5 мин.

Кинорулетка. Простые сложности Нико Фишера

 

     Это первая и пока единственная полнометражная картина молодого немецкого кинорежиссера  Ян Оле Герштера. Черно-белый фильм, рассказывающий  об одном дне в Берлине (2 октября 2012 года) молодого немца  Нико Фишера. Недоучившийся студент, живущий на деньги своего отца, не имеющий ни работы, ни какой-либо жизненной цели. Одним словом, неудачник и балбес. Уже как два года он бросил учиться на юридическом факультете, но отцу говорил, что учится, чтобы получать от него деньги.  В течение дня Нико расстается с двумя разными девушками, лишается водительских прав, какой-либо  финансовой помощи от отца (другого источника дохода у него нет) и встречается с разными людьми, безуспешно пытаясь хотя бы раз выпить кофе. Вот, в принципе, весь сюжет.  Получился такой хороший средний артхаусный фильм с интересными эпизодами. Но здесь есть одно "но". Если бы его не было, я бы не включил эту картину в кинорулетку.

     Вся прелесть искусства в том, что есть некий контекст и какие-то отклонения от него. Чем тоньше и искусней происходят смещения контекста, тем изящней художественное произведение. На таких смещениях все и держится. Но эти тонкие смещения завораживают лишь того, кто знает контекст. Я ни разу не был в Германии, но в силу семейных личных обстоятельств имею  отношение к немцам. Не являясь знатоком немецкой культуры, я все же всегда интересовался ей. А после того как у меня появились немецкие родственники, я воочию увидел персонажей немецкой литературы. Раньше я скептически относился ко всяким национальным архетипам, но жизнь изменила мое мнение. И вот, имея некий багаж знаний  и представлений о немцах,  при просмотре фильма меня посещает чувство, что речь здесь о чем-то другом. И когда происходит решающая встреча главного героя с пожилым немцем, где разговор заходит о жизни при Гитлере и воспоминаниях детства о Хрустальной ночи, неожиданно вместо  типичных  в  таких случаях покаяниях и осуждениях нацистского режима  звучит совсем другая мелодия. У меня происходит некий щелчок в голове, и мои смутные догадки становятся очевидными.

   Весь фильм режиссер тонко троллит немецкую политкорректность. В картине несколько раз произносится «Хайль Гитлер». Один раз это происходит вроде бы в шутку, другой - просто как описание бытового исторического факта. В эпизоде с актером немецкой мелодрамы рассказывается  приторная  история любви фашиста немца-писателя и еврейки (типичный современный немецкий штамп), но мелодраматический герой на радость его возлюбленной о взятии Берлина и слов: «Это значит, что мы свободны»! - отвечает ей : «Нет, это ты свободна». А ведь, в самом деле, с этого момента Германия становится оккупированной страной.  Несколько раньше друг Ника, видя этого актера в эсесовской форме, говорит ему: «Тебе идет этот костюм. Ты в нем похож на моего дедушку». Ну а чего стоит фраза старого немца, когда он рассказывает о своем фашистском детстве, а Нико прерывает его расхожим для немцев замечанием, что с современной точки зрения это выглядит нехорошо. «Молодой человек, тогда не существовало современной точки зрения», - отвечает ему старик. Самый интересный перл из воспоминаний детства старика я спойлерить не буду.

   Встреча Нико с пожилым человеком как кульминация  фильма, конечно же, не случайна. Как и не случайно его имя, которое главный герой узнает в самом конце: Фридрих. Для немцев это не простое имя, с ним неизбежно ассоциируются два исторических персонажа, сливающиеся в какой-то мере в одно лицо: Фридрих Барборосса и Фридрих Великий Прусский. Первый Фридрих по легенде не умер, а спит в пещере, чтобы в самый трудный момент для Германии проснуться и спасти ее. Второй Фридрих  - известный прусский король, увеличивший вдвое свое государство (столицей Пруссии был Берлин, где происходит действие фильма). Образ двух Фридрихов неслучайно эксплуатировался в нацистской Германии. А теперь вопрос: что за старик явился в конце фильма, подошел к Нико, который был явно не расположен к разговору, и приобщил его ко времени своего детства в  нацистской Германии? Со слов Фридриха мы знаем, что он не был здесь очень давно. Но где он был столько времени? И самое главное, этот Фридрих несколько раз говорит Нико, что не понимает современных немцев, намекая, что между им и ними не осталось ничего общего. Фридрих (или вернее дух Фридриха Великого) выполнил свое дело, передал завет немецких предков тому, кто безотчетно даже для самого себя стремился к исторической памяти. Примером этому служит его визит с другом к продавцу травки, где он знакомится с его старой бабушкой.

   Просто так в жизни ничего не бывает, тем более, в художественном произведении. Нико весь фильм шел к встречи с Фридрихом, который в каком-то смысле усыновляет его. Неслучайно при беседе со своим настоящим отцом во время игры в гольф (явно не немецкий вид спорта) он предлагает Нику сделать удар, говоря при этом: «Покажи, на что ты способен». Эти же слова говорил своему сыну отец Фридриха во время Хрустальной ночи. Именно после встречи с Фридрихом  Нико наконец-то выпивает кофе, что не удавалось ему до этого весь фильм.

    Нико – это современный немецкий романтик, которого не понимают и презирают филистеры. Типичная немецкая история. В нашем представлении немцы ассоциируются  с железной машиной с четко отлаженным механизмом, работающим без сбоя. Но такими они стали лишь со времен Бисмарка, который сказал немцам: «Arbeiten!», и они, как роботы, стали пахать с утра до вечера. А до этого Германия была страной поэтов и философов. Именно к  ним и относится Нико. Он еще не поэт и не философ, но уже романтик. А значит рано или поздно его посетит нечто, что покажет ему другой мир. Что и произошло.  Главный герой олицетворяет собой неравнодушное к своей истории молодое поколение, которое живет в полуоккупированной стране, где с самого детства им прививают чувство покаяния за то, что сами они не совершали. Молодая Германия встает с колен. И в этом свете совсем по другому воспринимается эпизод, когда главный герой смотрит матч берлинской Герты, известной своими профашистски настроенными ультрас. Футболисты Герты забивают гол, и комментатор говорит, что Герта выходит в лидеры чемпионата. Последняя фраза, вырванная из контекста, звучит необычно для немцев: ведь Герта (осенью 2012 года) играет во второй бундеслиги. Но все когда-то начинается с чего-то.