Они уже лучше Загитовой. И делают прыжки в 4 оборота
Алексей Авдохин – о новых звездах русского катания.
Русские фигуристки снова сильнее всех. Александра Трусова выиграла юниорский чемпионат мира с лучшими цифрами в истории, Алена Косторная стала второй.
Им пока нельзя выступать среди взрослых, хотя они могли бы зажечь фигурное катание круче олимпийской чемпионки Алины Загитовой. Да, они уже существуют – фигуристки, еще более совершенные, чем Загитова. И их надо запомнить, пока они маленькие.
Александра Трусова, 13 лет
Переход во взрослые: с сезона-2019/20.
13-летняя Александра Трусова – лучшая фигуристка мира. После победы на юниорском ЧМ в Софии и фантастических баллов от судей – это официальный титул. Правда среди юниоров.
Но есть несколько важных фактов, расширяющих масштаб этой победы:
– 153,49 балла за произвольную программу – новый юниорский рекорд мира, который на 15 (!) баллов выше прошлогоднего результата Алины Загитовой на этом турнире;
– 225,52 по сумме двух программ – тоже мировой рекорд. Год назад Загитова получила на 17 баллов ниже;
– 92,35 за технику в произвольной – это на 10 с лишним баллов больше, чем получила Загитова в Пхенчхане. И это тоже мировой рекорд;
– два четверных прыжка – сальхов и тулуп – впервые в одной программе;
– до Трусовой никто не ставил в программу три каскада (3-й лутц+3-й риттбергер, 3-й флип+3-й тулуп, 3-й флип+1-й риттбергер+3-й сальхов), которые завершаются разными тройными прыжками.
Трусова – самая молодая чемпионка мира среди юниоров в истории. Во взрослое катание ее не пустят еще полтора года – до осени 2019-го. Хотя уже сейчас она круче Загитовой, казалось, перевернувшей фигурное катание с ног на голову.
Ее первые шаги на коньках были в Рязани, а коньки – роликовыми, подарок на четвертый день рождения. Только в 9 лет она с родителями переехала в Москву, но не ради карьеры, а по работе отца.
За четыре года в Москве Трусова сменила несколько тренеров: Александра Волкова, Анну Цареву, Этери Тутберидзе – с ней Александра работает только второй год.
«Еще в Рязани я спросила папу, можно ли мне будет перестать рано вставать на тренировки, когда я стану олимпийской чемпионкой?» – пересказывает Трусова свою мечту.
В 2022-м ей будет 17. И эти четыре года будут самыми сложными в ее жизни.
Базовая сложность прыжков в двух программах: 86,69 балла.
Алена Косторная, 14 лет
Переход во взрослые: с сезона-2019/20.
«Косторная катается не как ребенок, а как взрослый человек. Показывает хорошее владение коньком, длинные дуги. Очень интересная девушка, хорошо обученная своим предыдущим тренером, у которого она проработала с самого начала», – дорогая рекомендация от требовательной Татьяны Тарасовой.
Всего год назад Косторная перешла к Тутберидзе. «Я тоже хотела стоять на пьедестале», – банальное объяснение расставания с Еленой Жгун, у которой Алена тренировалась 5 лет в той же школе «Самбо-70».
Решение о смене тренера созрело в феврале 2017-го после юниорского чемпионата России – там 13-летняя Косторная безнадежно провалилась (16-е место из 18 участниц). За лето Этери преобразила Алену – отшлифовала тройной флип, переставила прыжки во вторую половину, добилась их стабильного выполнения.
«Раньше на тренировках я не выкладывалась на 100 процентов. Тогда мне казалось, что я работаю. А когда перешла в новую группу, поняла, что до этого вообще ничего не делала. Все было бесполезно, потому что заехала, прыжок сделала и 5 минут простояла. Наработки никакой», – изменения в тренировках сразу принесли результаты.
Победа и подиум на этапах юниорского Гран-при, серебро в финале, бронза взрослого чемпионата России и серебро юниорского в половине балла от золота. Ни одной ошибки на прыжках за сезон и удивительно взрослое для 146-сантиметровой малышки катание – сейчас это лучшая юниорка страны. После Трусовой.
В ее планах – четверной сальхов, который Косторная уже делает со страховкой на тренировках. А в отдаленных – профессия нейрохирурга, ради которой она усиленно занимается с репетиторами (в школу ходить получается очень редко) химией и биологией.
Базовая сложность прыжков в двух программах: 69,08 баллов.
Анастасия Губанова, 15 лет
Переход во взрослые: с сезона-2018/19.
Девочка с изумительным, почти воздушным скольжением – пожалуй, лучшим среди русских юниорок.
Редкий случай – топ-юниорка, которая тренируется не у Тутберидзе. Тренер Губановой – 30-летняя Ангелина Туренко. В середине нулевых она выиграла юниорский чемпионат России, но из-за травм многообещающая карьера оборвалась раньше времени. Потом Туренко долго ассистировала в Питере Алексею Урманову, а после его переезда в Сочи выбралась на первые роли.
Губанова, переехавшая в Санкт-Петербург из Тольятти 5-летним ребенком, успела поработать с Урмановым – уже в 8 лет они с Туренко научили ее тройному флипу.
Старт юниорской карьеры у Анастасии вышел чудесным – в позапрошлом сезоне она выиграла два юниорских этапа Гран-при, установила юниорский мировой рекорд в произвольной программе и поборолась в финале с Загитовой.
А дальше Губанова угодила в непростой период перестройки организма. Результаты упали – неудача на юниорском чемпионате России (7-е место) весной 2017-го, провал на этапе Гран-при в конце прошлого лета.
«Настя изменилась внешне. Девочка взрослеет, меняется, и это естественный процесс. Мы следим за ее физической формой, постоянно работаем с тренером по ОФП, контролируем мышечные изменения. Надеемся, что переходный период пройдем достаточно гладко», – предупреждала Туренко перед новым сезоном.
Программы для нового сезона Губановой ставил модный французский постановщик Бенуа Ришо. На январском чемпионате России среди юниоров Губанова проиграла 0,35 балла 17-летней Станиславе Константиновой и осталась без ЮЧМ. Для старта взрослой карьеры плохая опция, но откладывать его, пожалуй, уже некуда.
Базовая сложность прыжков в двух программах: 67,83
Дарья Паненкова, 15 лет
Переход во взрослые: с сезона-2018/19
Три года назад мама предлагала Дарье забыть о фигурном катании – после 8 лет занятий на льду у нее не получалось почти ничего.
«Я занимала 15-17 места. Не было стабильности в прыжках. Они не каждую тренировку получались. Сегодня хорошо, завтра вообще ничего. Не могла собрать прыжки в программах. Хорошего скольжения мне не хватало, из-за этого страдали мои компоненты. В общем, как-то не клеилось», – вспоминает Паненкова сложный период в карьере.
Дарья долго тренировалась у Натальи Гавриловой, а прыгать тройные ее учил муж Гавриловой Игорь Пашкевич, погибший два года назад. Несколькими месяцами ранее родители решили перевести дочь в группу к Тутберидзе. Как и все – за результатами.
Визитная карточка Паненковой – «риппоны». Все прыжки она выполняет с поднятыми руками – это особенно ценится судьями и считается дополнительной сложностью при исполнении.
«Так я чувствую себя увереннее», – идея прыгать только с руками над головой появилась у Дарьи после прихода к Тутберидзе. Чтобы освоить такие прыжки им понадобилось меньше года, зато сразу пришла стабильность.
Впрочем, ее первый полноценный сезон в юниорской элите выдался неоднозначным – за победой и подиумом на этапах Гран-при последовала травма и досадные пятые места в финале Гран-при и на юниорском чемпионате России.
Паненкова всего на полгода младше Загитовой, но ее катание еще слишком детское и угловатое, в скольжении не хватает легкости, а программы словно сняты с чужого плеча.
Но прыжки завораживают, заставляя забыть о любых проблемах.
Базовая сложность прыжков в двух программах: 69,85
Анастасия Тараканова, 13 лет
Переход во взрослые: с сезона-2019/20
Еще одна фигуристка, выбравшая Тутберидзе ради будущих побед – к группе Этери она присоединилась всего год назад.
«Я поняла, что нужно быть там, где условия приемлемые, где тренер строгий. Я видела, как она выводила спортсменов на лед. Чувствовала, что это именно то, что нужно», – до Тутберидзе у Таракановой были четыре года учебы на льду в родном Волгограде и калейдоскоп тренеров в Москве – Ирина Климова, Мария Бутырская, Светлана Панова, у которой она тянулась за Марией Сотсковой.
Главный успех в карьере Таракановой – бронза в финале юниорского Гран-при, где она пропустила вперед только Трусову и Косторную. Полтора месяца спустя на юниорском чемпионате России она стала только 7-й, не отобравшись на ЮЧМ, где могла зажечь вместе с ними.
До Тутберидзе Тараканова уже пробовала на вкус юниорский чемпионат России, но и в 2016-м, и в 2017-м останавливалась в середине второго десятка.
Но год с Этери – слишком мало, чтобы получить все бонусы. У Таракановой еще есть время и запас, а это серьезные козыри.
Базовая сложность прыжков в двух программах: 68,08
Софья Самодурова, 15 лет
Переход во взрослые: с сезона-2018/19
У Алексея Мишина давно не появлялось гениальных учеников с большим будущим – после Артура Гачинского и Лизы Туктамышевой пауза явно затянулась. Только из-за этого за Самодуровой стоит последить, тем более, что она это заслужила.
В прошлом сезоне ее тренировали ученик Мишина Олег Татауров и супруга Татьяна Мишина, а уже в межсезонье за дело взялся сам профессор. Самодурова зажгла на двух этапах юниорского Гран-при с насыщенными программами, яркими образами и четким исполнением.
«Она выиграла, потому что по технике прыжков, по балансировке движений, по хореографии программ она и должна была стать одной из первых», – анализировал Мишин удачное начало сезона. На этапе в Хорватии она опередила Тараканову, в Италии – Косторную, но потом уступила всем в финале.
Вторую половину сезона Софья пропустила из-за травмы, завершив сезон взрослым чемпионатом России, где стала 11-й. Пожалуй, следующий сезон станет решающим – все или ничего.
Пока у Самодуровой еще не до конца выученный лутц (на нем ей регулярно засчитывают неясное ребро), не всегда докрученные прыжки и облегченная дорожка шагов, зато солидные компоненты и не по годам взрослое понимание того, о чем ее программы.
А прыгать Мишин научит, можно не сомневаться.
Базовая сложность прыжков в двух программах: 67,1
Цитаты из интервью фигуристок официальному сайту ФФКР
Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Александр Вильф
Но статья интересная
Четыре года назад у нас была ТАКАЯ россыпь девочек и где они сейчас все? Никого не осталось. Ни одной. Медведева только начинала, о Загитовой никто не слышал. Сотникова, Липницкая сошли. Погорилая неизвестно, что будет. Туктамышева, Радионова себя собрать не могут. Да даже более поздний период взять, Цурская тоже должна была всех уничтожить. А здесь совсем ещё дети. Дай Бог, все они не убьются, не поломаются, нагрузки же запредельные, восстановятся после травм, как Шерьакова, смогут пережить пубертат. Загадывать же сейчас, как они будут катать во взрослых просто нелепо.