8 мин.

Евгения Медведева. Удачи и неудачи сезона

 

Улетая в Канаду в июне 2018 года после скандального расставания с Тутберидзе, Медведева, мало того, что должна была «вкушать» от тренера клевету по центральным телевизионным каналам, она была еще и поставлена перед задачей избавить свой мозг от десятилетних установок великого педагога.

Она в полной мере даже не понимала, насколько серьезен для ее карьеры тот факт, что:

1) Тутберидзе заставляла ее четыре года не менять технический арсенал, вплоть до сантиметровой топографии катка,

2) в это самое время готовил тренер ей «смену» с новым словом в женском фигурном катании, которая придет через год, в 2019-м осенью,

3) что придется научиться действовать своей волей, а не волею Тутберидзе.

Если с первыми пунктами здесь все ясно, и они неоднократно мной обсуждались, то сразу перейду к третьему.

Сейчас вполне очевидно, что основной задачей Тутберидзе в своей группе является подавление воли ее подопечных и научение действовать на прокатах ее волей, тренерской, куда более мощной.

Да, Тутберидзе Бог не дал соответствующего тела и координации, поэтому она не реализовалась как фигуристка, но вот в понимании процесса, в наличии жесткой олимпийской воли – ей не откажешь.

Поэтому в «Хрустальном» так повелось издавна: Дудаков ставит прыжки, Глейхенгайз хореографию, а Этери давит, подавляет, заставляет, учит самоотрекаться ради результата и Тренера. В итоге мы видим испуганную олимпийскую чемпионку Загитову, понявшую, что радоваться сейчас неуместно, и вообще никогда неуместно – ибо тренер ее победе не рад и втайне винит самого себя, и, ругая публично Медведеву, подспудно скорбит о потере самой талантливой своей ученицы.

Загитова прокатала весь следующий за олимпийским сезон именно с испуганным лицом. Сметливая девушка хорошего воспитания, она четко поняла основной посыл Тутберидзе: фигурист на ее катке – никто, тренер – все. Тренер может, вдруг осерчав на непобедимую Медведеву, взять и завалить той олимпийский сезон, выведя в «чемпионки всего» человека без артистизма, без силы воли, без устойчивой психики, без стабильности и харизмы, обладающего одним только козырем – каскадом 25-летней давности.

Этот посыл пошел в научение всему «Хрустальному», думаю, на долгие годы. Ведь недаром же Тутберидзе закрепила его для непонятливых тем, что избила в Саранске на чемпионате России Загитову, олимпийскую чемпионку, через трио своих юниорок, которые вроде пока никто и ничто и катаются детским образом.

А затем сразу и объявила Этери, что лучшей программой сезона считает отнюдь не «Кармен» и не программы даже Трусовой/Щербаковой – а Валиевой 12-летней. Это чтобы не возгордились нынешние фавориты. Ведь одно мановение руки тренера – и в Пекине чемпионкой станет именно Камилла Валиева, как раз вошедшая бы к тому времени в любимый возраст Этери, в 15 цветущих лет. Именно с таким возрастом подопечных Этери 2 раза отменно делала результат на ОИ.

И вот Медведевой предстояло сбросить с себя психологическое иго Тутберидзе и начать думать на катке своей головой. Нет, раньше она прекрасно ей думала, но это в хореографии, козырном ее месте, там Тутберидзе бессильна была и все успехи Медведевой – это Жулин и Авербух, и Глейхенгауз.

Что касается заставить себя пахать как заведенная год за годом, без какой-либо другой жизни и других интересов – это заслуга, несомненно, Этери.

Научиться уйти в себя на сутки, настраиваясь на прокат – это Тутберидзе.

Представлять себя как самую крутую и безошибочную, в мыслях ни на секунду не допускать поражений – это Георгиевна, спору нет.

И даже если приказали тебе ради результата катать одну и ту же технику четыре года, хоть здравый смысл подсказывал, что это тебе потом боком вылезет, – здесь Медведева пала жертвой тоже Этери.

За все надо платить. Небывалой успешностью 3,5 года на международном уровне, 5 лет пребывания неизменно на пьедесталах, стеной медалей в московской квартире, да и финансами, обеспечивающими достойную жизнь, – ясно, что Медведева обязана прежде всего Тутберидзе.

Но и заплатить пришлось потом круто: угроза списания в запас в 18 лет для человека, который уже разлакомился триумфом и почитанием, вещь очень тяжелая.

И вот за океаном и весь последующий сезон Медведева пыталась включать свою волю и свою голову на прокатах и тренировках. Главная трудность: это буквально мозговые установки от Этери на один и тот же технический набор. Они оказались настолько въевшимися в сознание, что для результата пришлось на ЧМ-2019 вернуться к старому и уже по меркам ФК – устаревшему набору в короткой программе: флип—тулуп, аксель, риттбергер. Тогда как почти вся первая десятка прыгала каскады с лутцем и флип в конце, значительно более дорого.

Здесь, считаю, кроме порочных установок Этери, которые до конца не удалось вырезать из сознания – был просчет и Орсера и Медведевой. Чтобы усилить технически короткую, они поставили первым лутц, затем обязательный аксель, а последним флип-тулуп. Прекрасно понимая, что каскад в конце не дает возможности его перепрыгнуть. Тем более что отлично знали – даже в лучшие годы на нем было много сбоев, падений. А вот с лутца Медведева почти никогда не падала. Но там цеплялись к ребру. Был выбор: каскад с лутцем и флип в конце, или рискованный принятый вариант.

Как показал сезон – риск не только не оправдался, но искорежил  восприятие общественностью очень достойной хореографии Уилсона «Оранжевое небо». Ведь на Контрольных прокатах в Москве – Медведева исполнила эту композицию ярко и чисто, и за это ее хвалили, а уже потом, после двух срывов каскада на ЭГП, заодно уж очернили и хореографию. Действительно, при сильных сбоях в технике, когда вылетаешь во вторую разминку, кто будет хвалить твой артистизм? В короткой важна чистота.

А чистота не получилась именно потому, что в мозг Медведевой пять лет внедрялось от Тутберидзе – одни и те же прыжки в одних и тех же сантиметрах катка, напрыгиваемые тысячами на тренировках.

Важность мозговых установок, когда это компьютер начинает вредить своему носителю: и в третий раз подряд, на важнейшем чемпионате России в Саранске Медведева опять не сделала «флип-тулуп», поставленный наконец-то в начало. Мало того, зачем-то обозначенный одинарный прыжок после флипа лишил возможности перепрыгнуть каскад в конце. Вот это и называется в народе наваждением бесовским.

Как только пришлось что-то менять – мозг Медведевой отказывался работать на автомате, паниковал, делал нелепые ошибки. У одного и того же технического набора были свои плюсы – стабильность, когда именно машинально и безошибочно это делаешь, не напрягая спину, руки и лицо, не портя страхом хореографическое восприятие программы. В этом как раз Медведева отличалась от всех – не деревенела спина, не делались проволокой руки, не округлялись от ужаса глаза при заходе на прыжки. А это было даже у Плющенко и Слуцкой, лучших фигуристов своего времени.

Но за «автомат» пришлось-таки расплатиться. Вторая ошибка – после срыва каскада на ЭГП в Канаде Орсер и Медведева не поставили его в начало. А это было совсем не трудно, логично по крайней мере. А риттбергер замени флипом хотя бы – и не будет потерь.

После второго срыва каскада в КП на ЭГП, не столь по оценкам катастрофичного, Медведеву опять подвел «автомат» Тутберидзе. Она решила поставить новый каскад в произвольную – «аксель—риттбергер», который на тренировках делала довольно стабильно. Но это на тренировках, когда меньше адреналина и не надо  включать режим транса. В трансе же опять подвела голова, и здесь явной вины Медведевой нет – установки на одно и то же внушались Тутберидзе годами.

Таким образом, пришлось решать проблему вариативности, которой хорошо пользуется, например, Ханю. В произвольной особенно – если что-то не пошло, то фигурист, обладающий широким набором, сам считает уже очки и добирает по ходу, вставляя резерв. Это Тутберидзе не только не прививала Медведевой, но от-вивала. На тренировках, в режиме расслабухи Медведева делала все, вплоть до лутц—риттбергер, но в голове сидели установки: на соревнованиях одно и то же, ни сантиметра ни влево, ни вправо.

Вот основная затычка Медведевой по сезону, которую приходилось исправлять на ходу. Она вставляла затем и «сальхов—риттберге», в Саранске прыгнула, а на ФКР, в самый ответственный момент, нет, упала. То есть через раз. Через раз и прыгала она «аксель—тулуп», ранее не применяемый. Особенно показательно «сальхов—риттбергер»: это всегда были ее два самых стабильных прыжка. Но вот пришлось связать их в каскад и исполнять в режиме «автомата». И в трансовом состоянии мозг запротестовал и подвел.

Тем не менее, хоть Орсер серьезно ошибся с арсеналом в КП и этим самым не только лишил Медведеву ФГП в первый раз в жизни, но и почти угробил сезон, чудом спасенный исключительно волей самой Медведевой, – он все-таки действовал затем стратегически правильно, вводя новые каскады. Причем меняя элементы местами по времени и в топографии, как бы приучая Медведеву по-новому программировать мозг. Он исправлял системные ошибки Тутберидзе, будем честны.

Как подтверждение моих выкладок: ту же стратегию использует Тутберидзе в отношении Загитовой – один и тот же набор 4 года подряд, на автомате, вплоть по подъездам к некоторым прыжкам со вздернутой к небу ногой, спиною. И стратегия понятна: выиграть все как можно быстрее и потом уйти с благодарностью тренеру  в 17 лет, финансово обеспеченным на многие годы.

И здесь тоже ясно, почему Медведева, которая всегда изъявляла желание кататься максимально долго, сейчас не в «школе Этери», а в Крикет-клубе. Несовпадение жизненных интересов.

 

Мы уйдем, чемпионы и просто спортсмены,

вам с другими придется с нуля начинать,

вы таланту и мужеству знаете цену,

пусть другие научатся вас понимать.