Меня бесит реклама Puma c Загитовой. Но возможно, после нее фигурка уже не будет нищим видом
Иван Кузнецов – о спорте, который далек от миллионов и глянца.
На днях Puma выкинула на YouTube очередной ролик с Алиной Загитовой.
«Фигурное катание – это моя жизнь. Я чувствую себя собой, когда надеваю коньки», – сообщает Загитова.
В кадре – Алина в темном помещении с кирпичными стенами, в которое едва проникают лучи света (исключительно чтобы подсвечивать силуэт живого человеческого билборда), делает гимнастические упражнения. На ней – розовая майка поверх какой-то черной дребедени, черные леггинсы без опознавательных знаков, белые носки с крохотным черным логотипом. Они по неведомой причине попадают в кадр чаще, чем лицо Загитовой или любая другая часть бренда.
За кадром Алина что-то бубнит. Она именно бубнит, а не озвучивает. Пафосные по содержанию манифесты вроде «Когда просто – это не для меня. Мне нужен вызов, нужен challenge» настолько сильно контрастируют со способом подачи, что возникает стойкое ощущение: Алину перед озвучкой этого ролика напоили валиумом.
Загитова меняется. Ее новая короткая – уход от классики в авангард
Потом движения ускоряются, отрывистая музыка забивает голос, Алина начинает вращаться, внезапно в перебивку с другим билбордом – альтерэго Алины появляется в черном спортивном лифчике с лого огромной белой пумы между кадрами, две Алины в итоге сливаются. Закадровый голос: «Самое главное – оставаться собой» (вы точно прочитаете это бодрее, чем Алина буркнула это в ролике) – белые буквы на весь экран «БУДЬ СОБОЙ», инстаграм Puma, логотип.
Для тех, кому за 40: это не анонс порнофильма; иногда так выглядит реклама спортбренда. Подобных рекламных роликов производители спортивной экипировки выпускают десятки в год.
Каждый из вас легко набросает корзину рекламных роликов производителей спортивной одежды. Возможно, в чьих-то воспоминаниях всплывут Криштиану Роналду, Мария Шарапова, Леброн Джеймс. Вспоминая топовые ads-продукты со спортсменами, вы переключитесь на напитки, шампуни, сети отелей. Миллиард на то, что вы не вспомните ни одной запоминающейся рекламы с фигуристом.
Фигурка – ужасно нищебродский вид спорта. В ежегодном рейтинге самых богатых спортсменов мира по версии Forbes вы найдете представителей футбола, бокса, американского футбола, баскетбола, Формулы-1, тенниса, гольфа, MMA и даже крикета. Но не фигуриста.
Распределение доходов главных богачей спорта взрывает мозг. К примеру, из $93,4 млн, заработанных за год Роджером Федерером, всего 7,4 – зарплата или призовые. Остальные 86 млн – доходы с рекламных кампаний. $54 млн зарабатывает с рекламы Тайгер Вудс при общей сумме годового дохода в 63,9 млн. У другого гольфиста – ирландца Рори Макилроя – перекос в пользу рекламы 31/8 млн.
Даже в бедных по своей сути видах можно срубать прайс и светить лицом на фоне лого, известных потребителям.
А вот некоторые цифры из фигурки.
Призовые за участие во взрослых международных турнирах составляют от 2 до 45 тысяч долларов. При этом затраты ежегодно могут достигать 50 тысяч. По данным исследования BBC Sports, максимальные призовые за участие в ЧМ – около 57 тысяч долларов для одиночников и около 86 тысяч – для пар. Бюро статистики труда США подсчитало, что средний доход от соревнований для взрослого спортсмена в фигурке – чуть больше 51 тысячи долларов. В 2019 году победители одиночных соревнований получили по 64 тысячи долларов, в то время как, например, люди, занявшие 6-е места – по 8 тысяч.
Это чудовищно маленькие суммы: для сравнения – призовой фонд теннисного US Open составляет 57 миллионов долларов США. Или так: 64 тысячи долларов – это менее двух процентов зарплаты, которую получает в «Локомотиве» Федор Смолов. Да даже в киберспорте призовые в разы больше!
Более-менее приличные деньги в фигурном катании появляются после завершения карьеры. Бывший американский фигурист Джонни Вейр зарабатывает комментированием 4 млн долларов в год, Тара Липински – 6 млн. Парадоксально, эти деньги появляются уже в тот момент, когда нет смысла тратиться на дорогущие экипировку и костюмы.
По информации In the Loop, отец Хавьера Фернандеса работал на двух работах, чтобы помогать сыну оплачивать тренировки у Николая Морозова в Нью-Джерси. В месяц это стоило около 3 тысяч долларов. Испанская федерация никак не помогала Фернандесу до 2015 года – когда он впервые стал чемпионом мира. В дальнейшем помощь была мизерной, расходы испанец покрывал в основном заработками с собственных шоу, которые резко пошли вверх после победы.
Сколько тратят фигуристы? Коньки и костюмы – ничто по сравнению с арендой льда и работой хореографа
Последствия фигурного нищебродства – катастрофические.
Мало того, что вид спорта – крайне травматичный и стрессовый, где спортсмены периодически смешивают операции на позвоночнике с таблетками от депрессии, так еще и крайне низкодоходный. Именно поэтому ребята вроде канадской чемпионки мира Кейтлин Осмонд, так легко заканчивают в 22. Флоран Амодио, Юлия Липницкая, Максим Ковтун – многие из них могли кататься намного дольше, если бы их гонорары не были меньше гонораров стажеров в юридической фирме Лос-Анджелеса.
Мы не представляем фигуриста, светящего новой Lamborghini в инстаграме. Мы не представляем фигуристку на обложке Sports Illustrated. Мы не представляем бриллианты на часах Rolex, тусовки на яхтах как в «Волке с Уолл-стрит» или хотя бы номер в отеле, которым владеет Криштиану Роналду. Фигурка – максимально непопсовый и неглянцевый вид. И есть четкое ощущение, что исключительно потому, что вид этот кишит не только неадекватными фанатами в соцсетях, судьями, которых прикарманили федерации, интригами, длящимися со времен холодной войны, но и бездарными маркетологами (если они вообще не призраки).
Елизавета Туктамышева записала обращение к Международному союзу (ISU) и родной федерации (ФФКР).
«Любой спортсмен хочет зарабатывать больше. Наш доход напрямую зависит от клубов и федераций, и без разницы, говорим мы о футболе, баскетболе или фигурном катании. Чем больше у вашего спорта/лиги ТВ-контракт, чем больше у вас аудитория, тем больше вы зарабатываете, и это логично. Так почему бы фигурному катанию не перенять успешный американский опыт топ-лиг? Например, в НБА делают шоу каждый день: даже в межсезонье очень жарко и интересно. Но прямо сейчас я говорю только о звездном уик-энде, во время которого проходит Матч всех звезд и etc: на броски сверху, на трехочковые, на умения.
Так почему бы нам не сделать то же самое в фигурном катании? Если ISU или ФФКР организуют подобное мероприятие, я первая соглашусь в нем участвовать. И я уверена, что все билеты будут распроданы моментально.
Мы с моей командой смонтировали небольшое видео, где представили, как выглядел бы конкурс прыжков, и совместили его с реакциями со звездного уик-энда НБА. Мне кажется, именно такие ходы позволят привлечь новую аудиторию в наш спорт. Что вы думаете об этом? Купили бы билет на такое мероприятие?».
Туктамышева права. Фигурное катание по своей сути – намного больше подиум, чем та же НБА. Причем даже без контестов.
Стефен Карри не может сделать слэм-данк под I Will Always Love You. Лионель Месси не заколотит штрафной с посылом «это была история взросления и разочарования». Агнешка Радванска не подаст на вылет в платье, которое носила подружка ди Каприо в «Титанике».
Фигурка все это может. Это одно большое шоу с соревновательным сюжетом. Это пространство для вливания средств и доминирования всевозможных брендов намного больше, чем крикет, гольф и даже футбол. Исключительность и сила фигурки – в том, за что ее порой ненавидят брутальные ребята – излишняя высокохудожественность, субъективность и театральность в сочетании с заявкой на спорт. Есть ли рекламная площадка удобнее, чем в спорте, который по сути поп-культурен?
Представьте, что Dolce&Gabbana сошьет платье специально для произвольной Туктамышевой. Представьте, что саундтрек для короткой Александры Трусовой напишет группа Imagine Dragons. Представьте, сколько коллабораций с голливудскими звездами и их образами в кино можно реализовать в фигурке (я прямо вижу, как Михаил Коляда и Том Холланд организуют совместную премьеру программы Михаила в образе Человека-паука).
Иногда вопрос – только в том, как продавать.
Я терпеть не могу рекламу Puma с Загитовой. Но знаете, почему это здорово? Потому что другие амбассадоры Puma – это Антуан Гризманн, Селена Гомез и Льюис Хэмилтон.
Возможно, фигурное катание однажды перестанет быть бомжевидом, где отец чемпиона мира работает на двух работах, чтобы помогать сыну тренироваться.
Телеграм-канал Ивана Кузнецова, где теперь не только про платья и коньки
Фото: youtube.com/PUMA (1,5); globallookpress.com/Kenjiro Matsuo/AFLO; vk.com/Юлия Липницкая; instagram.com/liza_tuktik
Ничего не понимаете в этом виде спорта и пишете статьи для хайпа. Вы хоть понимаете, насколько глупо и жалко выглядите????
И по поводу «Алина бубнит...»
Да, Алина бубнит, если хотите, тихо говорит, без громкой поставленной речи, НО эта бубнящая девушка сумела стать уникальной спортсменкой и чемпионкой всего и вся. А смысл рекламной компании Пума звучит как «БУДЬ СОБОЙ». Именно поэтому ничего и не меняется, не фотошопится и тд! Есть такая Алина Загитова и вот такая у неё речь, а ещё у неё Олимпийская золотая медаль и отсутсвие желания притворяться кем-то другим;)
тут даже я могу сказать...автор вы дурак.
Автору минус тупо за уродский стиль и закодированный хейт Заги.
Для молодых девушек и женщин, которые являются потенциальными покупателями той линии одежды, что рекламируется в ролике, думаю, "месседж" вполне ясен. Работай над собой, и ты добьешься успеха. Плюс красавица Алина доставляет чисто эстетическое удовольствие.
Иван Кузнецов вряд ли побежал бы за женской коллекцией Пумы, даже если бы в ролике звучал Пинк Флойд, а Алина за бокалом виски говорила о призрачности бытия.
И не надо ссылаться на 40-летних. Нужно понимать элементарные вещи - такие как целевая аудитория, например, а еще нужно уметь видеть красоту, не изображая уставшего от жизни знатока. Это и есть старость, и она не зависит от физического возраста.
значит, по порядку.
Ролик Пума используется для видео-трансляций в ТЦ, так что звуковой ряд там постольку-поскольку и нужды в нем особой нет, главное что видеоряд отпад.
Ничего никакой ролик не изменит, т.к. ФК принципиально отличается от кассовых видов спорта своей специфичностью и узкой аудиторией. Никогда ФК не будут взахлеб смотреть миллионами, это чистая психология, и никакие маркетологи никакими дизайнерскими платьями массовый интерес не вызовут. Ну не тот это спорт, что захватывает ширнармассы и вызывает азарт и вовлеченность, это нужно просто принять.