9 мин.

4 миллиона за победу без зрителей. Они разбогатели на Альтернативных играх

И благодарны Макларену, Освальду и Путину

«Мы организуем соревнования для тех спортсменов, которые не были допущены на Олимпиаду. Я прошу правительство такую работу провести и эти соревнования организовать. А по результатам обеспечить выплату премий, которые будут равны премиям, полученным за олимпийские медали», – повелел президент Путин, едва стало известно, что МОК пригласил в Пхенчхан не всех звезд русского спорта.

Над форматом особо не заморачивались. В распоряжении премьер-министра Медведева ни слова конкретики – только поручение Министерству спорта провести открытые Всероссийские спортивные соревнования по нескольким видам спорта (но почему-то не по всем, в которых наших пропускали Пхенчхан) и размер денежного вознаграждения по их итогам из бюджета: 4 миллиона за золото (в распоряжении так и написано – не за победу, а за золотую медаль), 2,5 млн – за серебро, 1,7 млн – за бронзу. В точности как за Олимпиаду.

***

Деревня Кононовская. 400 километров к югу от Архангельска – главного города в области. Несколько десятков домов, сотня жителей. В километре от околицы современный лыжный центр «Малиновка», построенный в 2014-м году.

Забытая богом деревня неожиданно превратилась в столицу Альтернативных игр для лыжников, недопущенных до Олимпиады-2018 в Пхенчхане. Изначально здесь намечался финал лыжного Кубка России – второй за историю комплекса. Но распоряжение Медведева заставило Минспорта объединить Кубок с альтернативными стартами для лыжников, незаслуженно лишенных Олимпиады.

Всего их набралось 16.

Александр Легков, Максим Вылегжанин, Евгений Белов, Александр Бессмертных, Наталья Матвеева и Евгения Шаповалова получили пожизненный олимпийский бан от комиссии Освальда за участие в манипуляциях с допинг-пробами в Сочи-2014. Позже их оправдал CAS, но приглашений от МОК в Пхенчхан они все равно не дождались.

Никита Крюков и Алексей Петухов находились в том же положении, но остались без приглашений по другой причине – их не включила в олимпийскую заявку Федерация лыжных гонок России.

Сергей Устюгов (на фото) и Глеб Ретивых не получили приглашений от комиссии Фурнейрон без объяснения причин несмотря на то, что никогда не имели проблем с допингом.

Антон Гафаров, Станислав Волженцев и Дмитрий Япаров тоже вроде бы оказались неприглашенными, по крайней мере если верить словам вице-президента ФЛГР Сергея Крянина. Но – и это странно – иск в CAS на собственный недопуск они почему-то не подали

– наконец, Юлия Чекалева, Анастасия Доценко и Юлия Иванова – самая проблемная группа. CAS счел их вину доказанной, а FIS сохранила отстранение от участия в соревнованиях. Минспорта поначалу все равно анонсировал их участие в альтернативных соревнованиях (эта новость висит на сайте до сих пор) видимо, не осознавая, что правила FIS действительны для любых соревнований, а нарушение влечет серьезные санкции. 

На Олимпиаде Александр Панжинский ничего не заработал. А на Альтернативных играх – сразу 2,5 млн за одну гонку

Программа альтернативных стартов вместила 8 гонок – спринт, разделку, скиатлон и марафон у мужчин и женщин. Приехали все сильнейшие, кроме олимпийцев (хотя подтянулись, например, Панжинский и Мельниченко, выступавшие в Пхенчхане) – соревнования в Кононовской начались, когда до конца Олимпиады оставалась еще пара дней. Говорят, президент ФЛГР Елена Вяльбе лично обзванивала сборников, чтобы напомнить об обязательной явке на мероприятие.  

Минспорта обещало участие 400 лыжников, на деле оказалось почти в два раза меньше. Зато подъехали обещанные иностранцы. Ожидание – топовые норвежцы, шведы, Колонья с Полтораниным. Реальность – Антонио Пинейро из Мексики, который хоть и отстал в разделке от всех почти на полчаса, превратил соревнования в международные.

Но вернемся к главному. Премиальный бюджет турнира состоял из 65,6 миллиона рублей – более трети от общей суммы призовых для русских призеров Пхенчхана. С учетом 25 хоккеистов и команды из 9 фигуристов.

Вспомним, сколько получили русские лыжники за выступление на Олимпиаде.

Достойные суммы даже без учета BMW, на которых призеры уехали после встречи с президентом. Но они хотя бы честно и адекватно заработаны – эти спортсмены оказались одними из лучших в мире на главном турнире четырехлетия. 

Но только призеры. Оставшиеся без медалей в Пхенчхане Алексей Виценко, Андрей Мельниченко, Александр Панжинский и Алиса Жамбалова вернулись без премиальных. Мельниченко и Панжинский успели приехать в «Малиновку» (Панжинский даже заработал кое-какие деньги), но, получается, съездили в Корею впустую. В отличие от тех, кто остался дома.

Главный итог соревнований в Кононовской: из 16 несправедливо недопущенных в Пхенчхан денежную компенсацию получили восемь лыжников – 25 миллионов на всех. Если это затевалось ради них – ура, все получилось!

Остальные 40 миллионов ушли случайным счастливчикам. Лыжникам, которые с тем же успехом могли выиграть в лотерею.

Пожалуй, главный вопрос к придумщикам денежного аттракциона в лыжах – за что получили баснословные деньги призеры Кубка России, турнира достойного, но откровенно второсортного? Лыжники, никогда не поднимавшиеся на подиумы этапов Кубка мира – Мальцев, Кальсина, Истомина, Вокуев, Рясина, которые не имели шансов отобраться в Пхенчхан (а уж тем более выиграть там медаль), никак не пострадали от решений МОК и теперь должны благодарить Макларена, Освальда и Баха за такое везение.

Их заслуга в том, что родились в стране, Олимпийский комитет которой подозревали в допинговых махинациях и отстранили от Игр? Они получили бонус за то, что ущерб пришлось компенсировать звездам – Устюгову, Легкову, Вылегжанину? Которые, как показали старты, к компенсации отнеслись очень неоднозначно.

Например, Устюгов. В разделке он занял 67-е место в пяти минутах отставания от чемпиона – уникальное отставание даже для топ-лыжника. Зато через три дня в паре с Александром Легковым выиграл командный спринт, который – важный нюанс – не входил в программу альтернативных стартов и не оценивался миллионами. Больше на старт альтернативных соревнований Устюгов (как и Легков) не выходил.

Или Вылегжанин, закончивший вторым разделку в первый день турнира. Затем он отметился в четвертьфинале спринта, прогулялся классикой в скиатлоне, сойдя после первой половины, а старт марафона проигнорировал вовсе. А ведь мог, как раджа из мультфильма, грести золото из-под золотой антилопы в каждой гонке. 

Ну и пару слов об обладателях заветных миллионов, которых МОК не отстранял от Олимпиады. Они не совсем ноунеймы, но больше нигде и никогда не заработали бы таких денег спортом.

Ларисе Рясиной 30 лет. В январе она пробежала первую гонку в КМ после 4-летнего перерыва, а до этого, выступая под девичьей фамилией Шайдурова, за несколько сезонов ни разу не заехала в топ-10. Пять миллионов за два вторых места в Кононовской – неплохой парашют под занавес карьеры.

История 28-летних подруг Марии Гущиной и Полины Кальсиной, выигравших марафон и скиатлон, тянет на экранизацию.

Год назад после ЧМ президент ФЛГР Вяльбе объявила, что этих девушек больше не будет в сборной из-за того, что они, обманув всех, поменялись местами перед женской эстафетой. Теперь они счастливые владелицы 4 миллионов для отстраненных от Игр. Формально же их можно считать отстраненными от Пхенчхана? Просто не кем-то из МОК, а собственным начальником – достойная компенсация за столь жесткое решение.

Выигравшая разделку 20-летняя Мария Истомина первый год в элите, но в 3 гонках КМ пока не поднималась выше 32-го места.

Елена Соболева проводит седьмой сезон в КМ, но лишь раз заехала в топ-10 и больше известна как спутница Сергея Устюгова.

Призер скиатлона Ермил Вокуев когда-то считался перспективным, брал медали молодежного чемпионата мира и бегал «Тур де Ски», но в последний год затерялся в дебрях российских стартов, максимально отдалившись от основы сборной.

Лыжники Ермил Вокуев, Алексей Петухов, Станислав Волженцев, Глеб Ретивых и Андрей Парфенов (слева направо)

28-летняя Ольга Царева за много сезонов никогда не поднималась выше 21-го места в гонках КМ.

Победитель разделки Артем Мальцев к 24 годам пробежал три гонки в КМ. Его ровесница Диана Головань, взявшая бронзу в марафоне – ни одной. 

Молодые Яна Кирпиченко и Полина Некрасова брали медали на юниорском чемпионате мира, но среди взрослых пока ничем не отличались. 

Спринтер Андрей Парфенов дважды стоял на подиуме КМ, но ему уже 30 и в сборной на него, похоже, уже не рассчитывают. 

Наверное, все они хорошие ребята, к которым нет никаких вопросов. Но уж слишком легкими и шальными кажутся эти деньги для лыжников, которые пока (или уже) ничего из себя не представляют.

Забавно сравнить их премии с заработками русских топ-лыжников в Кубке мира до Олимпиады.

Для сравнения победа в отдельной гонке на этапе КМ оценивается Международной федерацией в 10 тысяч швейцарских франков (около 600 тысяч рублей), победа в генерале «Тура де Ски» 55 тысяч (около 3 миллионов рублей).

Ну круто же! Большунов и Устюгов за 3-месячную битву в КМ и на «Туре» против Клэбо, Колоньи, Сундбю и других звезд заслужили по два с половиной миллиона от FIS. Непряева и Большунов, только что обыгравшие в разделках на этапе КМ всех звезд кроме Пармакоски и Полторанина, получат за серебро по 7,5 тысяч швейцарских франков (около 450 тысяч рублей).

А 24-летний Мальцев, три раза в жизни выезжавший на старт Кубка мира, за одну гонку в деревне против друзей по сборной и пришельца из Мексики заработал четыре миллиона. А Рясина пять за два вторых места – больше Юлии Белоруковой, дважды бравшей медаль в Пхенчхане. А Гущина и Кальсина, явно уезжающие с лыжной ярмарки, по 4 – за отличную подготовку к одной гонке на Альтернативных играх.

Пожалуй, это были самые дорогие и бессмысленные соревнования в истории русского спорта. Без трансляций (ни по телевидению, ни в интернете), без допинг-контроля, без журналистов и почти без зрителей. И без всякого смысла.

Следующими в борьбу за миллионы бросятся конькобежцы и биатлонисты.

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Алексей Филиппов, Виталий Белоусов, Алексей Даничев, Нина Зотина