8 мин.

Не корысти ради. Зарплаты тренеров по фигурному катанию в России. Часть 2

Не корысти ради. Зарплаты тренеры по фигурному катанию в России. Часть 1

Первые тренеры

К сожалению, в системе оплаты труда и премирования наставников мало учитываются заслуги первых тренеров фигуристов. А именно тех, кто находит, воспитывает и поставляет в столицы талантливых детей из регионов.

Если в Москве и Санкт-Петербурге с окладами и доплатами проблем нет, то в регионах всё сложнее. Так, по некоторым данным, первый тренер Юлии Липницкой, Елена Левковец, которая продолжает обучать фигурному катанию детей в Екатеринбурге в ДЮСШ «Локомотив», являясь тренером высшей категории и Заслуженным тренером России, зарабатывает меньше 30 000 рублей в месяц.

Из Екатеринбурга в большой спорт уехали очередные воспитанники «Локомотива» – пара Роман Плешков и Алина Пепелева, а также Дмитрий Ялин и ещё один екатеринбуржец, воспитанник СК «Юность» Александр Галлямов.

Ялин и Галлямов со своими партнершами – уже медалисты юниорских этапов финала Гран-при, а также чемпионатов мира среди юниоров. К сожалению, эти успехи спортсменов никак не отражаются ни на зарплатах первых тренеров, ни на показателях воспитавших их ДЮСШ, работа которых также оценивается по определенным критериям и соответствующе финансируется. В том же «Локомотиве» много лет наблюдается одна и та же картина – сотни выполненных детских спортивных разрядов, десятки спортсменов – уровня КМС, единицы становятся мастерами спорта и в графах МСМК и ЗМС стоят нули, потому что эти звания получают спортсмены, представляющие уже Москву или Санкт-Петербург. Даже на первенстве России у 99% юниоров при указании региона значатся эти города, что уж говорить о взрослом спорте.

Марина Войцеховская, первый тренер победителя финала Гран-при среди юниоров сезона 2012/2013 четырехкратного чемпиона России, серебряного призёра чемпионата Европы 2015 и 2017 годов, бронзовый призёра чемпионата Европы 2016 года Максима Ковтуна, долгие годы также работала в ДЮСШ «Локомотив» за маленькую зарплату, не имея никаких званий. Сама Марина Владиславовна говорит так: «Должны быть хорошие тренеры в детском спорте, потому что от поставленной в детстве базы зависит, как спортсмен будет развиваться в дальнейшем. В определенный момент они должны передавать наиболее способных воспитанников тренерам, специализирующимся уже на спорте высших достижений. По факту это так. Но у нас неправильная система: оплата труда тренера зависит от количества человек в группе. Передавая спортсмена дальше, он ничего не получает, может только радоваться его успехам. Мы поднимали вопрос о том, что детским тренерам нужен финансовый стимул растить хороших спортсменов, но пока он остается без ответа».

Недавно Войцеховская начала тренировать в школе фигурного катания «Золотой конек» в спорткомплексе «Курганово», что расположен в 15 км от Екатеринбурга и где есть лёд, на который не претендуют одновременно полторы тысячи человек. И что-то подсказывает, что о её учениках мы ещё услышим.

А пока детским тренерам-энтузиастам в регионах остается работать буквально за «спасибо». И они честно работают, десятилетиями воспитывая будущих чемпионов во всех уголках страны.

Подарки

Бывает, ученики преподносят своим тренерам весомые подарки.

Одна из самых громких историй в нашем фигурном катании, когда в 1992-м после победы на Олимпиаде в Альбервилле Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев подарили своему тренеру, Тамаре Москвиной, автомобиль «Мазда». Сама Тамара Николаевна так вспоминает: «Подогнали к катку, протянули ключи: «Тамара Николаевна, теперь это ваш автомобиль…». Еще при подготовке к Олимпиаде Артур повторял: «Выиграем золото – и купим вам иномарку!» Я воспринимала как шутку. Но ребята сдержали слово». По тем полуголодным постсоветским временам это был царский подарок.

Другая громкая история – когда другой ученик Тамары Николаевны, Антон Сихарулидзе фактически стал крестным отцом создания спортивного клуба фигурного катания Тамары Москвиной «Поколение М», который был открыт в марте 2017 года в Санкт-Петербурге.

Премии, гранты, стипендии

Тренеры, как и спортсмены, могут получать разовые или постоянные выплаты из бюджетов, от федераций и фондов, от меценатов, от попечительских советов, от коммерческих и общественных организаций.

С 2011 года спортсменам, тренерам и иным специалистам сборных команд России, по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр выплачивается стипендия Президента России. Она составляла 32 000 рублей ежемесячно, а с 8 февраля 2019 года её размер повышен до 52 000 рублей. Всего выплачивается 3000 стипендий,перечень получателей утверждается каждый год по представлению федераций видов спорта и утверждается комиссией Министерства спорта РФ.

«Фонд поддержки олимпийцев России» в настоящее время выплачивает гранты 44 специалистам по фигурному катанию по четырем различным программам, кто-то получает один грант, кто-то – два или три, а Олег Васильев, Татьяна Тарасова, Тамара Гвоздецкая, Юлия Глухова, Галина Голубкова, Татьяна Дручинина, Тамара Москвина, Валентин Писеев – все четыре. Размер грантов сейчас скрыт, несколько лет назад он составлял 15 000 рублей в месяц.

В некоторых субъектах Российской Федерации существуют региональные программы поддержки тренеров. Например, спортсменам-пенсионерам и тренерам-пенсионерам в Санкт-Петербурге установлена дополнительная мера социальной поддержки от 6 до 16 тысяч рублей ежемесячно.

Евгений Плющенко в 2015 году обмолвился, что ФФККР выплачивает ему стипендию для «поддержки». Размер стипендии неизвестен, но жена фигуриста поделилась, что эти деньги семья самого богатого фигуриста России отдает на благотворительность. И, раз существуют стипендии ФКККР, то можно предположить, что их получателями могут являться и тренеры тоже. А ещё хотелось бы пожелать, чтобы они направлялись действительно нуждающимся в поддержке, например, детским тренерам в регионы.

Допуслуги

Тренеры, хореографы-постановщики, балетмейстеры помимо основной деятельности могут работать как консультанты или приглашенные специалисты. Это распространённая практика, когда личный тренер фигуриста приглашает хореографа для постановки новых программ или обращается к «узкому» специалисту для улучшения какого-либо отдельного компонента.

В зависимости от занятости тренеры также могут проводить коммерческие тренировочные сборы (лагеря) - организовывать самостоятельно или быть приглашенными специалистами и проводить коммерческие индивидуальные или групповые мастер-классы.

К примеру, хореограф группы Этери Тутберидзе Алексей Железняков открыл в Москве танцевально-спортивную студию для спортсменов, любителей и профессионалов танца AJ Dance & Choreography School. Что важно, двери открыты для всех желающих, а воспользоваться приглашением стоит: Железняков (честное слово) танцует лучше, чем все воспитанники Этери Георгиевны вместе взятые, а поработать с таким педагогом - большая удача.

Шоу

Показательные выступления фигуристов всегда пользовались огромным успехом, поэтому создание ледовых коммерческих шоу стало естественным удовлетворением интереса публики.

В России первым действующим тренером, который замахнулся на глобальное шоу, была Татьяна Тарасова: в середине 1990-х годов она организовала ледовый театр «Все звёзды», в труппу которого вошли многие знаменитые советские фигуристы. Театр просуществовал 14 лет, а в репертуаре были классические представления: «Ночь на Лысой горе», «Спящая красавица», «Золушка», «Аленький цветочек», серия «Русские на Бродвее», знаменитые бродвейские спектакли «Вестсайдская история», «Фантом оперы», «Кабаре», «Кордебалет», «Кошки» и другие.

Довольно часто в России проводятся ледовые выступления, приуроченные к юбилеям выдающихся тренеров. Так, в начале марта 2019 года в Санкт-Петербурге прошел ледовый гала-концерт с участием огромного количества учеников и друзей Тамары Москвиной и Алексея Мишина, в честь 50-тилетия их тренерской карьеры.

Успешной коммерческой деятельностью может похвастаться хореограф-постановщик Илья Авербух. С 2004-го года, вот уже 15 лет публика с восторгом принимает его шоу на льду – представления с участием звёзд мирового фигурного катания, олимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы, а с 2006года также телепроекты «Танцы на льду» и «Ледниковый период». Первый миллион долларов Авербух, по собственным словам, заработал в 2006 году после тура по 120 городам России. В 2007-м «Форбс» впервые включил его в список 50 самых «дорогих» звезд шоу-бизнеса России, тогда он оказался на 41-й строчке с доходом $2 миллиона, а уже через год на 21-й с $2,5 миллиона. По разным данным доход продюсерской компании «Ледовая симфония» Ильи Авербуха с тех пор и по сей день составляет от 3 до 7 миллионов долларов в год – порядка 60% приносят ледовые спектакли и гастрольные туры, постановки спортивных мероприятий и шоу, а 40% – телепроекты.

Если для действующих спортсменов участие в шоу – привычное дело, то для действующих тренеров в России стать организатором подобного мероприятия, скорее, исключение. И тут вновь впереди оказалась Этери Тутберидзе. 20 и 21 апреля в ледовом дворце Ice Palace в Краснодаре пройдут гала-выступления «Чемпионы на льду» с самым звёздным составом. На лед выйдут фигуристы «Хрустального» Алина Загитова, Элизабет Турсинбаева, Александра Трусова, Анна Щербакова, Морис Квителашвили, Алена Косторная, Диана Дэвис/Глеб Смолкин, Камила Валиева, Даниил Самсонов, а также приглашенные звёзды – Евгения Тарасова/Владимир Морозов, Александра Степанова/Иван Букин и Максим Ковтун.

Рекламные контракты

Если фигуристы за последнее десятилетие протоптали себе тропинку к серьезным рекламным контрактам с брендами мирового уровня, то тренерам по фигурному катанию до рекламных заработков Жозе Моуринью очень далеко.

Опять же по общепринятой практике, спортсмены, заключившие выгодные рекламные контракты, выплачивают тренерам порядка 10% от своего гонорара.

Единственным представителем российского тренерского корпуса в рекламе пока является хореограф-постановщик Петр Чернышев, который на протяжении нескольких лет вместе с женой, актрисой Анастасией Заворотнюк рекламировал шампунь Head & Shoulders.

Гонорар пары неизвестен, но вряд ли он составил 2,5 миллиона долларов за рекламу шампуня Lux, которые компания Unilever заплатила актрисе Кэтрин Зета-Джонс. К примеру, сок «Любимый» «прекрасная няня» рекламировала за 100 тысяч долларов.

Для Чернышева это был не первый опыт в рекламе: будучи действующим фигуристом, он сотрудничал с рекламным агентством, снимался для магазина одежды Next в Англии и для лотереи американского штата Мичиган.

Если порассуждать, то серьезным торговым маркам уже пора выстраиваться в очередь к Этери Тутберидзе и предлагать рекламировать часы, драгоценности, автомобили, авиаперелеты, или как минимум, телескопы, Московский планетарий и Роскосмос.

 

Источник: ProstoProSport

Автор: Валерия ЗЫК

Фото: Артем Геодакян/ТАСС, redsearch.org, osa66.org, Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Facebook