12 мин.

​Девочка, девушка, женщина… О возрастном цензе в фигурном катании

История

Успехи юных фигуристок из группы Этери Тутберидзе год за годом дают пищу для обсуждений темы возрастного ценза для спортсменок: в 15 лет девушки – уже достаточно взрослые или в детском катании нужно удерживать фигуристок дольше?

Джульетта Капулетти, если обратиться к первоисточнику, была девочкой 12-ти лет, при этом оказалась в эпицентре шекспировских страстей. На этом фоне 15 лет вчерашних юниорок выглядят пенсионным возрастом, хотя страсти, достойные пера великого Уильяма, бушуют и вокруг них.

Вообще, с цифрой «12» в нашем женском фигурном катании связано немало. Именно в возрасте 12 лет в 1976 году Елена Водорезова (сейчас – Елена Буянова, тренер Аделины Сотниковой и Марии Сотсковой) представляла СССР на чемпионате Европы и на Олимпиаде. Водорезова была ученицей Станислава Жука – тренера-новатора, создававшего для своих учеников программы с элементами, намного опережавшими свое время. Возможно, если бы Жук не был отстранен от тренерской работы в 1983 году, СССР выдал бы «на гора» плеяду выдающихся одиночниц. Но советская девочка-вундеркинд осталась единственной, и о минимально допустимом возрасте фигуристок серьезно задумались спустя десяток лет, когда в женское фигурное катание ворвались Оксана Баюл, Мишель Кван и Тара Липински.

С 1996 года и до сих пор действуют ограничения – на чемпионате Европы, чемпионате мира и Олимпийских играх фигуристки могут участвовать, если перед началом нового сезона на 1 июля им уже исполнилось 15 лет.

В этом фигурное катание отличается от других видов спорта, где принимается во внимание только год рождения спортсмена, без точной даты. По этой причине в 16 лет из юниорского возраста вышла Софья Самодурова (день рождения 30 июля), и также на год задержалась Алена Косторная (день рождения 24 августа). Другим фигуристкам, наоборот, это правило для использования юного возраста дало на один сезон больше – Юлия Липницкая (день рождения 5 июня), Алина Загитова (18 мая), Анна Щербакова (28 марта), Александра Трусова (23 июня).

До 2000 года действовало правило, что во взрослую категорию могут перейти медалисты юниорского чемпионата мира. Этим путем прошли будущие олимпийские чемпионки Тара Липински и Сара Хьюз: Липински в 14 лет выиграла чемпионат мира-1997, а Хьюз в 13 лет выступила на мировом первенстве 1999 года и заняла там седьмое место.

Также до 2014 года установленное ограничение не действовало на других турнирах. Например, в розыгрыше взрослого Гран-при фигуристки могли принимать участие с 14 лет, чем в сезоне 2005/2006 воспользовались юные Ким Ю На и Мао Асада, ещё не попадающие по возрасту на Игры-2006.

На национальных турнирах, которые не регламентируются ISU, многие страны и после установления возрастного ценза допускали к соревнованиям даже не юниорок, а девочек. Когда все ахнули, что чемпионкой США-2019 в 13 лет стала Алиса Лю, вспомнился чемпионат России-2009.

В тот год первое и второе места сенсационно заняли Аделина Сотникова и Елизавета Туктамышева. Имена сейчас известные, а тогда это были девочки возраста 12 лет, к тому же, для Лизы это был уже второй взрослый чемпионат – она выступала и годом ранее, в 11 лет заняв 10-е место. «Бронзовому» призеру, Катарине Гербольдт, было 19 лет и чемпионке она проиграла 11 баллов.

Позже Аделина, уже став олимпийской чемпионкой в Сочи-2014, так вспоминала ту первую «взрослую» золотую медаль: «Я приехала в Казань маленькой 12-летней девочкой. А уезжала, прославившись на всю страну. Победа на чемпионате России в Казани изменила мою жизнь. И иногда я думаю, как бы всё сложилось? Кем бы я стала без той победы?».

А вот так выглядел невероятный для российского фигурного катания образца 2010 года тройной аксель, который Лиза Туктамышева выучила в 13 лет, начала исполнять на соревнованиях и в 2015 году выиграла чемпионат мира.

После завоевания медалей на чемпионате России-2019 14-летними Анной Щербаковой и Александрой Трусовой, а также 15-летней Аленой Косторной, Елизавета дала такой комментарий: «Я была очень маленькой, когда мы начали с Аделиной Сотниковой выступать на взрослых стартах и так же прессинговать взрослых женщин. Думаю, мне было бы неправильно сейчас высказываться о том, что молодых девочек нельзя допускать на старты. Потому что я сама была такой».

После 2009 года было еще несколько чемпионатов России, где принимали участие девочки, обыгрывающие взрослых фигуристок. На турнире 2011 года в шаге от пьедестала остановилась будущая олимпийская чемпионка 12-летняя Юля Липницкая, а спустя год восьмое место заняла 12-летняя Женя Медведева. С 2013 года на чемпионат России стали допускаться только юниорки с 14 лет, и в 2017 году второй стала 14-летняя Алина Загитова, которая через год выиграет «золото» Олимпиады.

Для международных стартов ISU устанавливает возрастной ценз на четырехлетие. После победы 15-тилетней Алины Загитовой на ОИ-2018 были предприняты попытки повысить возраст начала выступлений для взрослых фигуристок до 16, 17 или даже до 18 лет, но поправки не были приняты.

Свое время

Рассуждения о «детском» и «женском» фигурном катании были всегда и никуда не исчезнут. Другое дело, что сами дети за последние пару десятилетий изменились очень сильно, как и вся окружающая нас реальность.

Те же Трусова и Щербакова сами решали – заниматься им фигурным катанием, или нет, прыгать четверные прыжки, или нет. Это их выбор, их мечта, их жизнь. Эти девочки не нуждаются в защите «доброжелателей», они думают по-другому и о другом. Им дали возможность заглянуть за ранее известные пределы человеческого организма, сделать то, что до них не удавалось никому. И они выбрали этот полёт, ведь недаром их квады во всем мире называют не иначе, чем «космос». И при этом абсолютно никто не знает, смогут ли они выполнить что-то подобное через два года или через пять лет, а упустить шанс открыть дверь в неведомое было бы верхом недальновидности.

Камила Валиева в прошедшем сезоне своей произвольной детской программой показала, что всему своё время, есть фигуристка 12-ти лет и «Девочка на шаре», а вот «Тётенька на шаре» при всей женственности катания – это уже совсем про другое. Когда хореографа Даниила Глейхенгауза спросили, а не было ли желания придержать эту великолепную постановку до Игр-2022, он ответил именно об этом: «Да, программа могла бы быть олимпийской, но не факт, что нашлась бы какая-то другая спортсменка, которая смогла бы ее прокатать так, как в свои 12 лет это сделала Камила. И не факт, что сама Камила в свои 15-16 лет сможет показать эту программу так же».

Вундеркинд Туктамышева смогла и много чего выиграть, и повзрослеть, и вернуться в большой спорт, а где её конкурентки, кто не был «вундеркиндом», но подавал немало надежд? Можно перечислить около двух десятков фамилий девочек, которые занимались и в группе Мишина, и в группе Буяновой, и у других специалистов, соперничали либо на равных, либо из старшей возрастной категории с Сотниковой, Туктамышевой, Липницкой, Медведевой, но так и не стали большими звездами.

Технический прорыв

Возрастной ценз активно начинает обсуждаться именно в периоды технического прорыва нового поколения спортсменок. Так было и в 1996 году, так было и в 2018, в год олимпийской победы 15-летней Алины Загитовой и четверных прыжков 13-летней юниорки Саши Трусовой.

Сложно-координационные виды спорта – наглядный показатель, что «гонка вооружений» не останавливается, а стоимость медалей возросла многократно. Если в беге или плавании разница между Джесси Оуэном и Усейном Болтом, Джонни Вайсмюллером и Майклом Фелпсом не так заметна, то в гимнастике, в фигурном катании или в прыжках в воду технический арсенал обладателей олимпийских медалей за полвека усложнился колоссально.

При всем уважении к героям спорта прошлого, сегодня явно недостаточно просто женственно двигаться и грациозно держать равновесие в ласточке, чтобы завоевывать медали. Спорт шёл и будет продолжать идти по пути усложнения, ускорения и увеличения, соответствуя девизу «Citius, Altius, Fortius!» («Быстрее, выше, сильнее!»).

«З» – Забота

В 1996 году нижний возрастной порог был поднят ISU до 15 лет, в 2018-м звучали предложения поднять планку до 16, 17 или даже 18 лет. Основные аргументы «за» – переживания о здоровье растущих фигуристок и забота о зрительском интересе к женскому фигурному катанию.

Здоровье спортсменов мы оставим спортивным врачам и тренерам, тем более, что нет никаких научных данных, подтверждающих связь четверных прыжков и повышенного травматизма. Критики юниорок любят приводить в пример прошлый сезон Анны Щербаковой, забывая при этом добавлять, что руку Аня сломала в бытовой ситуации, когда отдыхала с семьей на зимних каникулах, а ногу, через полгода – на тренировке, выполняя тройной риттбергер.

А вот вопросом психологии юниорок и их заработка озадачиться стоит. Если сейчас девочка, вкалывающая с 3-4 лет, может в 15 или 17 лет выиграть Олимпиаду, забрать бонусы и, при желании, закончить спортивную карьеру, то сейчас предлагается держать фигуристку на тренировочном корте лишние три года, как в монастыре, прежде чем выпустить в мир.

Становится смешно, когда говорят, что в это время «взросления» спортсменки будут «отдыхать» и не будут прыгать четверные, будут беречь себя. Ни один фигурист не сможет поддерживать себя в форме без изнурительных тренировок и контроля веса дополнительные три сезона в режиме ожидания, а вот утратить интерес к спорту за это время – вполне.

Помимо прочего, бесконечные тренировки без соревновательного процесса, без борьбы, без эмоций и адреналина ничего не стоят. Безусловно, Трусовой было приятно и почетно выиграть чемпионат мира среди юниоров дважды подряд, но вряд ли Александру сильно бы вдохновляла перспектива получать «детские» титулы еще на протяжении двух, а то и четырех лет.

Аргумент о том, что у юниорок есть свои соревнования, тоже нельзя считать весомым. Фигурное катание – недешевый вид спорта, а разница призовых фондов на юниорских и взрослых соревнованиях велика, при том, что девушки показывают равный уровень катания. 

К примеру, в сезоне 2018/2019 Елизавета Туктамышева заработала за третье и за первое места на этапах Гран-при, а также за третье место в финале Гран-при 39 000 долларов, а Алена Косторная в сезоне 2018/2019 за две победы на этапах Гран-при и победу в финале юниорского Гран-при – всего 10 000 долларов. Разница касается не только коммерческих турниров: за победу на юниорском чемпионате мира-2019 Александра Трусова получила 10 000 долларов призовых, а Алина Загитова за победу на взрослом чемпионате мира – 64 000.

А что касается зрительского интереса… Именно борьба приводит болельщиков на катки и усаживает перед экранами. Взгляните еще раз на ролик выше, где Сотникова на чемпионате России 2009 года катается при пустых трибунах.

И потом посмотрите на переполненные трибуны чемпионата России ровно через 10 лет, на чемпионате-2019, когда выиграла Анна Щербакова. Все эти девочки, Аделина, Лиза, Полина, Лена, Маша, Юля, Женя, Алина, Саша, Алёна – это они привели зрителей, а не абстрактное «женское» катание с обязательным предъявлением выросших попы и груди. Женских форм хватало в России и раньше, а вот с фигурным катанием у одиночниц было как-то не очень. И зрители готовы смотреть на этих девочек во все глаза, испытывать счастье от того, что им вообще довелось такое катание увидеть, да и вообще, знать, что фигурное катание бывает такое.

Вот несколько аргументов «за» юное катание, которые озвучивали российские специалисты:

  • омоложение спорта высоких достижений – естественный процесс;

  • юниорки двигают всё фигурное катание, не только российское, вперёд, исполнение новых элементов – это всегда прогресс;

  • искусственно сдерживать прогресс вида спорта через увеличение возрастного порога или снижение стоимости четверных прыжков – неправильно;

  • технические прорывы юниорок мотивируют взрослых не почивать на лаврах, а работать и развиваться;

  • при исполнении программ все находятся примерное в равных условиях – юниорки легче, но взрослые физически сильнее, быстрее и выносливее;

  • медикаментозных или других препаратов, сдерживающих физический рост спортсменок в пубертатный период, не существует;

  • участие юниорок в соревнованиях взрослых гарантирует присутствие на турнирах действительно всех сильнейших спортсменок на сегодняшний день;

  • ранние победы не равны раннему уходу из большого спорта;

  • раннее начало конкурентной борьбы и участие во взрослых турнирах дают юниоркам соревновательный опыт, повышает их психологическую устойчивость и позволяют судьям возможность познакомиться со спортсменками;

  • адреналин от спортивных побед или поражений не даёт юниоркам успокаиваться на достигнутом, в тренировочном процессе смоделировать такие эмоции невозможно;

  • внутренняя конкуренция уже обеспечила России уверенное первенство в женском одиночном катании на протяжении двух последних олимпийских циклов, и в третьем хочется наблюдать эту картину без изменений;

  • успешные спортсменки становятся ролевыми моделями для детей;

  • спортивные достижения продвигают фигурное катание, мотивируют родителей приводить детей в спортивные секции, а детей – заниматься спортом.

Анонс

В этом году впервые в истории российского фигурного катания «Первый канал» будет вести на своем сайте прямые трансляцию контрольных прокатов не только взрослых фигуристов, но и юниоров. Прокаты пройдут с 1 по 9 августа, одиночницы будут демонстрировать свои программы 5 и 6 августа.

Для зрителей это возможность заглянуть в будущее. Возрастной ценз фигуристок может быть пересмотрен ISU не ранее, чем после проведения Олимпиады-2022, поэтому к сезону 2021/22 в категорию взрослых из группы Этери Тутберидзе перейдут вчерашние девочки, сегодняшние юниорки: Камила Валиева (26.04.2006 – дата рождения), Майя Хромых (26.06.2006), Дарья Усачева (22.05.2006), а еще раньше это сделает Алена Канышева (15.06.2005). Возможно, к этим именам добавятся и другие, еще не известные или пока не заявившие о себе в полный голос.

Примеров спортсменок-не вундеркиндов тоже хватает. Так, Евгения Медведева на первенствах России несколько сезонов не попадала даже на пьедестал, начала показывать результаты в 15 лет, в последний юниорский год, а потом, после перехода во взрослые, в возрасте 16 и 17 лет два сезона подряд не проигрывала никому в мире. Или Софья Самодурова, которая на российских юниорских соревнованиях занимала места за пределами первой десятки, а в первый свой взрослый сезон в 16 лет стала чемпионкой Европы-2019.

После контрольных прокатов будут объявлены участники юниорских этапов Гран-при. И «Первый канал» уже анонсировал показ этапа 12-14 сентября, который состоится в Челябинске. Это ли ни подтверждение огромного зрительского интереса к «невзрослому» катанию?

Еще больше интересного – на ProstoProSport

Автор: Валерия ЗЫК

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Twitter

Фото: globallookpress.com/Kiyoshi Sakamoto/AFLO, Anke Waelischmiller/SVEN SIMON, Enrico Calderoni/AFLO; Gettyimages.ru/Stu Forster/Allsport; РИА Новости/Александр Вильф