Измена
"...они обманывались в том, что видели друг в друге. Каждый из них видел отражение своего собственного умоляющего, тоскливого взгляда, принимая его за желание и любовь. Оба они были птенцами со сломанными крыльями, каждый из которых пытался летать, ухватившись за другого. Люди, чувствующие пустоту, никогда не исцеляются, соединяясь с другим нецелостным, неполным человеком. Наоборот, две птицы со сломанными крыльями, объединившись, совершают весьма неуклюжий полёт. Никакой запас терпения не может помочь им лететь, и, в конце концов, они должны расстаться и залечивать раны по отдельности."
―Ирвин Ялом
Отчаяние. В этом фильме не будет слёз, лишь нервный смех. Но измена не оставит им шансов. Осознанная обречённость в борьбе между соблазном и разумом. Что лучше, жалеть о сделанном или несделанном? Отпустить случившееся до конца всё равно не получится, ибо обстоятельства выше тебя; можно на мгновение раствориться в другом, кто пережил те же эмоции. И расплачиваться за эту нечаянную радость в ожидании смерти. Ибо «смерть – это лучшее из того, что может случиться с человеком».
Фильм без времени и места. Поверхностно холодный, как операторская работа Олега Лукичёва, но посмотришь в глаза - обожжёт. Мы что-то похожее уже видели, отсылок у Серебренникова немало, но у ленты всё же есть яркая индивидуальность, нерв, своя особая тональность.
Вот взять верблюжьего цвета пальто главной героини – это Брандо у Бертолуччи; саму героиню – Бинош в «Ущербе» Маля. Взять тематику измены – напрашивается сравнение с «Любовным настроением». Взять операторскую работу, задействование иностранных актёров, отстранение от времени и пространства – это Звягинцев и его оператор Кричман. Но почти к каждой из вышеперечисленных работ у меня найдутся личные претензии на эмоциональном уровне. Карвай чересчур лиричен, Звягинцев в «Изгнании» нагромождает картину глубокими смыслами, которые до конца, увы, не суждено понять, лишь прикоснуться; Триер и Проскурина снимают больное кино (она же вспомнилась, ибо оператор Лукичёв снимал её «Лучшее время года»). И лишь Луи Маль...
У Кирилла Серебренникова кино болезненное, как этот текст как язва желудка, которая часто возникает не от того, что вы едите, а от того, что съедает вас. Настолько болезненное, что отдельные сцены я физически ощутил. Сильный эффект. Смотрел в мае прошлого года и сегодня ночью – ощущения те же. Не изменился. От себя не убежать.
- Вы когда-нибудь изменяли?
- Нет. А Вы?..
Можно, конечно, найти в ленте некую «театральность» режиссёра, придраться к диалогам, несостыковкам, но когда что-то своё находишь, такие мелочи теряют значение. Отдельная благодарность Наталье Назаровой за сценарий – уверен, без её участия фильм бы многое потерял в плане психологизма и эротизма. Она как тот второй пилот, который всем нужен. Люблю её дуэты с другими режиссёрами.
В главных героев я безнадёжно влюблен. Их играют немка Франциска Петри и македонец Деян Лилич. С течением фильма их характеры наполняются тем, что приходится переживать, и эта болезненность в глазах придаёт обоим особый шарм. Он мне почему-то напоминает чуть бесстрастного Олега Янковского. И его финал меня обнадёживает.
Говоря о героях второго плана, стоит отметить инфернальную следовательницу в исполнении латвийки Гуны Зарини. Незабываемый образ. И да, простите за такой дешёвый маркетинг, но сиськи «нашей Джулианны Мур», то есть Джанабаевой, обязательно будут!
Любимые сцены из фильма: падение любовников на самом пике; и последнее посещение доктора, когда подавленные эмоции дают о себе знать. Жуткий перенос.
Гастрономическое сочетание: поганое виски пойло William Lawson’s, которое пьют в фильме. Обязательно из горлА. Мерзкие плавленные сырки (у которых обязательно истекает срок годности!) с чёрствым хлебом на закуску. Экзистенциально, не очень вкусно, но реалистично.
Созвездья погаси, и больше не смотри вверх!
Упакуй Луну и Солнце разбери,
слей в чашку океан, лес чисто подмети.
Отныне никого в них больше не найти.
Саша, твоя рецензия получилась, как многогранный прозрачный камушек в преломлении луча света :) И каждая грань играет. Фильм заинтересовал...Будет много боли от съеденной соли?....
Только хорошо, если бы фильм теперь оказался не хуже (на уровне) твоего замечательного превью :)
КСЕНИЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВ и БОРИС НЕЛЕПО рецензируют фильмы Венецианского фестиваля прямо из кинозала.
Небольшая подборка едких подколок от наших журналюг:
19:48. Степанов: Актеры-иностранцы вынуждены вступать в диалоги, свидетельствующие что-то о русской душе:
— Аварию сегодня видел.
— Что-то душа моя не на месте была весь день.
_____________________________________________
19:51. Рождественская: Камера чуть трясется, глядя на двоих людей в постели, как будто он хочет снимать порно, но еще не решил.
19:52. Рождественская: О, решил.
19:52. Рождественская: Нет, не решил. Тот зритель, который рядом со мной кашлял все это время, на сцене мастурбации героини кашлять перестал.
19:59. Рождественская: У героини в некоторых ракурсах лицо пожилого Энди Уорхола.
___________________________________________
20:00. Степанов: Мама, у них мебель как у моей бабушки!
___________________________________________
20:06. Рождественская: Жалко, что героиня подходит к стене лишь для того, чтобы ее тень тоже подошла к стене.
___________________________________________
20:12. Степанов: Автор также всерьез озабочен темой садоводства — одна жена подсыпает земли чахлому деревцу, другая хочет купить участок. *до слёз*
___________________________________________
21:00. Нелепо: Это «Любовное настроение», переснятое Звягинцевым с картинками под «Стыд», диалоги — уровня Мизгирева (у меня сейчас из ушей кровь пойдет).
Ответ грустных глаз пьяного Гришковца: ну "Стыд" зачем приплели? Маккуин, конечно, славный малый, но после красивой песни Мэллиган про Нью-Йорк и распитого Пино нуара показывать такой неэстетичный секс? Вот где стыд!
___________________________________________
21:19. Рождественская: Опять бескрайняя женская душа страдает и рвется. Сослать ее в «Юрьев день» без права переписки.
________________________
Бонсуа, Инна! Никогда не смотрю трейлеры из-за того, что сразу начну рисовать фильм в своей голове.
Альбина... я её даже в театре видел. Играла адвокатшу с Шакуровым, Угольниковым и Спиваковским. И для непрофессиональной актрисы, думается мне, она была вполне органична, есть в ней какой-то характер. В фильме же её роль незначительна, тяжело судить.
Будет много боли от съеденной соли?....
____________________________
Зависит от того, захочешь ли вовлечься. Ибо, повторюсь, поверхностно фильм холодноватый.
P.S. Сейчас вот читаю интервью Кирилла, всё больше понимаю, почему у него получилось:
- Что вас натолкнуло на тему измены?
- Это из личного опыта. Личная история стала толчком к развитию сценария.
Фильм некоммерческий, явно не ради Венецианского фестиваля снимали. Серебренников в интервью вспоминал Трюффо. И я вспомнил фильм Франсуа - "Соседка" с Депардье и Ардан. У меня до сих пор когнитивный диссонанс от того просмотра - как можно было показать фильм о страсти от третьего лица, рассказчицы..?
Кстати, я некоторое время назад нагло позаимствовал твой роскошный оборот, направленный в адрес Отея в "Ледяном сердце". Про то, что "в холодном доме загорелись факелы... в глазах". Эстетка.
Меня в творчестве Серебренникова до этого цепляли лишь отдельные куски, а тут весь фильм.
_______________________________________________
— Антониони, Трюффо, Линч — ну да, это все любимые мастера. Но если говорить о том, что перевернуло мое сознание, — это Бергман. Еще в детстве посмотрел «Фанни и Александр» и «Шепоты и крики». Это кино, которое меняет химию мозга, после которого ты не можешь оставаться прежним. Я впервые осознал, что такое чувство одиночества, на фильмах Бергмана. Что до Достоевского… Я ненавижу его. Потому что он часть нас, и я ненавижу эту самую часть. Вам странно это слышать — на Западе это самый почитаемый русский писатель. Но не судите о русских по его книгам. Мы не такие! Вернее, не все мы такие. Лично я себя ощущаю, скорее, персонажем не Достоевского, а Гоголя.
___________________________________________________
В целом талантливый мужик с хорошим чувством юмора. Я вот актрису Ахеджакову никогда не любил, но эта феерия про японку с судьбой из "Изображая жертву"... кто смотрел, тот поймёт.
Хорошая всё-таки штука этот интернет - можно сходить с ума, не выходя из дома.
Кто прочитает эту шизофазию, пусть обратит внимание на подчёркнутое. Триер и дешёвый пиар; сиськи и поганый виски. Не то что бы мне датчанин чем-то не угодил, просто не упомянуть его в этом блоге - дурной тон.
Весело. Жду матч Барсы.
А дальше вопрос трактовок: по мне так актерам-главгероям практически нечего играть и м.б. набрать любых, просто подходящих по типажу, а кто-то оценит смелость режиссера (ну или там его нестандартный подход), давшего шанс проявить себя незасвеченным европейским актерам :).
Втопку Измену, смотрите Эру Альтрона: там и история связная, и авторских высказываний и метафор (для любителей) тачками и пачками, и персонажи поживей (насколько "живей" м.б. персонажи комикса).