая там сложившаяся практика определения недокрутов у судейских панелей - уже другой вопрос.

 P.P.S.: по просьбам читателей добавил разбор четверного лутца Лю с недокрутом - который техническая панель не поставила. Как иллюстрация как будут выглядеть недокруты в этом методе и как нельзя полагаться на тех. панель.

Начальная фаза прыжка

Момент отрыва:

Тут многое можно сказать про преротацию - но не буду, т.к. к судейской практике это не имеет никакого отношения. Главное тут другое - фиксируем точку отрыва. Видите отражение буквы E на льду от надписи Lotte на бортике? А также серое пятно на льду левее точки отрыва? Запомните расстояние от этих двух ориентиров - точка отрыва правее серого пятна и посередине и ниже буквы E, отражённой на льду.

Приземление:

Находим на приземлении точку отрыва (правее серого пятна и под буквой E), рисуем линию до точки приземления. Это и есть направление прыжка. Рисуем линию под лезвие конька на касании. Опя, тут явно больше 90 градусов. Что это значит? Правильно. Недокрут.

Ну и на последок пару скринов с дугой выезда. Я вообще не понимаю, какое она отношение имеет к определению докрута прыжка - но оппоненты настаивают что это важно. Так что пусть будет:

Также нужно понимать, что всей этой громоздкой методики определения точки отрыва и приземления совершенно не нужно чтобы увидеть недокрут самому. Направление прыжка очевидно на замедлении в большинстве случаев по перемещению тени на льду. Но вот если кому то что то надо доказывать статичными скринами - приходится запоминать пятна на льду и буквы на бортах )) А то ведь обвинят что не там точку поставил и линию не туда прочертил )

Скрины использованы из этого видео:

Каждый это может проверить сам, в замедлении. Тайм коды видны на скринах.