4 мин.

Чем школа Орсера превосходит методику Тутберидзе

Школа Орсера вряд ли чем-то особенно превосходит методику Тутберидзе в «Хрустальном», кроме одного явного момента: она человечнее.

То есть спортсмена на заставляют вкалывать на износ, покрикивая, понукая. А тренер выступает больше как товарищ, советчик. Причем за твои же деньги.

Все фигуристы «Крикет-клуба» вполне обычные, не хватающие никаких звезд с недостижимого неба. Кроме гения Ханю, больших талантов Фернандеса и Ю.Ким. Медведеву здесь, естественно, не берем, она стала звездой не у Орсера.

Шартран, Дэльман, Браун – совершенно заурядны. Кореец Ча – есть подозрение, что в уровень Ханю не вырастет, хоть и талантлив.

Орсеру повезло в свое время с тремя талантами, то есть готовые платить федерации или богатые родственники их, талантов, к нему устроили. Это еще раз подтверждает тезу о том, что не тренер делает имя спортсмену, а больше спортсмен тренеру.

В случае Медведева—Тутберидзе несомненно, что так бы и осталась Этери в узкой славе Липницкой, чемпионки слабого чемпионата Европы, а не в том шоколаде, что сейчас, через 3 года триумфа Медведевой и дивидендов, отсюда приплывших.

Сказать, что Орсер на данный момент сделал что-либо особенное для Медведевой, так нет, не могу. Тем более что он погружен с головой в сборную Китая.

У Медведевой появилась возможность выбирать разнообразных хореографов, да. Но это благодаря своим же деньгам и славе, которые заработались благодаря «Хрустальному». Да и что Миша Ге круче будет Авербуха – утопия. Наоборот, именно талант Медведевой позволил Ге впервые в карьере так высоко подняться в рейтинге хореографов, третье место на ЧМ – не абы что.

Жулин послабее Ли Бурн? – не знаю. Западное имя, продвигаемое канадским лобби, мне лично говорит мало. С Ханю удалось – ну так на то он Ханю. А Жулину удалось с Медведевой, с «Мелодиями белой ночи», причем так, что это наверняка лучшая короткая в истории женского ФК. Шедевр шедевров.

Да и Глейхенгауз именно с Медведевой работал удачно. А с Загитовой – нет. Анти-Кармен, невнятные Призрак и Лебедь. Почему невыразительно? А потому что Медведева талант, спасибо пусть скажет Всевышнему.

Так и Орсер, по большому счету, именно Медведевой, а не себе, должен приписать пьедестал на ЧМ в Сайтаме.

Какие он допустил, на мой взгляд, ошибки:

1. В выборе хореографов и постановок все нормально, они по-новому раскрыли Медведеву и, уж во всяком случае, она с ними справилась.

2. Ошибка была главная – постановка каскада «флип—тулуп» в конец короткой. Это было самоубийство и вообще почти угробило сезон.

3. Ставить в конец каскад рискованно. Но надо было заглянуть в ее прокаты и понять, что именно на «флипе—тулупе» было больше всего ошибок, падений даже в лучшие годы. Да, опробовали на КП и челленджере. Но не то, оказалось.

4. А вот с лутца Медведева почти никогда не падала. Так работать нужно было над новым и хорошо плюсуемым «лутц—тулуп» и ставить его в начало, для страховки. А уж флип в не каскада Медведева как-нибудь сделала бы в конце, вот вам и база высокая, и арбитров ублажили бы.

5. Запоров каскад на первом ЭГП Медведевой – Орсер его не перенес и оставил по-прежнему в конце и на следующем ЭГП. И опять запороли, потому что в голове осел страх пролететь не только здесь, но и мимо сезона и спонсоров.

6. Это родило дальнейшую суету, которая приводила к понижению и понижению рейтинга. Например, ставить в ПП в Гренобле новый каскад «аксель—риттбергер», при том, что аксель вообще ее нелюбимый прыжок, опасно. Конечно, ошибка, сезон вообще повис на ниточке. А надо было исходить из надежности, коль уж две КП подряд загубили. И тогда был бы финал ГП, и не было бы провального Саранска, скорее всего.

7. То есть простыми действиями, без всяких ультра и вывертов, можно было спокойно отобраться на Европу и мир.

8. С другой стороны, если Тутберидзе не развивала соревновательную тех. базу 4 года, то когда-то и кому-то ее нужно было развивать. Другое дело, что это Орсер пока сделал по факту плохо. В итоге вернулись к старому и устаревшему набору четырехлетней давности. За что получили придирки судей в КП на ЧМ.

 Преимущество же Орсера, повторимся, в более человечной системе, в разнообразии хореографов, во впитывании Медведевой других школ, поскольку тренируется рядом с разными иноземцами. Хореография же Глейхенгауза в «Хрустальном» уже вычихается. Один всех не обслужишь и душу не вложишь как надо.

Но о преимуществе можно серьезно – лишь по результату. У Тутберидзе шедевры и результат были, но был и слив и предательство по факту. У Орсера пока нет надлежащего результата, но и обухом по голове или ножа в спину не было тоже. Он честно сказал – года полтора упорных занятий, не раньше. «Пилите, Шура, гири, они золотые!»??… Посмотрим, не знаю. У Орсера в арсенале есть долгосрочные звезды, Ханю и Фернандес, у Тутберидзе (учитывая уход Медведевой в 18) – вообще ни одной.