Кинорулетка. Простые сложности Нико Фишера
Это первая и пока единственная полнометражная картина молодого немецкого кинорежиссера Ян Оле Герштера. Черно-белый фильм, рассказывающий об одном дне в Берлине (2 октября 2012 года) молодого немца Нико Фишера. Недоучившийся студент, живущий на деньги своего отца, не имеющий ни работы, ни какой-либо жизненной цели. Одним словом, неудачник и балбес. Уже как два года он бросил учиться на юридическом факультете, но отцу говорил, что учится, чтобы получать от него деньги. В течение дня Нико расстается с двумя разными девушками, лишается водительских прав, какой-либо финансовой помощи от отца (другого источника дохода у него нет) и встречается с разными людьми, безуспешно пытаясь хотя бы раз выпить кофе. Вот, в принципе, весь сюжет. Получился такой хороший средний артхаусный фильм с интересными эпизодами. Но здесь есть одно "но". Если бы его не было, я бы не включил эту картину в кинорулетку.
Вся прелесть искусства в том, что есть некий контекст и какие-то отклонения от него. Чем тоньше и искусней происходят смещения контекста, тем изящней художественное произведение. На таких смещениях все и держится. Но эти тонкие смещения завораживают лишь того, кто знает контекст. Я ни разу не был в Германии, но в силу семейных личных обстоятельств имею отношение к немцам. Не являясь знатоком немецкой культуры, я все же всегда интересовался ей. А после того как у меня появились немецкие родственники, я воочию увидел персонажей немецкой литературы. Раньше я скептически относился ко всяким национальным архетипам, но жизнь изменила мое мнение. И вот, имея некий багаж знаний и представлений о немцах, при просмотре фильма меня посещает чувство, что речь здесь о чем-то другом. И когда происходит решающая встреча главного героя с пожилым немцем, где разговор заходит о жизни при Гитлере и воспоминаниях детства о Хрустальной ночи, неожиданно вместо типичных в таких случаях покаяниях и осуждениях нацистского режима звучит совсем другая мелодия. У меня происходит некий щелчок в голове, и мои смутные догадки становятся очевидными.
Весь фильм режиссер тонко троллит немецкую политкорректность. В картине несколько раз произносится «Хайль Гитлер». Один раз это происходит вроде бы в шутку, другой - просто как описание бытового исторического факта. В эпизоде с актером немецкой мелодрамы рассказывается приторная история любви фашиста немца-писателя и еврейки (типичный современный немецкий штамп), но мелодраматический герой на радость его возлюбленной о взятии Берлина и слов: «Это значит, что мы свободны»! - отвечает ей : «Нет, это ты свободна». А ведь, в самом деле, с этого момента Германия становится оккупированной страной. Несколько раньше друг Ника, видя этого актера в эсесовской форме, говорит ему: «Тебе идет этот костюм. Ты в нем похож на моего дедушку». Ну а чего стоит фраза старого немца, когда он рассказывает о своем фашистском детстве, а Нико прерывает его расхожим для немцев замечанием, что с современной точки зрения это выглядит нехорошо. «Молодой человек, тогда не существовало современной точки зрения», - отвечает ему старик. Самый интересный перл из воспоминаний детства старика я спойлерить не буду.
Встреча Нико с пожилым человеком как кульминация фильма, конечно же, не случайна. Как и не случайно его имя, которое главный герой узнает в самом конце: Фридрих. Для немцев это не простое имя, с ним неизбежно ассоциируются два исторических персонажа, сливающиеся в какой-то мере в одно лицо: Фридрих Барборосса и Фридрих Великий Прусский. Первый Фридрих по легенде не умер, а спит в пещере, чтобы в самый трудный момент для Германии проснуться и спасти ее. Второй Фридрих - известный прусский король, увеличивший вдвое свое государство (столицей Пруссии был Берлин, где происходит действие фильма). Образ двух Фридрихов неслучайно эксплуатировался в нацистской Германии. А теперь вопрос: что за старик явился в конце фильма, подошел к Нико, который был явно не расположен к разговору, и приобщил его ко времени своего детства в нацистской Германии? Со слов Фридриха мы знаем, что он не был здесь очень давно. Но где он был столько времени? И самое главное, этот Фридрих несколько раз говорит Нико, что не понимает современных немцев, намекая, что между им и ними не осталось ничего общего. Фридрих (или вернее дух Фридриха Великого) выполнил свое дело, передал завет немецких предков тому, кто безотчетно даже для самого себя стремился к исторической памяти. Примером этому служит его визит с другом к продавцу травки, где он знакомится с его старой бабушкой.
Просто так в жизни ничего не бывает, тем более, в художественном произведении. Нико весь фильм шел к встречи с Фридрихом, который в каком-то смысле усыновляет его. Неслучайно при беседе со своим настоящим отцом во время игры в гольф (явно не немецкий вид спорта) он предлагает Нику сделать удар, говоря при этом: «Покажи, на что ты способен». Эти же слова говорил своему сыну отец Фридриха во время Хрустальной ночи. Именно после встречи с Фридрихом Нико наконец-то выпивает кофе, что не удавалось ему до этого весь фильм.
Нико – это современный немецкий романтик, которого не понимают и презирают филистеры. Типичная немецкая история. В нашем представлении немцы ассоциируются с железной машиной с четко отлаженным механизмом, работающим без сбоя. Но такими они стали лишь со времен Бисмарка, который сказал немцам: «Arbeiten!», и они, как роботы, стали пахать с утра до вечера. А до этого Германия была страной поэтов и философов. Именно к ним и относится Нико. Он еще не поэт и не философ, но уже романтик. А значит рано или поздно его посетит нечто, что покажет ему другой мир. Что и произошло. Главный герой олицетворяет собой неравнодушное к своей истории молодое поколение, которое живет в полуоккупированной стране, где с самого детства им прививают чувство покаяния за то, что сами они не совершали. Молодая Германия встает с колен. И в этом свете совсем по другому воспринимается эпизод, когда главный герой смотрит матч берлинской Герты, известной своими профашистски настроенными ультрас. Футболисты Герты забивают гол, и комментатор говорит, что Герта выходит в лидеры чемпионата. Последняя фраза, вырванная из контекста, звучит необычно для немцев: ведь Герта (осенью 2012 года) играет во второй бундеслиги. Но все когда-то начинается с чего-то.
Талантливая постановка. Вроде бы вполне заурядный реализм, но симпатичный как ненавязчивый фьюжн какой-нибудь из угла. А для Тома Шиллинга как очень неплохая фотосессия в чб)
Весь этот контекст и его смещение от меня ускользали, я разве что троллинг политкорретности уловила, который меня впрочем, не особенно развлек. Больше всего, понравилось существование главгероя в кадре - такой обычный вроде парень, даже раздражает своей инфантильностью, но все равно чем-то притягивает. Конечно, это заслуга режиссера в первую очередь, так снять парня, чтобы он казался не пустым местом, а чем-то, что собирает внимание, казалось бы - вопреки всему
Пожалуй, пересмотрю, обогащенная новым знанием
----------
Да, но тут маленький нюанс. Надо быть в курсе немецкой культуры в ее истор.развитии хотя бы на общем уровне, а например у меня очень мало немцев в багаже. Честно говоря, что Шиллер, что Гете, что германская роль в истории до первой мировой, - пустой звук для меня. Знаю на уровне имен, которые уже стали чем-то бессмысленным, так часто звучали без всякого наполнения.
А тем более связать культуру, политику и жизнь немцев - тут я пас
Очень понравилась уютная атмосфера фильма. Виной тому ч/б и джаз, такой беззаботный и расслабляющий в начале, настраивающий на одну волну с гг, и который к концу фильма становится более приглушенным, пока не пропадает вовсе.
По итогу кино получается в виде такого сеанса психоанализа для целой нации, где пишется реквием по поколению немцев, живших при фашизме (олицетворением чего становится смерть Фридриха). Ну, а то поколение, что вынуждено было жить с чувством вины за предков, теперь может сбросить с себя это бремя, оглянуться вокруг на современный пейзаж Берлина и без смятения выпить чашку кофе.
Благодаря этой рецензии кино обретает полноту смысла, что безусловно делает её автора главным фаворитом в борьбе за бонус от ведущего.
----------
А созерцатель может начать нормально жить? Мне кажется, "нормально" для себя он живет уже изначально, а "нормально" для своего отца он не будет жить никогда
В романтике очень сильна тяга к дьяволу и всему демоническому. Голубой цветок романтизма (чертополох), по мнению исследователей, тоже связан с дьяволом. Его отголосок на русской почве можно увидеть в цветущем папоротнике Гоголя в ночь на Иван-купало. Но это я описал отрицательные качества романтизма. Большинство людей привлекает, конечно, не это, но, принимая целое, нельзя не принять его часть.
Так вот романтизм а затем и нацизм, возник в Германии не на пустом месте, а присущ немцам на подсознательном уровне. Я, помню, в свое время, возмущался, что в Германии принят закон, по которому человек, публично не признающий холокоста, осуждается на 2 года. (по нему дают реальные сроки). То есть, если ты публично не признаешь геноцид цыган в нацистской Германии, тебя просто не будут воспринимать всерьез, а если не признаешь геноцид евреев, то идешь в тюрьму. Но со временем я понял, что этот закон нужен для немцев, потому что начнут они с евреев, а закончат славянами. В немецком сознании очень сильно чувства "порядка," но понимается он очень по немецки. Весь мир для них находится в хаосе, который ждет их упорядочивания. Сейчас, конечно, немецкое самосознание сильно подавлено, но как только Германия по-настоящему возродится, все расцветет полым цветом.
--------
Да, тоже в Рулетке больше всего это люблю. Так, даже очень лояльных к тебе друзей заставить посмотреть фильм вместе бывает трудновато, а благодаря массовости Рулетки намного проще