6 мин.

Евгения Медведева и Илья Авербух: превзошедшие время

Дебют программы "Прощание с детством" Евгении Медведевой, 2016 год, осень:

 

– Это практически премьера, это дебют этой короткой программы на большом льду. Потому что в нынешнем сезоне Евгения только первый раз катает короткую в соревновательном режиме. И так же, как ее программа на Скейт Америка прошлого года, покорила, заворожила и буквально пронзила энергетикой сквозь океан и телевизионные экраны, – сейчас очень схожее ощущение я испытал, как и год назад. А вот мало кто может настолько энергетически сильно передавать это напряжение в зал. Жене это под силу, Женя на это способна и в очередной раз она показала, что она может творить самые настоящие чудеса на льду… (Александр Гришин)

– Классная программа, очень это было круто. Я действительно прямо засмотрелся и я считаю, что такие программы надо всегда давать зрителю посмотреть целиком, потому что был сюжет, всем понятный, который она пронесла в течение всей программы. И мы видели, как менялась музыка, менялся характер хореографии, фактически ее настроение. Это очень здорово. Женя одна из немногих, кто делает такие программы в современном фигурном катании, которые держат в напряжении и хочется их смотреть и смотреть. (Федор Климов)

  

Короткая программа Евгении Медведевой сезона 2016/2017 в какой-то мере оказалась в тени остальных трех соревновательных программ ее триумфальных лет. И даже несколько запропала и за «Каренину» и за «Шопена» олимпийского сезона.

Между тем она обратила на себя внимание новаторством в свое время и о ней с любопытством говорили.

Здесь впервые хореограф Илья Авербух испробовал с фигуристкой свой конек именно на короткой программе, где важны больше элементы и их чистота.

Он не побоялся ввести сюда пантомиму и развивающуюся драматическую историю. Ведь можно было запутаться в сложных нюансах и запороть оценки. Не побоялись.

Надо сказать, что в этом тандеме нашли себя две творческие креативные личности, поэты, мыслящие образами – Медведева и Авербух. Для юной фигуристки это была большая удача. Но с другой стороны, ведь она недаром заинтересовала занятого бизнес- и шоу-мена Авербуха: он разглядел в Евгении нечто нетривиальное и поверил в нее. Имя хореографа на карте, это в большом спорте немало.

Так вот, уже первая их совместная работа совершила фурор, произвольная «слышу-не-слышу» прошлого сезона.

И вот теперь хореограф действовал еще смелее, рискнул внедрить историю и пантомиму, которые больше самой музыки, в опасную КП. Для меня, честно, музыка не знакома была. Корифеи ФК и меломаны, возможно, ее знали и она накатана прежде. Так всегда водится в этом спорте, мало кто решается брать совсем новое. Но это не мировые шлягеры точно, поэтому музыка сразу отошла в тень и мы смотрели, что же Медведева такое хочет сказать на льду.

 «River Flows in You»

Yiruma

«The Winter»

Balmorhea

хореограф-постановщик Илья Авербух

 

Программу назвали «Прощание  с детством».

Вроде впервые в истории ФК в начале программы звучит голос за кадром самой фигуристки: «Спасибо!». А потом она прыгает на скакалке и изображает беззаботность где-то до половины программы.

Драматизм исподволь нарастает, происходит изменение эмоций, усиливающееся сменой и музыки, темп убыстряется, повисает некое напряжение и в лице Медведевой, и в движениях. Тем более что надо делать прыжки, подошла вторая половина программы.

И здесь происходит первая главная особенность, новаторство триумфальных лет, назовем это так: у Медведевой все четыре программы были построены по принципу нарастания и внутреннего драматизма, и темпа, и ритмики музыки, и усиления акцентов аккордов.

Причем она во второй половине еще тщательнее обрабатывала все аккорды и ударные ноты руками, телом, мимикой, делала все еще быстрее и четче, чище. И начинала прыгать сгущение прыжков без устали и видимого напряжения. И прыжки – в отличие от той же Загитовой затем в «Дон Кихоте» – не выглядели чем-то отдельным, главенствующим, их иногда вообще не замечаешь, они легки и как бы второстепенны.

Так вот, во второй половине, когда буквально все фигуристки устают и начинают размывать движения, ошибаться, а то и падать – Медведева еще более усиливает яркость и четкость движений, работа лица просто феноменальная, выразительный рот едва уловимыми изменениями губ обыгрывает важную пантомиму. Меняется блеск глаз, лицо иногда к концу делается даже намного старше.

Журанков и Бойчук, комментаторы «Евроспорта» поражались, что катается 17-летняя прима, взрослый человек, тогда как до нее катались 17-18 летние дети.

Под роликом дебюта программы в Канаде я привел слова Александра Гришина и Федора Климова – комментаторов «Мат-ТВ» из Канады, с этапа Гран-при.

Они, памятуя прошлый сезон, уже ждали от Медведевой безупречности и даже шага вперед. А как сложно делать этот шаг, оправдывая ожидания сотен тысяч болельщиков, мы знаем очень прекрасно. Пресловутый сезон Загитовой после ОИ – яркое(тусклое) тому подтверждение. От тебя ждут – а ты не можешь. Твой потолок и пик прошли и ушли.

Медведева же, изменяясь и оформляясь фигурой на глазах, ничуть не утрачивала скорости, устойчивости на ногах, резкости, четкости. Фигура отнюдь уже не тростиночка, это не обычная, не стандартная фигура маленькой балерины, а своя уникальная, плотно влитая в лед, на котором она держится увереннее, чем на земле. Но одновременно и невесомая…

И чем больше смотришь ролик этой короткой Авербуха, тем более поражаешься небанальности, новизне, нестандартности телодвижений, в, казалось бы, зажатой ситуации обязательных элементов КП. Так никто до нее не двигался, это новатор, она никогда не впадает в стандарты. И не с чем и не с кем сравнивать, разве что с тем, что любой человек двигает ногами-руками и периодически открывает рот.

Спектакль, о котором хочется думать, пересматривать, размышлять, слышать мнение специалистов.

Не в обиду Юлии Липницкой, но соглашусь с Еленой Родиной, что ее забыли буквально за год, то есть прошел олимпийский психоз без следа, как только Этери Георгиевна поменяла свою фаворитку.

И вспомнить лично мне почти нечего, кроме красного пальто и детского, ошарашенного происходящим милого лица Юлии. Но тогда, в момент олимпиады – действовал этот соревновательный флер.  СМИ трещали о девушке в красном пальто, мы восторгались.

Прошло 5,5 лет с момента Сочи – вот только «пальто» у меня и осталось в памяти. Как, впрочем, и Плющенко – только его яростный заход через весь каток на четверной. Что он катал, какую идею хотел изобразить, где высокий пафос программы – не вспоминается ничего. А вот через 4 года хочется смотреть постоянно «Мелодии белой ночи» Медведевой. Как и слушать шедевры «АВВА» или песню «Отель Калифорния».

Это и есть отличие большого искусства в спорте от просто спорта. На десятилетия впечатляется в память.